"Могут ли быть выгодными для Казахстана услуги Прибалтики, если от них уже отказывается Россия?!", - задаётся вопросом эксперт Санджар Сейсенов в казахстанском издании INOSMIKZ.COM. Так издание комментирует давние усилия стран Прибалтики привлечь Казахстан к развитию своей портовой инфраструктуры и интенсификации казахстанского транзита через Прибалтику.

Издание пишет: "По словам министра экономики Литвы Витаса Навицкаса, торговое и экономическое сотрудничество у Литвы с Казахстаном является куда более интенсивным, чем с другими центрально-азиатскими странами. Свыше 30 литовских бизнесменов успешно работают в Казахстане. Как сказал министр экономики этой прибалтийской республики, принимая во внимание быстрый рост казахстанского импорта, литовские компании должны более активно предлагать свои товары и услуги. Литовский коммерческий атташе в Казахстане мог бы помочь литовским бизнесменам укреплять свои позиции на этом рынке. В общем, чего хотят литовцы от Казахстана - понятно. Огромный потенциал в торговле, о котором говорилось выше, предполагает, как это и сказано в открытой форме министром экономики Литвы, более активный сбыт литовским бизнесом своих товаров и услуг Казахстану с учетом возрастающих объемов его бизнеса. Такой же огромный потенциал в энергетике - это то, что литовцы хотели бы еще больше прямых и косвенных выгод получать от посредничества в переправлении казахстанской нефти на рынки других стран.

Что же касается аналогичного потенциала в транспортной сфере, тут речь идет о желании литовцев добиться увеличения объемов казахстанских импортно-экспортных грузов, перевозимых через их наземные пути и порты. Одним словом, если Литва и Казахстан станут использовать более полно "огромный потенциал в торговой, энергетической и транспортной сферах", это в основном будет соответствовать столь же более полному воплощению литовских интересов. Казахстанская же сторона до сих пор вовлекалась в отношения с прибалтийскими республиками в означенных областях деятельности постольку, поскольку это было обусловлено инерцией сложившихся еще в советское время в рамках единого тогда государства внутрисоюзных экономических связей. Но чем дальше отдаление от той эпохи, тем меньше остается не только целесообразности, но и простого здравого смысла в том, чтобы продолжать их. Прибалтика - это как бы ближний к нам край Скандинавии. От Эстонии, во всяком случае, до Финляндии - что называется, рукой подать. А Скандинавия, если посмотреть на нее со стороны Казахстана, - это все равно, что край света.

Так что в том, чтобы не только укреплять торгово-экономические связи с прибалтийскими странами в прежнем ключе и, так сказать, по проторенной еще в советское время дорожке, но просто продолжать их, нет никакого здравого смысла. Тут гораздо сподручнее использование даже дальневосточных российских портов или восточных китайских портов. Потому что в таком случае транзитно-посредническая страна всего одна - Россия или Китай.

А при использовании литовских портов для тех же целей таких стран оказывается целых три - Россия, Белоруссия (или Латвия) и сама Литва. И какая тут может быть выгода для Казахстана?! Чем обращаться к услугам литовских портов, менее хлопотно воспользоваться, наверное, даже южно-корейскими портами.

Кстати сказать, Россия два года тому назад, в июле 2008 года, объявила, что она поставила себе целью полностью отказаться к 2015 году от использования прибалтийских портов для всех видов своих экспортных товаров. Стали бы россияне отворачиваться от услуг прибалтийцев, если бы они были выгодны. Конечно же, нет. Так, тем более они, прибалтийские посреднические услуги не выгодны Казахстану. Поэтому нелишне было бы и нашей стране пересмотреть свое отношение к давно сложившейся системе экономических связей с Прибалтикой" Санджар СЕЙСЕНОВ