Только-только посетили Таллин высокопоставленные российские посланцы Владимир Якунин, Сергей Степашин и Александр Шохин, каждый из которых слово в слово подчеркивал, что "политика не должна мешать экономике", как в Эстонии, торпедировавшей все эти годы попытки наладить отношения с Россией, заговорили о необходимости их нормализации, а также больше считаться с местными русскими.

Только что МИД ЭР сообщило, что в связи с прокладкой подводного газопровода "Северный поток" эстонские власти разрешили компании Nord Stream провести экологический мониторинг в особой экономической зоне Эстонии. Участвовать в исследованиях будут и представители эстонской науки, и полученные данные предоставят Эстонии. Но еще весной этого года ее правительство ответило отказом, а парламент (Рийгикогу) обратился ко всем странам Балтийского моря с призывом не давать разрешения на строительство этого газопровода. Сразу после этого Президент ЭР Тоомас Хендрик Ильвес, кстати, ставленник США, заявил, что проект запущен и не стоит препятствовать ему.

Кстати, весной же в Москве началась активная фаза переговоров между эстонскими и российскими деловыми кругами, которые и привели к визитам высоких московских гостей. Ясно: в США дали отмашку Эстонии, поскольку Россия выполнила свои обещания в рамках "перезагрузки" между двумя державами. Еще конкретнее - Кремль стал реализовывать обещанную новую внешнеполитическую линию на прагматизм в международных отношениях с другими странами.

Эстония открывает "свою Америку"

О переменах свидетельствует кардинально изменившиеся установки эстонских СМИ, которые словно по команде приступили к обработке отравленного русофобией эстонского населения. Толчком революционного толкования "русского вопроса" послужил "Рапорт о человеческом измерении Эстонии" (Eesti Inimvara Raport (IVAR). Он составлен Палатой сотрудничества Эстонии (Eesti Koostöökoda) по заказу Комиссии щадящего развития (Säästva Arengu Komisjon) и составлен специально для эстонской политэлиты. В эту Комиссию входят 15 крупнейших внеправительственных зонтичных организаций, а также такие, как Академия Наук ЭР, Эстонская торгово-промышленная палата, Центральный Союз профсоюзов, Союз городов Эстонии.

Профессор Таллинского технического университета Райнер Каттель, один из авторов названного Рапорта пишет (правда, пока его публикуют только на интернет-сайте) в одной из ведущих дневных газет "Ээсти Пяэвалехт" (Eesti Päevaleht), что почти 12% жителей Эстонии (около 130 тысяч человек) проживают сейчас за рубежом и большая их часть - неэстонцы. Он отмечает, что самый высокий процент покинувших Эстонию наблюдается среди невостребованной русской молодежи с высшим образованием и эстонским гражданством.

Также он считает, что Эстония должна отказаться от идентификации жителей по языковому признаку, прежде всего в области гражданства. Недопустимо, что этнически Эстония стала совершенно раздробленным обществом. Местная русская культура - это не российская культура (то есть другого государства), ее надо поддерживать и способствовать ее развитию. Игнорирование этого приводит к тому, что число просивших гражданство Эстонии в порядке натурализации, уменьшилось с 2005 года по 2009 год более чем в 4 раза. Заметно выросло число тех, кто берет российское гражданство.

Лучше поздно, чем никогда?

Ученый и раньше выступал в эстоноязычных СМИ с предупреждением о невосполнимых потерях Эстонского государства, которое игнорирует проблемы местного русского населения, ухудшает в пользу эстонцев социально-экономическое и общественно-политическое положение русских. Но если еще вчера это был "глас вопиющего в пустыне", то теперь с этим мнением соглашается даже эстонская пресса.

Эстонские газеты, до сих пор нагло игнорировавшие выступления и обращения русских политиков, публикации в СМИ на русском языке о дискриминации русского населении, теперь не только признают это. Они выражают неодобрение, например, тем, что лишь толика русской молодежи получает высшее образование в эстоноязычных вузах, а среди образованных русских жителей страны желающих покинуть Эстонию во много раз больше, чем среди их эстонских сверстников.

Так, русофобский эстоноязычный интернет-портал Delfi, хоть и в привычном высокомерном тоне, пишет, что с талантливой русской молодежью "надо обходиться так, чтобы, она, образно говоря, была готова кушать с твоей руки", но все же полностью соглашается с выводами названного авторитетного рапорта.

Вот некоторые из этих, пусть и с налетом нафталина, упреков: "Эстонскую и русскую общины мы должны воспринимать как единое целое. И это большой вызов, потому что у нас разные точки зрения в вопросах культуры, образования и работы... Многие русские родились в Эстонии. И это не их вина, что их родители когда-то сюда приехали. А мы, эстонцы, преподносим это как нечто плохое... Для человеческого ресурса Эстонии потеря от уезжающей за рубеж русской молодежи, родившейся в Эстонии и получившей здесь образование, значительна... Их недопустимо считать оккупантами... Необходимо обеспечить каждого неэстонца возможностью бесплатного обучения государственному языку, рекомендовано привлекать представителей нацменьшинств к работе на на руководящих постах".

Не до жиру, быть бы живу

То, что пока выплеснуто в эстонские СМИ, - лишь малая доля проблем, которые испытывает русское население от моноэтнизма Эстонского государства. Но начало положено. Первые комментарии эстонцев в интернете обнадеживают. Наряду с откровенно националистическими высказываниями немало тех, кто одобряет нормализацию отношений двух стран. Но немало и тех, кто смиренно принимает ее, как неизбежность, чреватую повторением аннексии Эстонии в 1940 году.

Возможно, относительно спокойное восприятие призывов уважать "местных русских" объясняет небывалая в Эстонии жара. Возможно, обывателя вполне устраивает нормализация отношений с Россией, поскольку та не выдвигает никаких встречных условий, например, отказа от межэтнического неравенства. Но быть может простые люди, испытывающие на себе ужасы финансово-экономического кризиса, усугубленного в Эстонии переходом на евро, что привело к тотальным сокращениям расходной части госбюджета, а значит, прежде всего, финансирования социальных нужд, видят свое спасение и своей страны в российских рынках? А, значит, и в оживлении торговли с Россией, росте числа рабочих мест.

Примечательно, что началась и обработка русского населения страны. Политический обозреватель, политолог Борис Семенов в региональной, распространяемой в странах Балтийского моря газете "КП - Северная Европа" занял осторожную позицию. Он явно держит сторону посланцев Кремля - Якунина, Степашина и Шохина, но он и не корит тех русских в Эстонии, кто считает нормализацию межгосударственных отношений односторонней уступкой России, предательством российского бизнеса соотечественников, превращением их в заложников российско-эстонского потепления. Продуманный расчет тех, кто осуществляет прагматическую политику нормализации отношений между Россией и Эстонией?

Лиха беда начало. Неужели?

Ведь до сих пор те московские гости Эстонии, которые заявляли том, что политика не должна мешать экономике, полностью игнорировали проблему межэтнического неравноправия. Ни один из них не счел необходимым встретиться с соотечественниками. Не осталось также незамеченным, что именно Владимир Путин принял политическое решение о замораживании контактов с Эстонией в связи с "бронзовыми событиями" в апреле 2007 года в Таллине. Отсюда и подозрения: то ли это - наезд президента РФ Дмитрия Медведева на премьер-министра РФ, то ли они вместе зондируют реакцию на прагматику России в отношении Эстонии с помощью названных выше посланцев Москвы.

Все это насторожило русскую Эстонию. Не сняло все вопросы и заявление Александра Шохина о том, что создание совместных российско-эстонских предприятий на северо-востоке Эстонии, где большинство жителей - русские, может снизить там безработицу. Потому что продвинутая русская молодежь, не страдает комплексом вины за "советскую оккупацию", который внедряла многие годы в сознание русских эстонская пропаганда. Русская молодежь хочет не только достойной работы, но и реального всеобщего равноправия, в том числе политического (наравне с эстонцами - избирательного права).

Москва похоже, с этим не спешит.

Потому обозреватель Борис Семенов и смягчает в "КП - Северная Европа" конфликт. Он считает, что, коль потепление в отношениях - реальность, "то больше правы все же те, кто считает, что "поворотная вешка" еще далеко не пройдена". Он же, успокаивая местных русских, поправляет московских эмиссаров: "Плохо, когда политика диктует экономике, но не бывает и не может быть так, чтобы она вообще не оказывала никакого влияния". Наконец, как фундамент, пусть символический, намеченного потепления приводится инициатива Сергея Степашина, он первым из российских официальных лиц возложил цветы к памятнику героям Освободительной войны у Реальной гимназии в Таллине. А также не менее символическое участие президента ЭР в праздновании 65-летия Победы на Красной площади в Москве. И это названо обозревателем так: лиха беда начало.

От Эстонии Москва ничего не хочет

Говоря о "русских скептиках" в Эстонии обозреватель "КП - Северная Европа" явно выдает желаемое за действительное. Он считает, что те объясняют прагматизм российской политики в отношении Эстонии "тем, что это сейчас выгодно для России". Таких "скептиков" в Эстонии пока встретить не удалось. Да и "выгода России" как раз и не очевидна, она предположительна. Единственно зримой, да и то формальной, смотрится "заинтересованность" президента Эстонии в том, чтобы Россия вступила в ВТО.

К тому же не стыкуется установка обозревателя "КП - Северная Европа" со сказанным в интервью русскоязычному интернет-порталу Delfi президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александром Шохиным: "Дело не в том, что Россия чего-то хочет от Эстонии, просто отношения должны так или иначе улучшаться и развиваться". Но тут же, противореча себе: "Россия не хочет ждать, пока удастся продвинуть свои отношения с Эстонией через Евросоюз, но заинтересована в развитии эффективных двусторонних связей". То есть не хочет, но заинтересована. В заключение журналист пишет, что в ходе таллинских встреч стороны "обсудили ряд вопросов, связанных с созданием благоприятных международно-правовых и политических условий для активизации двустороннего сотрудничества". С какой целью? Борис Семенов объясняет несмышленому соотечественнику, что "Россия исходит из своих собственных интересов", что "совершенно нормально и не должно никого удивлять". А именно: Москва озабочена "сейчас преодолением экономического кризиса и его последствий... в качестве главной перспективной цели она выдвинула технологическую модернизацию".

И вот резюме: для достижения этого "чрезвычайно важны хорошие отношения с Западом, прежде всего с Европой, так как США всегда и при любых администрациях склонны, конечно, в своих опять же интересах, зажмурить глаза на некоторое, скажем так, несовершенство партнеров. Эстония играет в этом раскладе служебную роль, а значит, процесс вполне обратим, стоит лишь сместиться интересам".

Кому - вершки, а кому - корешки

Загогулина получается. Стратегическая выгода Российского государства, хотя и все равно сомнительная, но начертана. И живущий в Эстонии русский, как соотечественник и патриот, должен войти в положение Родины и надеяться, что когда-нибудь, возможно после экономического поглощения Россией Эстонии, тут вынуждены будут заняться выравниванием социально-экономического и общественно-политического положения русского и эстонского населения. Только вот два вопроса. Первый: а все-таки, что выиграет от потепления отношений с Эстонией сама Россия? Неужели это избавление Эстонии от ее беды - Александр Шохин обозначил ее в интервью русскоязычному Интернет-порталу Dеlfi так: "Эстонии плетется в хвосте выстраивания нормальных отношений". Неужели у России нет других забот?

И второй: сохранится ли к тому времени русское население - ассимилируется ли оно или навсегда покинет Эстонию? А если останется, то неужели не займет самую низшую социальную нишу, что впрочем, уже сегодня наблюдается и невооруженным глазом. Спрашивается, какая от всего этого выгода 300 тысячам русских Эстонии (или миллионного русского населения в масштабах всей Прибалтики), если они, конечно, сами не смирятся с такой перспективой? То есть в который раз в истории России во имя реализации провозглашенных ее правителями интересов Отчизны самих русских элементарно сдают: или закладывают, как недвижимость, или сдают в аренду.

Зато очевидны выгоды Эстонского государства. В тяжелейшей экономической ситуации Россия во имя не вполне понятных выгод, как ни в чем не бывало, протягивает руку "соседке", которая 20 лет безнаказанно измывалась над ее обеспокоенностью о положении, как выясняется, не очень-то и нужных России соотечественников Эстонии. Более того, в доказательство своей искренности Россия намерена вернуть Эстонии президентские регалии, от которых, кстати, не дождавшись, Президент ЭР отказался, распорядившись изготовить копию той цепи. А еще кому-то очень хочется вернуть Тартускому университету ценное имущество, которое было вывезено во время первой мировой войны в Воронеж, но заметьте, еще до появления Эстонского государства.

Послесловие

Как не вспомнить русского писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова, который сказал: "уважение к России и к ее требованиям, вот мне что нужно". Увы, убитого в Иране великого гражданина и патриота России персидский шах и российский император компенсировали подарком - редкой красоты драгоценным камнем. Стоит также напомнить и о перестроечном министре иностранных дел РФ Андрее Козыреве, которого долго ругали за то, что интересы России он обслуживал в последнюю очередь. Неужели он был-таки прав?