Астана стала несомненным Рубиконом для белорусской власти в нынешнем политическом сезоне. По сути дела, этот годичный сезон изначально делился на два крупных этапа. Причем первый этап, завершившийся 6 июля окончательным вступлением Белоруссии в Тройственный таможенный союз, был менее важным, чем второй, который только сейчас начинается. Более того, первый носил по отношению ко второму этапу прикладной, подготовительный характер.

Итак, главной задачей первого этапа было вступление в Таможенный союз на наиболее выгодных с точки зрения Минска условиях при непременном сохранении тех преференций (или дотаций, кому как угодно), которые до сего момента исправно поступали от Москвы. Эта задача решена наполовину: Белоруссия уже полностью в Таможенном союзе, но все еще без отмены экспортных пошлин на сверхлимитную российскую нефть. Главной же задачей второго этапа является успешное прохождение предвыборной кампании, а именно переизбрание ныне действующего президента. И первый этап должен был лишь создать (в этом его прикладное значение) наиболее благоприятные экономические условия для такого переизбрания, что особенно важно именно на выходе из кризиса, когда экономическая турбулентность все еще весьма высока. Как говорится, для минимизации социальных рисков.

Это внутренние задачи. На внешнем же политическом пространстве все немного по-другому. Если для решения внутренних задач все так или иначе вращается вокруг взаимодействия с Москвой, то во внешней сфере главной фигурой для Минска сейчас является Запад. Действительно, первый этап должен был создать политические предпосылки к давно ожидаемому и, можно сказать, вожделенному признанию Западом легитимности белорусских президентских выборов. Фактически, к этой цели Минск идет планомерно и, порой, невзирая на моральные издержки, вот уже два последних года. Однако, именно май-июнь 2010-го (как говорится в крестьянской поговорке, "летний день год кормит"), должны были обеспечить на весь новый президентский срок белорусскую элиту западной легитимностью. Но договориться с ПАСЕ, а, значит, и с ЕС, к этому сроку не удалось.

В нормализации отношений с Западом как таковой нет и не может быть ничего плохого. В конце концов, для самой России нормальные отношения с Западом - один из главных стратегических императивов, так почему же Белоруссия не может этого делать? "Может!" - отвечает Россия, которая долгие двенадцать лет политической изоляции Минска прилагала немалые усилия, дабы пробить брешь в европейском железном занавесе для белорусов. Но при этом Москва никогда не предполагала, что Минск может попытаться намекать на возможность дистанцироваться от нее, воспользовавшись уже пробитой брешью. Минск и не пытался намекать, потому что ему просто не поверили бы, прежде всего, в Брюсселе. Брюссель же, чтобы поверить, требовал "дел", а не слов, которых - отметим, справедливости ради, - так никто вслух и не произнес. Да и дел не сделал. Вот на этой зыбкой почве взаимных недомолвок и преувеличенных ожиданий и продержался диалог Минска с Западом долгих два года. А все потому, что Запад ожидал от Минска четкого заявления о "дистанцировании", а Минск по экономически причинам не мог этого сделать, и вместо заявления предлагал лишь "жесткую риторику" с Москвой по тем или иным экономическим, но, не дай Бог, политическим вопросам! В результате неудовлетворенными остались как Запад, так и белорусская власть, а вопрос о признании Западом грядущих выборов снова завис.

Такова была сложная политическая игра, длившаяся два года, по итогам которой Александр Лукашенко недавно заявил в интервью одному европейскому агентству: "Нас на Западе никто не ждет". Как говорится, что и требовалось доказать. Определенность во взглядах дорогого стоит. Весь вопрос, какова цена этой определенности, вернее, как ее измерить? Оказалось, по прошествии двух лет, полных неопределенности, третьей неудовлетворенной стороной стала Россия. Она, правда, не участвовала в сложной игре, а наблюдала со стороны, и, надо признать, с неослабевающим интересом. И, очевидно, что-то такое заметила, что заставило ее поменять позицию.

А между тем и Минск, и Брюссель пребывали в полной уверенности, что позиция Москвы будет всегда оставаться незыблемой. Очевидно, это и был обоюдный просчет, добавившийся к неудовлетворенности. И если в диалоге Минск-Брюссель можно со сдержанным оптимизмом констатировать ситуацию, когда каждая из сторон, по крайней мере, ничего не потеряла и осталась, что называется, "при своих", то Москва потеряла значительную часть своих иллюзий. И это не могло не возыметь с ее стороны некоей реакции.

Какова была эта реакция, сегодня уже всем известно. И к каким это привело результатам - тоже. Неясным остается только один вопрос: когда же именно пройдут в Белоруссии президентские выборы? И хотя разбежка вариантов ограничивается Конституцией РБ, - а точнее, февралем следующего года, - все же она весьма существенна, если рассматривать не временную "вилку", а политическое звучание тех или иных сроков кампании. В белорусской политической жизни сегодня и два месяца, и даже один имеют большое значение. И не с точки зрения того, переизберется или нет Александр Лукашенко. При нынешнем раскладе внутриполитических сил в Белоруссии ни у одного здравомыслящего наблюдатели не может возникнуть сомнения на сей счет: да, Лукашенко переизберется. Причем, пройди выборы в сентябре или в январе - абсолютно неважно. А то, что Лукашенко пойдет на выборы показала именно Астана: если бы Лукашенко не видел себя и в ближайшие пять лет на высшем посту государства, он оставил бы тяжелый труд подписания таможенных кодексов кому-нибудь другому. В то же время, Лукашенко прекрасно понимает, что Союз трех - это будущее белорусской экономики, ее процветание, а тогда зачем дарить плоды собственных, весьма тяжких усилий какому-нибудь прозападному конкуренту. Тем паче, когда с Западом так и не удалось договориться!

Нет, Александр Лукашенко такой многообещающий проект, как Таможенный союз, не будет превращать в свое "политическое наследство" - он будет реализовывать его сам. Во всяком случае, приложит все усилия для этого. В том числе, и выберет наиболее удачный момент для выборов. Если учесть, что ближайший саммит Таможенного союза намечен на декабрь текущего года, то и выборы в Белоруссии пройдут до декабря. Это уж чтобы уже на саммите по переходу от Таможенного союза к Единому экономическому пространству Лукашенко появился во всеоружии очередного народного мандата...