Интервью ИА REGNUM Новости с сопредседателем Социал-демократической партии Азербайджана Аразом Ализаде.

ИА REGNUM: Какие, на ваш взгляд, самые значительные перемены произошли с начала года в Азербайджане?

Продолжился рост экономики и что особенно радует, ее ненефтяного сектора. Однако при этом не наблюдалось заметного роста благосостояния населения страны. С одной стороны, это нонсенс, но с другой - действительность. Во внешней политике равноудаленность Азербайджана от сильных мира сего в сочетании с хорошими партнерскими отношениями с этими же странами принесла новые плоды. Решительность президента Ильхама Алиева предотвратила, несмотря на давление Белого дома, ратификацию цюрихских протоколов, после которой Турция должна была бы открыть границу с Арменией, что, безусловно, нанесло бы ущерб интересам Азербайджана.

ИА REGNUM: Почему? Ряд бакинских аналитиков и политиков считает, что блокада свою роль уже сыграла...

Есть 4 резолюции Совета Безопасности ООН, где признается факт оккупации азербайджанских земель и содержится требование к армянской стороне покинуть эти земли. Армения эти резолюции не признаёт и не выполняет. Когда резолюции ООН кто-то не выполняет, то, как мы видели на примере Югославии, КНДР и Ирана, в ход идут экономические санкции. К сожалению, в данном случае эти санкции введены не были. Турция же, проявляя добрую волю, решила принудить агрессора к прекращению оккупации и началу мирных переговоров, и с этой целью закрыла свою границу с ним. Насколько эффективна блокада, можно судить по тяжелому экономическому и политическому положению Армении, которая фактически уже стоит на краю пропасти.

И вот внезапно США, на словах - друг Азербайджана (кстати, немало здесь зарабатывающий), предприняли попытку спасти Армению с помощью открытия границы с Турцией. Вместо того, чтобы помогать жертве оккупации, Вашингтон, помогает оккупанту. Еще одним свидетельством тому стали деньги, выделенные Соединенными Штатами как самой Армении, так и марионеточному режиму Нагорного Карабаха.

ИА REGNUM: Возвращаясь к начальному вопросу. Какие еще перемены в Азербайджане вы видите?

Остановив навязанный из-за океана процесс турецко-армянского сближения, наша страна показала, что имеет достаточно большую силу и всегда может сказать свое слово в регионе. Первой и вполне предсказуемой реакцией вашингтонской администрации было охлаждение к Азербайджану. Грубо говоря, официальный Баку пытались взять на испуг. Но Азербайджан, проводящий многовекторную политику, стал выстраивать еще более тесные, чем прежде отношения с Россией. Это охладило горячие головы в Вашингтоне и заставило их понять: Баку на угрозы не поддается и потому лучше, пока не поздно, вернуть прежние отношения. Далее в течение короткого промежутка времени Азербайджан один за другим посетили несколько влиятельных лиц Соединенных Штатов, в том числе министр обороны Роберт Гейтс и госсекретарь Хиллари Клинтон. Осознание США изменившегося баланса сил в регионе и возросшего влияния Азербайджана не может не радовать и является одним из главных внешнеполитических успехов нашей страны в последнее время.

К этим успехам можно причислить и то, что в мире всё лучше осознают, что часть территории Азербайджана оккупирована Арменией, что мы в состоянии вернуть земли военным путем, и что для достижения мира нужно давить не на нас, а на агрессора.

Во время последней поездки заместителя председателя нашей партии Салахаддина Аллахвердиева в Ереван, где проходило заседание комитета Социнтерна по Восточной Европе, Южному Кавказу и Черноморскому региону, к нему то и дело подходили армяне и спрашивали: действительно ли Азербайджан может, несмотря на известную позицию мировых держав, начать войну? Аллахвердиев в ответ высказывал точку зрения СДПА: если руководство Армении не одумается и по-прежнему будет тянуть волынку, то возобновление войны неизбежно.

ИА REGNUM: А какие изменения происходят внутри азербайджанского общества? Как обстоят дела с демократическими свободами и правами человека?

Я уже говорил, что благосостояние основной части граждан Азербайджана не изменилось, несмотря на рост экономики. А в том, что в стране нет демократии, виновата оппозиция. Лидеры оппозиции, в основном, малообразованны и как личности не развиваются, оставаясь на уровне 1988 года, когда они пришли в политику. Если можно так выразиться. Страна была беременной демократией, но в начале 90-х годов Народный фронт сделал ей аборт. Посмотрите лидеров правой оппозиции, все они вышли из одной шинели - Движения Народного фронта.

Вместе с тем хочу отметить, что единого рецепта демократии нет. Если взять США и Великобританию, страны достаточно близкие и имеющие к тому же один государственный язык, и насадить демократию американского образца в Англии и британского образца в Соединенных Штатах, и там, и там воцарится хаос. Есть такое выражение: если в одну комнату собрать 9 беременных женщин и продержать их в ней месяц, то ребенок не родится. Словом, у каждой страны свой эталон демократии и путь к ней.

ИА REGNUM: Возможно, у госсекретаря США Хиллари Клинтон схожий с вашим взгляд на азербайджанскую оппозицию. Ведь во время недавнего визита в Баку эта американская поборница свободы и прав человека не нашла время для встречи с местной "Фрондой", существенно подорвав веру последней в заокеанские демократические ценности...

Г-жа Клинтон не первая. Помню состоявшуюся несколько лет назад встречу в Баку, на которую приехали представители ОБСЕ и где были послы США, Великобритании, Германии ряда других стран, председатель Партии народного фронта Азербайджана Али Керимли начал обвинять всех в том, что они не помогают оппозиции прийти к власти. Тут поднялся с места тогдашний посол США в АР Рино Харниш и спросил: "Господин Керимли, кто-нибудь обещал привести вас к власти?" и, дождавшись отрицательного ответа, сказал: "Боритесь сами!".

Президент США владеет полной информацией обо всех странах. Ее собирают и передают посольства и спецслужбы. Поэтому в Белом доме о каждом оппозиционере знают больше, чем он сам. Естественно в Вашингтоне осведомлены, что грузинская и армянская оппозиция имеют силу, а азербайджанская нет. В мире считаются с сильными, но не со слабыми.

Как бы там ни было, думаю, что осенью в Азербайджане пройдут нормальные выборы.

ИА REGNUM: Недавно президент Азербайджана произнес программную речь, в которой впервые подробно раскрыл содержание предлагаемых сопредседателями Минской группы ОБСЕ базовых принципов урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Почему?

Эти принципы, за исключением референдума в Нагорном Карабахе, устраивают Азербайджан. А армянское руководство по-прежнему тянет время, не понимая, что чаша терпения азербайджанского народа полна до края. Но Серж Саркисян, так же как и до него Роберт Кочарян не могут пойти на мирное, справедливое урегулирование конфликта. Карабахский клан, узурпировавший власть в Ереване много лет вводит в заблуждение весь армянский народ, рассказывая ему сказки. Вчерашние люди с улицы, благодаря карабахским событиям сегодня имеют всё и боятся это потерять. Узнав правду, народ попросту сметет Саркисяна.

Потому, чтобы урегулировать конфликт, нужно нынешнему руководителю Армении дать в Москве такую же хорошую работу как Кочаряну. И когда люди, у которых руки в крови не только азербайджанского, но и армянского народа, будут отстранены от власти, тогда будет подписан мир. Опять же, если до того Баку не вынудят решить вопрос силой, для чего у него есть все военные, экономические и прочие возможности.

Думаю, президент и верховный главнокомандующий Азербайджанской Республики раскрыл до конца содержание мадридских принципов для того, чтобы народ, которому, возможно, завтра придется воевать с оккупантами, знал настоящее положение дел.

ИА REGNUM: Как, по-вашему, возможно ли возобновление боевых действий в этом году?

Не буду гадать. Это решение может принять только верховный главнокомандующий, равно как и определить время, когда нужно будет сделать этот шаг.