В Казани завершился третий Евразийский научный форум, организованный Центром евразийских и международных исследований Казанского (Приволжского) федерального университета (ЦЕМИ К(П)ФУ). В форуме участвовали около 150 специалистов в разных областях гуманитарного знания из регионов России, Украины, Южной Осетии, Нагорно-Карабахской Республики, Узбекистана, Казахстана, Турции и Ирана. В фокусе внимания оказались этноконфессиональные конфликты и процессы социально-политической трансформации на Кавказе, Ближнем Востоке, в Центральной Азии и западных государствах.

Эксперты, принявшие участие в круглом столе "Политическое и социально-экономическое развитие Республики Татарстан на пороге второго десятилетия XXI века", отметили множество проблем, стоящих перед РТ. В целом они довольно пессимистично оценивают перспективы республики. При этом не самые радужные оценки прозвучали из уст как представителей русского населения, так и самих татар.

"Мы и дальше будем сдавать позиции, завоеванные в девяностых годах", - считает один из апологетов татарского национализма, руководитель Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков. Говоря о развитии татарской нации, он отметил, что в этой сфере отсутствует не только идеология, но и хотя бы шаги в этом направлении. Новому президенту Татарстана Рустаму Минниханову досталось непростое наследство, отметил Исхаков. "Не уверен, что он сможет осознать все это и изменить положение, - добавил ученый. - Татарская элита заняла совершенно ошибочную позицию, полагая, что все можно вытащить за счет экономики. У меня пессимистические настроения в отношении татарской нации - мы сохранимся как этническая общность, но не сможем стать современной нацией".

Взгляды Исхакова разделяет и другой татарский национальный политик - бывший депутат Государственной думы Фандас Сафиуллин, напомнивший, что в списке тех, кто принял решение о сносе ценнейшего исторического памятника - номеров "Булгар", где закончил свои дни классик татарской поэзии Габдулла Тукай и жили многие другие выдающиеся татарские общественные деятели, нет ни одной русской фамилии. С разоблачением "необулгаристов" и их роли в преддверии Всероссийской переписи населения выступил Нурулла Гариф - автор скандальной книги "Освободительная война татарского народа", считающий, что раздувание "пробулгарских" настроений идет "на руку Москве, поскольку приведет к обрусению татар и увеличению числа русских".

Татарстанская элита едина, но не монолитна, напомнил профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КГТУ Сергей Сергеев, отметив, что федеральный центр сделал ставку на Минниханова как на представителя второй после шаймиевской элитной субгруппы. "Политика Рустама Минниханова - эволюционная, ее можно назвать преемственной по отношению к политике Минниханова-премьера, - указал ученый, подводя первые итоги "ста дней" нового президента. - Особых изменений не заметно".

Профессор Сергеев провел интересное исследование количественных показателей деловой активности Рустама Минниханова - оказалось, что в среднем интенсивность его официальных встреч и контактов в полтора-два раза выше, чем у бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Работоспособность нового президента РТ очень высока, отметил эксперт, что же касается содержательной части, то Минниханов демонстрирует ультратехнократический подход. "Не уверен, что перед ним стоит цель сменить команду Шаймиева, но если принять такую постановку вопроса - на это уйдет от года до трех лет", - заключил Сергей Сергеев.

Завкафедрой социологии и политологии КГТУ Владимир Беляев подробно рассказал, чем отличаются друг от друга поколения "аграрной" элиты Татарстана 1990-х и 2010-х годов. "Рустам Минниханов ни в коей мере не является преемником Минтимера Шаймиева, хотя тот выбирал его самостоятельно, отмечая сходство биографии и взглядов", - считает ученый. Он отметил четыре основных различия между "старым" и "молодым" поколениями татарстанской элиты, среди которых - ментальные и диспозиционные, методологические, а также отличия в политическом темпераменте и разная социальная ориентированность. "В Татарстане, как и в других республиках, исчезают региональные элиты", - констатировал Владимир Беляев, указав, что в отличие от Шаймиева, ориентировавшегося главным образом на промышленность и сельское хозяйство, Минниханов делает ставку на "продвинутые" отрасли экономики, и это внушает надежду.

Как бы отвечая Дамиру Исхакову и дополняя Владимира Беляева, старший преподаватель кафедры социальной и политической конфликтологии КГТУ Людмила Лучшева рассказала о социальных последствиях отсутствия равного этнического представительства во власти для русского населения Татарстана. "Позиции русского и татарского этноса не являются равноценными", - констатировала она, приведя большой статистический материал, доказывающий, что при практически равном количестве русских (а также русскоязычных жителей) и татар в населении республики доля этнических татар в органах власти и экономических структурах существенно выше. Однако среди русских Татарстана не наблюдается роста националистических настроений, несмотря на то, что многие испытывают затруднения в вопросах самореализации, отметила эксперт.

Доклад Людмилы Лучшевой органично дополнила презентация заместителя председателя Казанского Общества русской культуры Казани Михаила Щеглова, постаравшегося доказать, что отмена преподавания татарского языка в качестве обязательного станет фактором укрепления позиций обоих языков в Татарстане. Как сообщало ИА REGNUM Новости, КОРК уже обратилось с открытым письмом к президенту РТ Рустаму Минниханову, где просит избавить жителей республики от программы развития образования "Килэчэк" ("Будущее"), которую, по словам председателя КОРК Александра Салагаева, разрабатывали "татарские шовинисты".

Говоря о социальном протесте безотносительно этнического признака, доцент КГТУ Алексей Богачев признал, что, в случае дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации (в особенности на селе, где из-за засухи в этом году практически потерян урожай), народные выступления возможны, "но не очень сильные". "Между властью и обществом существует негласный контракт - если людям обеспечивается некоторый относительно приемлемый уровень потребления, то все нормально", - пояснил он.

"Рустам Минниханов олицетворяет новую политику московского Кремля, делающего ставку на управляемость, предсказуемость, зависимость от мнения федерального центра, а также глухоту региональных лидеров к "национальной" проблематике", - заметила эксперт-аналитик Института национальной стратегии Яна Амелина, посвятившая свое выступление утрате Татарстаном регионального лидерства. Татарстанская фронда вскоре окончательно уйдет в прошлое, а "модель Татарстана" вместе с "особым путем" этой республики останется лишь в учебниках новейшей истории, считает она. Это связано не только с личными качествами нового президента РТ, но и с постепенным уходом с политической сцены поколения творцов татарстанского суверенитета и связанного с этим ослаблением аналитического обеспечения казанского Кремля.

"Очевидно, что никакая Универсиада-2013, как бы не пытались преувеличить ее значение, не станет "брендом" РТ, аналогичным борьбе за федерализм и права народов (в действительности - за экономические преференции и обогащение узкой группы лиц в руководстве республики - прим. ИА REGNUM Новости), евроисламу как единственной реальной альтернативе ваххабизму, попытке позиционировать Казань как центр будущего Евразийского союза и т.д. - полагает Амелина. - Вероятность того, что Татарстан при Минниханове станет рядовым российским регионом, довольно велика. Роль "передового" во всех отношениях субъекта постепенно переходит к Чечне (правда, с характерным перекосом в сторону исламизации)".

Подробно рассказав о деятельности бывшего мэра Казани Камиля Исхакова на прежнем и других государственных постах, заместитель руководителя ЦЕМИ К(П)ФУ Раис Сулейманов заявил, что тот последовательно хочет вернуться в Татарстан - вопрос только, на какую должность? "Камиль Исхаков хочет большего, чем пост мэра Казани, (который, кстати, избирается не напрямую, а из числа депутатов Казанской городской думы), - убежден эксперт. - Однако его возвращение невозможно, поскольку никто в республике и федеральных структурах в этом не заинтересован".

Директор Центра исследований Корана и Сунны муфтий Фарид Салман призвал к решительной борьбе с ваххабизмом, отметив, что около 75-80% высшего исламского духовенства России принадлежат к салафитам. "Социальные проблемы приведут к радикализации не только молодежи", - предрек он, рассказав о росте фундаменталистских настроений в среде, в частности, "татарских женщин постбальзаковского возраста". Всем докладчикам было задано множество вопросов, продемонстрировавших большой интерес собравшихся к обсуждаемой проблематике.

По итогам работы третьего Евразийского научного форума была принята резолюция, в которой отмечается особая роль евразийского пространства как связующего звена между Западом и Востоком. "В условиях глобализации Евразия становится общим пространством для всех населяющих ее народов, - говорится в документе. - Межнациональные и межконфессиональные проблемы должны разрешаться путем согласования острых вопросов и учета взаимных интересов обеих сторон конфликта".