Новая книга о Карабахском конфликте

Как сообщает агентство "Ноян Тапан", на прошлой неделе в книжных магазинах Лондона появилась книга сотрудника Лондонского института исследования войны и мира Тома де Ваала о Карабахском конфликте. Том де Ваал много раз бывал в Азербайджане, Армении, был в Нагорном Карабахе, встречался со многими людьми и постарался построить объективную картину случившегося и происходящего на территории Азербайджана и Армении. В труде Тома де Ваала приведена хронология карабахских событий, рассказана их история, начиная с февраля 1988-го до нынешних дней.

Бакинская газета "Зеркало" опубликовала интервью с Томом де Ваалом: "Почему я написал эту книгу? Я прочел много статей о карабахском конфликте и большинство их рассказывали версию только одной стороны. Не было ни одного исследования, в котором я бы нашел аргументы обеих сторон конфликта. Так у меня появилось желание самому заняться этой проблемой, но обязательно освещая позицию всех сторон. Я ездил из одной страны в другую, собирал информацию, пытаясь быть объективным. Однажды заметил, что испытываю симптомы шизофрении, потому что, когда я был в Азербайджане и слушал тамошних моих друзей, то проникался симпатией к азербайджанцам. То же самое, с точностью до наоборот, со мной происходило в Армении и Нагорном Карабахе. Я видел, что каждая сторона убеждена в своей версии происходившего. Большинство азербайджанцев уверены в том, что сумгаитский погром не был спровоцирован азербайджанцами, а большинство армян убеждены, что ходжалинской трагедии не было вообще. Разумеется, ни одна из сторон не желает нести ответственность за случившееся. В конце концов я почувствовал, что обе стороны по-своему правы. Обе стороны считают себя страдальцами, жертвами, при этом ни одна не признается в том, что нападала на соседа.

Какими вам показались простые азербайджанцы и армяне, с которыми вы общались?

В моей книге я пытался показать людей, оказавшихся между жерновами этой войны, показать их характер и переживания. В начале этого интервью я сказал, что почувствовал себя эмоционально раздвоенным, слушая мотивацию азербайджанцев и армян. Но я был также поражен тому, что такие же симптомы шизофрении можно заметить в умах моих собеседников. С одной стороны, у них много общего в истории и культуре, несмотря на то, что эти люди разных национальностей. Когда они встречаются в Тбилиси или Москве, или на рынке в Садахло, им вместе хорошо и они дружны. С другой стороны, оба общества крайне специфичны. В обоих сильная обоюдная атмосфера ненависти и агрессии. Люди, подобные Эльдару Зейналову, общавшиеся с армянами в Карабахе и Армении, бывают атакованы в Азербайджане и иногда это является официальной политикой государства. В моей книге я хотел показать лучшее в моих собеседниках, далекое от официальной пропаганды. Еще один пример. На Каспийском морском побережье я встретился с группой шушинских беженцев. Среди них был Заур (имя изменено). Он рассказал мне о его армянских друзьях в Шуше, говорил, как он рос с ними и как они потом воевали друг с другом в разных, противоположных армиях. "Всю войну, - сказал Заур, - я боялся, что внезапно увижу Вигена или Сурика на мушке своего оружия. Из-за этого у меня были кошмары". Тогда я поехал в Шушу, нашел там Вигена (и это имя изменено), который все еще там живет. Он пригласил меня в свой дом и рассказал много хороших воспоминаний о друге детства. Говорил, как они играли вместе в волейбол и вместе росли. Когда я сказал ему все, что слышал от Заура, Виген рассмеялся и ответил: "Я опасался того же!".

К каким выводам вы пришли в вашей книге?

Карабахские события начались в феврале 1988 года, задолго до других этнических проблем горбачевского Советского Союза. Почти немедленно после начала событий они обрели массовый, публичный характер. Обе стороны выдвинули лозунг "Наш Карабах". Поэтому я делаю вывод о том, что коммунистическое политбюро не вдохновляло этот конфликт, напротив, коммунисты очень быстро потеряли над ним контроль и не знали, как им поступить. Я пришел к выводу о том, что способ решения конфликта должен исходить от самих этих двух обществ, от простых людей. Ситуация, настроения обществ могут измениться в зависимости от того, какие режимы ими правят и, возможно, что обе стороны конфликта начнут, наконец, общаться на нормальном языке. Необходимо прекратить использование риторики ненависти и агрессии. Я понимаю, как это трудно.

Какова роль политиков в решении карабахского конфликта?

Посторонние организации, подобные Совету Европы, должны, обсуждая карабахский конфликт, говорить очень открыто и явно осуждать лидеров, делающих агрессивные утверждения. Для примера хочу привести фразу Роберта Кочаряна об "этнической несовместимости" армян и азербайджанцев, сказанную им в декабре в Москве. Как только азербайджанцы и армяне сделают первый шаг навстречу друг другу, все международные организации должны им оказать большую экономическую помощь и т. д., и т.п. Но первый шаг должны сделать сами простые люди".

Посредники и перспективы урегулирования

Как сообщает PanARMENIAN, глава делегации Армении в ПАСЕ Армен Рустамян заявил, что срок второго визита докладчика Парламентской ассамблеи Совета Европы по Нагорному Карабаху Терри Дэвиса в регион карабахского противостояния будет обсужден с армянской стороной в Страсбурге. По его словам, согласно прежней договоренности, визит докладчика в Армению, Азербайджан, а также Нагорный Карабах был намечен на июль 2003 года. Однако А.Рустамян отметил, что последние события в Азербайджане и работа сопредседателей Минской группы ОБСЕ по разработке новых предложений по урегулированию проблемы не были отмечены особой активностью. "Докладчик ПАСЕ согласовывает свою работу и планы с сопредседателями и, возможно, сроки визита будут отложены", - сказал он.

Визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион состоится тогда, когда для этого будут готовы все необходимые условия, сказал российский сопредседатель МГ ОБСЕ Николай Грибков, пишет "Айоц Ашхар". По его словам, окончательные сроки визита еще не уточнены. Ожидается, что в ходе предстоящего визита сопредседатели предложат новые варианты урегулирования Карабахского конфликта.

Великобритания разработала проект содействия мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы. Об этом, как передает агентство "Арминфо", азербайджанской телекомпании ANS заявил британский посол в Азербайджане Эндрю Такер. По его словам, данный проект предоставит возможность народам Армении и Азербайджана сделать выбор между путями урегулирования конфликта. Такер отметил, что целью проекта является ускорение окончательного урегулирования карабахского конфликта. "Мы не можем ждать, пока президенты Армении и Азербайджана подпишут договор об окончательном мире", - заявил посол. Он также отметил, что Великобритания приветствует и поддерживает усилия Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта.

Газета "Аравот" сообщает, что согласно полученным из США сведениям, местами вероятной дислокации войск НАТО в Азербайджане могут стать Нахичевань, Кубатлы и Физули. Официальные круги США и Азербайджана данное сообщение пока опровергают.

Боеспособность и выучка азербайджанской армии позволяют восстановить территориальную целостность страны. Об этом заявил министр обороны Сафар Абиев, выступая на торжественном собрании, посвященном Дню вооруженных сил Азербайджана. Согласно бакинской "Зеркало", касаясь карабахского конфликта, Абиев пригрозил Армении. По его словам, армяне ведут себя как победители, однако "ситуация полностью изменилась". "Азербайджанская армия готова освободить оккупированные территории", - сказал С.Абиев.

Как сообщает ИА "Де-Факто", в Ереване прошел семинар "Роль СМИ в освещении и урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта", организованный в рамках программы Совета Европы "Построение мер доверия". Проект "Нагорно-Карабахский конфликт: в поисках выхода", в котором задействованы с армянской стороны Центр стратегического анализа "Спектр" и аналогичный центр в Азербайджане, имеет целью выяснить уровень готовности общества к компромиссу. Выступивший на семинаре с докладом член Ереванского пресс-клуба Авет Демурян отметил разницу в освещении СМИ Армении и Азербайджана. По его словам, в отличие от азербайджанских масс-медиа, армянские СМИ не формировали и не сформировали в обществе "образа врага". "В Армении есть "образ противника", но не врага", - сказал Демурян. Создается впечатление, что через СМИ в Азербайджане подготавливают население к агрессии. Военной или политической - неясно, но сама агрессия неизбежна, считает Демурян. Примечательно также, что азербайджанские СМИ в большей степени, нежели армянские, проявляют нигилизм в отношении переговорного процесса. Они постоянно указывают на бесполезность диалога президентов Армении и Азербайджана, обвиняют международное сообщество в антиазербайджанских настроениях и упрекают его в направлении усилий исключительно на сохранение мира, но не на достижение урегулирования.

Министр иностранных дел НКР Ашот Гулян заявил, что обострение антиармянских настроений в Азербайджане связано с началом предвыборной кампании: "Кандидаты соревнуются в патриотизме - кому больше хочется отвоевать Карабах. Вследствие этого мы не можем исключить возможность возобновления войны и делаем все возможное для поддержания боеспособности Армии обороны НКР", пишет "Айоц Ашхар".

Если официальный Баку попытается урегулировать Карабахский конфликт посредством военной силы, ООН не поддержит этого шага. Об этом, пишет "Голос Армении", в интервью азербайджанскому телеканалу ATV заявил резидент-координатор Организации Объединенных Наций и представитель Программы развития ООН (UNDP) в Азербайджане Марко Борсотти. Согласно сообщению азербайджанских СМИ, Марко Борсотти отметил, что роль ООН в процессе урегулирования Карабахского конфликта должна зависеть от согласованности в рамках самой организации. По его словам, ООН выступает за мирное урегулирование Карабахского конфликта. Марко Борсотти добавил, что "ООН не может применить какие-либо санкции против Армении за ее равнодушное отношение к решению проблемы Нагорного Карабаха".

20 июня 2003 Минобороны РФ приступило к вывозу российских боеприпасов и военной техники с территории Грузии. Как сообщили PanARMENIAN в пресс-службе штаба Группы российских войск в Закавказье, боеприпасы и вооружение будут переданы российской военной базе, дислоцированной в армянском городе Гюмри. Согласно бакинской "525-й газете", этот шаг России негативно воспринят руководством Азербайджана. На встрече с журналистами министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев указал: "Переброска российского вооружения из Грузии в Армению, несомненно, окажет негативное влияние на процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта". По его словам, азербайджанская сторона неоднократно выражала свою позицию по данному вопросу и считает, что Россия, как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, "должна быть более чувствительной" к этому региону и предпринимаемым шагам.

Видный американский дипломат армянского происхождения Эдвард Джереджян назначен президентом Джорджем Бушем председателем комиссии по вопросам общественной дипломатии и программ, касающихся арабского и исламского мира, передает PanARMENIAN. Возвращение Джереджяна к активной политической деятельности вызвало негодование официального Баку. Причина - этническое происхождение дипломата. В сообщении госдепа о новом назначении Джереджяна сказано, что "его огромный опыт и знания сыграли важную роль в процессе урегулирования арабо-израильского противостояния, в создании антииракской коалиции после вторжения войск Ирака в Кувейт, в прекращении гражданской войны в Ливане, в освобождении американских заложников в этой стране, в деятельности по обеспечению коллективной и двусторонней безопасности в районе Персидского залива". "Администрация США получила необъективного консультанта",- заявил бывший главный советник президента Гейдара Алиева политолог Вафа Гулузаде. Ему не нравится то, что человеку, имеющему армянские корни, доверено курировать вопросы, связанные с исламским миром, к которому принадлежит и Азербайджан. Любопытно, что лично против Джереджяна Гулузаде ничего не имеет. Его озлобляет лишь армянская фамилия дипломата. "Он джентльмен и производит очень хорошее впечатление. Но он армянин. А армянин он всегда остается армянином", - утверждает Гулузаде.

"Если Анкара предпримет ошибочные шаги, то это подорвет доверие Баку",- сказал в интервью бакинскому телеканалу АNS посол Азербайджана в Анкаре Мамед Алиев. Посол заявил, что Турция будет вправе пойти на контакты с Арменией лишь в случае выполнения последней ряда требований. "Армения должна отказаться от территориальных претензий к Турции, от кампании по геноциду, вернуть оккупированные азербайджанские земли и, самое главное, открыть коридор между Нахичеваном и основной территорией Азербайджана", - утверждает М. Алиев. "Активизация армяно-турецких контактов на достаточно высоком уровне налицо. В этих условиях официальному Баку необходимо быть начеку, чтобы максимально воспрепятствовать принятию Анкарой любых решений, не соответствующих национальным интересам Азербайджана", - пишет бакинская газета "Эхо".

Делегация Азербайджана намерена потребовать от Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта отчета о проделанной работе в ходе предстоящей 5-9 июля в Роттердаме летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, пишет газета "Азг". Об этом бакинской "525-й газете" сообщил председатель комиссии Милли меджлиса по аграрной политике Эльдар Ибрагимов. По его словам, выдвигая подобное требование, Азербайджан намерен добиться активизации деятельности МГ ОБСЕ, созданной в 1992 году.

В Совете Европы разрабатывается новая концепция по содействию процессу урегулирования региональных и межнациональных конфликтов в странах-членах СЕ. Инициатором данного документа выступил член комиссии ПАСЕ по политическим вопросам, швейцарский депутат Андреас Гросс. Он представил новый принцип региональной автономии в составе государства, позволяющий конструктивным образом регулировать противоречия между центральными властями и автономными регионами. (PanARMENIAN.Net).

Азербайджанские делегаты Ильхам Алиев и Рафаэль Гусейнов выступили с замечаниями к докладу швейцарского депутата, докладчика СЕ Андреаса Гросса "Положительный опыт автономных регионов в контексте разрешения конфликтов в Европе", передает "Арминфо". Газета "Айоц Ашхар" пишет, что согласно сообщению представителя Армении в ПАСЕ Армена Рустамяна, проблема Нагорного Карабаха не была отнесена к разряду конфликтов, решаемых на основе соблюдения территориальной целостности, что вызвало негодование азербайджанской делегации. В ответ автор доклада пояснил, что по Нагорно-Карабахскому региону назначен докладчик ПАСЕ и эта проблема будет рассмотрена в отдельном докладе.

Из интервью экс-министра иностранных дел Армении, члена Армянского Общенационального Движения Александра Арзуманяна агентству "Де-Факто":

"Что бы Вы сказали о будущем Южного Кавказа. Создается впечатление, что пока нет ничего определенного...

Я считаю, что мы - Армения, Грузия и Азербайджан - обречены жить вместе. И экономическое развитие и полноценная независимость возможны только при тесной интеграции всех трех стран. Только вместе Армения, Грузия и Азербайджан могут представлять из себя нечто в глобальной политике. Отдельно взятое, каждое из этих государств очень уязвимо и вряд ли будет в состоянии решать свои проблемы. В этом случае всегда будет нужда в привлечении третьих государств, у которых есть свои интересы в регионе, играть на различии этих интересов, что в принципе невыгодно никому. Армения, Грузия и Азербайджан должны находиться в единой экономической системе и в единой системе безопасности. Армения является членом Организации Договора о коллективной безопасности, а ее ближайшие соседи - Грузия и Азербайджан - не просто не входят в ОДКБ, но и желают стать членами НАТО. Я думаю, проведение разделительных линий на Южном Кавказе бесперспективно и очень опасно для будущего любого из государств...

Кстати, в последние годы практически не ведутся дискуссии по поводу формирования системы безопасности на Южном Кавказе...

На сегодняшний день эта тема обсуждается в основном в академических кругах. Предвыборная атмосфера, царившая на протяжении последних 9 месяцев в Армении, и разворачивающаяся кампания президентских выборов в Азербайджане не позволяют вести сегодня активные дискуссии по этим вопросам. Однако, повторяю, три соседствующих государства, которые представляют собой интерес для мирового сообщества как одно целое, как один регион, обязаны быть вовлеченными в единую систему безопасности. В противном случае ими будут манипулировать любые, имеющие здесь интересы, государства.

Вы исключаете возможность гармонизации подходов, видения Россией и США будущего нашего региона?

Да, я исключаю такую возможность. Это мое личное мнение. Гармонизация американо-российских отношений, естественно, возможна. Но что представляет собой регион Южного Кавказа для держав, имеющих гораздо более широкие интересы с вовлечением всего средневосточного региона? Не думаю, что ради Южного Кавказа Москва и Вашингтон пойдут на какие-либо уступки. Рано или поздно, Армения, Грузия и Азербайджан будут в единой системе безопасности. Какой - покажет время. Эта система может быть под эгидой ОБСЕ, может быть, и с вовлечением России - тот же ОДКБ, может быть, НАТО... Я не исключаю ни один из этих вариантов.

Какова в таком случае перспектива разрешения проблемы Нагорного Карабаха? Возможны ли какие-то новые подходы к ее разрешению или мы еще долго будем слышать о неких новых идеях на основе старых предложений?

В свое время критиковали бывшее руководство за интернационализацию нагорно-карабахского конфликта и к осложнению тем самым его разрешения. Должен сказать, что конфликт стал международным благодаря историческому факту обретения Арменией и Азербайджаном статуса независимых государств и членов ООН. С этого момента проблема Нагорного Карабаха стала интересовать международное сообщество, без которого решить ее пока не удается. Кроме того, за последние пять лет была извращена сама суть конфликта. Конфликт, который возник как осуществление права населения Нагорного Карабаха на самоопределение, сейчас рассматривается как территориальный спор между Арменией и Азербайджаном, карабахская сторона не участвует ни в одном из переговорных форматов, а переговоры ведут почему-то президенты Армении и Азербайджана. В этом плане становится гораздо сложнее маневрировать. Что касается новых подходов... Есть определенные подходы, которые с некоторыми вариациями будут предлагаться сторонам. Не думаю, что кто-либо будет предлагать совершенно новые решения. Что мы понимаем под новыми подходами? Есть конфликт, есть две противоборствующие стороны с диаметрально противоположными, по сути, претензиями. Естественно, надо искать какое-то решение, которое будет одинаково неприемлемо или одинаково приемлемо для обеих сторон. То есть речь идет о компромиссном решении. Об этом говорилось до 1998 г., об этом говорится сейчас. Никто не говорит, что надо решить конфликт, исходя из интересов какой-то одной стороны. Решения будут искаться в рамках какого-то компромисса. Сами стороны должны решить для себя границы компромисса, на который они могут пойти. Возможные внутриполитические изменения в Армении и Азербайджане могут привести к интенсификации процесса, но не к изменению форматов или видения решения проблемы.

Можно ли ожидать давления со стороны посредников на стороны для принуждения к достижению компромисса?

Ни Армения, ни Азербайджан в этом плане не представляют для мирового сообщества такого интереса, который повлиял бы на развитие глобальных процессов. Это не ближневосточный конфликт, это не Босния и Герцеговина. Это какой-то конфликт на периферии. Решится - хорошо, нет - подождем. Думается, особого давления на стороны не будет. Хотя в какой-то мере давление есть всегда. Однако надо учитывать, что диаметрально противоположные подходы имеют место не только у конфликтующих сторон, но и у стран, в конфликт не вовлеченных, но и заинтересованных в регионе. У Ирана свое видение, у России - иное, подходы Турции и США разнятся как с подходами Ирана и России, так и между собой. Эти противоречия среди действующих игроков могут привести к затягиванию урегулирования и ситуации "ни войны, ни мира". То есть у сторон всегда будет возможность апеллировать к этим противоречиям и тем самым отодвигать неприемлемое на данном этапе для какой-то стороны решение. Это другая проблема, с которой мы тоже должны считаться.

Иначе говоря, противоречия между посредниками в определенной степени тоже тормозят процесс урегулирования...

Естественно. Они тормозили его на протяжении 10 лет. Нет полного единства взглядов у США и России на этот конфликт и на будущее региона. Как только они выработают единый подход - конфликт будет решен. Ни Армения, ни Азербайджан не в состоянии будут противостоять принятому всеми заинтересованными сторонами консенсусному решению".

Степанакерт

Газета "Азат Арцах" сообщает, что на заседании НС НКР обсуждалось аварийное состояние населенных пунктов и коммуникаций, пострадавших в результате длительных дождей. Вице-премьер Ю.Газарян сообщил, что создана и уже работает специальная комиссия, которая уточняет размеры ущерба. По словам министра экономики С.Тевосяна, накануне районным администрациям было выделено 15 млн. драмов на устранение последствий стихийных бедствий. Ю.Газарян сообщил, что ежедневно на дорогах республики ведутся проверки, отмечаются аварийные зоны, и через 10-15 дней, по завершению сезона дождей, начнутся ремонтные работы.

Как сообщает "Де-Факто", в Степанакерте состоялось заседание президиума Национального Собрания Нагорно-Карабахской Республики под председательством спикера НС НКР Олега Есаяна. В числе прочих, обсуждались также внутрипарламентские вопросы. В частности, были представлены обобщенные сведения относительно официальных писем и полученных от граждан предложений, заявлений, жалоб, поступивших в НС НКР с июня 2000 по июнь 2003 и хода их рассмотрения. Было отмечено, что за указанный период в НС НКР поступило 882 корреспонденции, из коих 543 официальных и 339 - от граждан. По содержанию - 165 носили социальный характер, 77 - юридический и т.д. В настоящее время на стадии обсуждения находятся 17 заявлений. Было объявлено, что депутаты вернутся к работе 7 августа, а седьмая сессия НС НКР третьего созыва откроется в сентябре 2003.

По сообщению национальной статистической службы НКР, за январь-май 2003 в республике в фактических ценах выпущено промышленной продукции на 3539,0 млн. драмов, что по сравнению с аналогичным периодом минувшего года больше на 1007,4 млн. драмов и составляет 139,8%. По сравнению с тем же периодом минувшего года за январь-май 2003 объем выпуска промышленной продукции, произведенной предприятиями государственного сектора, возрос на 12,3%, негосударственного сектора - на 84,7%. За эти месяцы реализовано готовой продукции на 3377,3 млн. драмов, что составляет 136,0% от уровня прошлого года. Среднесписочный состав промышленно-производственного персонала составил 3130 человек, то есть по сравнению с тем же периодом минувшего года вырос на 349 человек, или на 12,5%. Производительность труда увеличилась на 24,2%. За этот период капитального строительства выполнено на 2 млрд. 91,0 млн. драмов, что составляет 128,0% от объема минувшего года, или рост составил 457,2 млн драмов. 87,3% капитального строительства финансировано за счет государственного бюджета НКР. Объем строительства, осуществленного за счет иностранных инвестиций, возрос в 8,4 раза. (ИП "Кавказский узел")

В 36 селах республики проложены газопроводы высокого и среднего давления, однако население по сей день не получает газ, пишет газета "Азат Арцах". Причина - государство не предусмотрело монтаж газопроводов низкого давления, что должно было быть сделано за счет жителей. В последнее время этот вопрос поднимался не раз, и на последнем заседании НС вице-премьер Юрий Газарян заявил, что в 10 из 36 сел работы по снабжению уже вынесены на тендер. По словам Ю.Газаряна, газификация домов в 36 селах завершится в октябре. Рассматривался также вопрос целесообразности прокладки газопроводов высокого давления в небольших селах, в частности, в селах Мошхмат и Мадаташен. По словам депутата Эдуарда Агабекяна, проживающие в этих селах несколько семей можно обеспечить сжиженным газом, а оставшиеся средства направить на решение вопроса воды. Правительство не дало конкретного ответа на данное предложение.

В Степанакерте состоялся круглый стол на тему "Общественное телевидение: проблемы и перспективы". Мероприятие было организовано Степанакертским пресс-клубом в рамках программы международной организации "Артикль 19" - "Утверждение демократии на Южном Кавказе посредством свободы слова", при финансовом содействии международной организации "Институт открытого общества" и МИД Великобритании. В работе круглого стола принимали участие представители СМИ и неправительственных организаций Нагорного Карабаха, приглашенные из Армении специалисты, координатор программы "Кавказ-Центральная Азия" фонда "Фридрих Эберт" (Германия) Винфрид Шнайдер-Детерс. Основной темой круглого стола стала проблема становления общественного телевидения НКР и последние преобразования в данной сфере. Участники сошлись во мнении, что телевидение должно максимально объективно отражать происходящие в стране процессы, представлять интересы широких слоев общества и обеспечивать весь спектр мнений. Г-н Шнайдер-Детерс рассказал о деятельности телевидения Германии, а эксперт Ереванского пресс-клуба Месроп Арутюнян поделился опытом становления общественного телевидения в Армении ("Де-Факто").

По словам вице-премьера НКР Ю.Газаряна, до конца года население районов будет иметь возможность смотреть передачи телевидения Арцаха и Армении. Он отметил, что приему этих каналов мешают сигналы из Азербайджана. Этот вопрос должен был быть решен до мая. За невыполнение обязательства руководство "Арцахкапа" понесло наказание ("Азат Арцах").

В республике продолжается весенний призыв, который должен охватить также студентов, окончивших первый курс государственных вузов, пишет "Азат Арцах". По данным депутата Сурена Саркисяна, 40% подлежащих призыву студентов, имея медицинскую справку, не отправляются на воинскую службу и продолжают учебу. По словам министра здравоохранения Зои Лазарян, по сравнению со странами СНГ, в НКР процент освобождения от воинской службы по состоянию здоровья достаточно низкий. Во всяком случае, она предложила депутатам представить конкретные факты и обещала дать публичное разъяснение. Депутат А.Мосиян напомнил членам парламента и правительства, что, согласно закону, лица, не прошедшие воинскую службу по неуважительным причинам, не имеют права назначаться на государственные должности, перечень которых должно утвердить правительство. После принятия закона прошло полтора года, однако перечня по сей день нет.

Нынешнее лето 1100 арцахских детей проведут в 13 детско-юношеских оздоровительных лагерях, действующих на территории республики. Для организации летнего отдыха детей правительство НКР выделило 13 млн. 990 тыс. драмов (около $24 тыс.). Лагеря будут действовать как в Степанакерте, так и в районах. 8 из них будут круглосуточными, а 5 - дневными. Лагеря разместятся, в основном, в школах. В Аджанском лагере будет организован летний отдых не только детей, но и 75 членов различных молодежных организаций, действующих на территории НКР. Кроме того, 75 одаренных арцахских детей приедут в Армению, где отдохнут в лагере "Базе" в Дилижане. В первую очередь, в лагеря будут направляться дети погибших ополченцев, сироты, дети из многодетных и необеспеченных семей. 1300 детей отдохнут в лагерях в Степанакерте и Шуши, которые откроет Армянское евангелистское общество, готовое взять на себя все связанные с этим расходы. Детские лагеря откроются 15 июля 2003 ("Азг").

Газета "Азат Арцах" вновь обсуждает вопрос карабахского скакуна. Для Арцаха, пишет газета, карабахские скакуны имеют такое же значение, как и исторические памятники, и работы по восстановлению его генофонда продолжают оставаться в центре внимания властей и специалистов НКР. Раньше они не увенчивались успехом: то вследствие войн, то создаваемых Азербайджаном искусственных трудностей. Так, в советские годы почти все колхозы Карабаха имели коневодческие фермы, действовавшие до 1960-1970-х годов, а в Аветараноце - вплоть до 1990-х годов, где велись работы по восстановлению генофонда карабахского скакуна. Однако в 1948 году в соседнем Агдамском районе азербайджанцы открыли с той же целью конезавод. В Нагорном Карабахе держать их поголовье запрещалось. И два раза в год Азербайджан требовал от Карабаха поставки конины для зоопарков республики. После создания в Карабахе независимой государственности вопрос восстановления генофонда карабахского скакуна поднимался руководством и специалистами. Тема не раз освещалась в СМИ. Азербайджанская газета "Эхо" пишет, что по словам главного специалиста по животноводству Министерства сельского хозяйства Азербайджана М.Зейналова, в мире карабахский скакун известен как азербайджанский. Что касается работ по восстановлению карабахского скакуна сегодня, то, несмотря на финансовые трудности, в Арцахе они уже начаты группой молодых энтузиастов.