Григорий Михайлов: Убийства, мародерства и ненависть... Киргизия в огне
О том, что на юге Киргизии могут вспыхнуть волнения, знали давно. Проблемы накапливались десятилетиями, но их никто не решал, оставляя это неблагодарное дело на потом. Смена власти и, как следствие - значительное ослабление силовых структур и системы госуправления, ослабили уже и без того нетвердую хватку властей. Оставалось кому-то лишь "бросить спичку" и этот "кто-то" нашелся. В происходящих на юге Киргизии событиях налицо четкая организация действий. Провокаторы действуют нагло, уверенно и предельно жестко. Надо чтобы киргизы, возненавидев узбеков, пошли громить их дома? Легко! Убивают несколько киргизов, насилуют их родственниц, не забыв при этом представиться узбеками. А потом помогают отомстить.
Точно неизвестно, кто запустил механизм по самоуничтожению населения страны. Кто-то считает, что это сделали сторонники экс-президента
Возможно Бакиев, а возможно и кто-то иной "бросили спичку в хворост". В межнациональном пожаре на Юге Киргизии по официальным данным "сгорело" около 70 человек, по неофициальным - около 1000. Точного количества раненых, искалеченных, изнасилованных людей никто сейчас назвать не может.
В южной столице Киргизии на данный момент проживает около 600 тысяч человек, в прилегающем к Ошу городе Кара-Суу еще около 300 тысяч. С учетом расположенных сел получается около миллиона человек (по данным ИА REGNUM Новости, консульством России в Оше на подведомственной территории было учтено до 40.000 россиян).
По некоторым данным, численность всех сил, пытавшихся с 11 по 13 июня хоть как-то навести порядок, составило всего около 3.500 человек. Военные и милиция контролировали от силы 30% территории города. В отдельных районах (чаще всего расположенных на отшибе) царит хаос. По словам и.о. министра финансов Темира Сариева, порядок навести не удается "из-за ограниченных ресурсов, в том числе людских".
Если в первый день беспорядков - 11 июня, по свидетельству очевидцев, в Оше в равной степени бушевали и киргизы, и узбеки, то 12 числа на помощь сородичам с гор подошла помощь и агрессивных представителей киргизского населения стало значительно больше. Узбеки перешли к глухой обороне. В кварталах, где компактно проживает узбекское население, жители возвели баррикады и, вооружившись камнями, палками, бутылками с зажигательной смесью, ружьями и автоматами (события 7-8 апреля значительно пополнили и разнообразили домашние арсеналы многих граждан страны), встали на защиту своих домов.
В отдельных случаях для штурма узбекских укреплений погромщики использовали угнанные у военных БТР и БМП. Толпа мародеров приближалась к баррикаде под прикрытием бронетехники (гранатометами узбеки обзавестись забыли), БТР или БМП открывали огонь из пулемета на поражение, "расчищая путь". Далее на штурм уже шли сами погромщики.
Попытки организовать работу интернациональных дружин особым успехом не увенчались. Точные причины этого неизвестны, возможно, это связано с общей анархией в городе и нехваткой ресурсов. По некоторым данным, даже правоохранительные органы и войска
В некоторых домах нет электричества, во многих - газа. Постоянно созваниваться с родственниками не получается - заканчиваются средства на счету, который пополнить не удается. Бежать из города охваченного межэтническими столкновениями весьма опасно. Дороги заблокированы самыми разными группами людей, путь к аэропорту обстреливается. Около 100 граждан прячутся на территории расположенной неподалеку воинской части.
Продукты были сметены с прилавков еще в первый день, те, кто по каким то причинам этого не сделали, сидят без еды, поход в немногие работающие еще магазины за едой может оказаться смертельным. Люди боятся выходить на улицу и как-то привлекать к себе внимание. Убить или покалечить опьяненная кровью толпа может совершенно без причин.
По тем же причинам с перебоями действует в Оше Скорая помощь. Машины не могут пробиться к пострадавшим через забаррикадированные улицы, мародеры нападают на врачей и избивают их. Медикаментов и перевязочных материалов пока хватает.
Части узбеков, проживающих в Оше, удалось бежать из города. Для них военные фактически организовывали "зеленый коридор". Эти люди ушли к границе с Узбекистаном (до неё здесь 30 км) и перешли ее. Большей части представителей нетитульной нации не повезло. В блокаде, каждую минуту опасаясь нападения, сидят семьи узбеков, русских, татар. Абсолютной и крайне грубой ошибкой было бы утверждать, что киргизские семьи чувствуют себя в большей безопасности. Погромы и драки лишь в первый день шли под лозунгами межнациональной борьбы. Сейчас мародеры - это просто многотысячная толпа людей, жаждущая крови, вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз жертвы.
Беспорядки охватили не только Ош, 12-13 июня во втором по размеру городе юга Киргизии Джалал-Абаде тоже было весьма неспокойно. Группа в несколько сот киргизов требовала от властей предоставить им транспорт, чтобы отправиться в Ош на помощь киргизам "бить узбеков". Власти отказали. Начались стычки с использованием огнестрельного оружия. К вечеру 12 июня, по данным киргизского телевидения, сгорело здание местной телекомпании, университет дружбы народов и соседние дома. Со здания телецентра неизвестные вели стрельбу на поражение. Более 30 человек обратились за медпомощью. Погибло около 10 человек.
Пытаясь локализовать беспорядки и испытывая явный недостаток, в первую очередь, людских ресурсов, Временное правительство Киргизии объявило о частичной мобилизации. Сообщения о необходимости срочно явиться в военкомат получили люди, отслужившие в армии, прошедшие через "горячие точки" и т.п. Одновременно с этим призыв, по неподтвержденным данным, коснулся и некоторых врачей. Пока еще неясно, насколько эффективным окажется этот шаг. Однако сначала отправка на юг добровольцев, просьба к России отправить свои войска, а затем и просто объявление мобилизации (хоть и частичной) демонстрируют всю слабость революционных властей Киргизии. На этом фоне свою некомпетентность, слабость, нерешительность, а то и просто продажность, демонстрируют отдельные подразделения МВД и ВС Киргизии. Мародеры не только относительно свободно передвигаются по охваченному огнем и насилием Ошу, они еще и отнимают у военных оружие и даже угоняют у них бронетехнику. Так, в Джалал-Абаде, около 1000 человек захватили воинскую часть, вынесли оттуда оружие, форму, угнали бронетехнику. Там же неизвестные захватили пост ГАИ на выезде из города, откуда обстреливают проезжающие машины.
В ночь с 12 на 13 июня ситуация на юге Киргизии начала стабилизироваться. Власти Киргизии перебросили к Ошу и Джалал-Абаду практически все силы, которыми располагали. По неофициальным данным, столица Киргизии - Бишкек - осталась фактически "голой". Спокойствие в столице охраняли немногочисленные милиционеры и отряды дружинников-добровольцев. Надо отметить, что дружины представляют собой образец подлинного патриотизма и интернационализма. Молодые и зрелые мужчины самых разных национальностей (киргизы, узбеки, русские, татары, дунгане и уйгуры) ездят колоннами по городу, при необходимости проводя разъяснительные беседы с толпами сомнительных граждан. В ходе "разъяснительных бесед" порой стороны используют дубинки и травматическое оружие.
Говорить об окончательной стабилизации абсолютно преждевременно. 11 июня, поверив киргизским силовикам, журналисты уже сообщали о том, что "ситуация в городе Ош, где в ночь на пятницу 11 июня произошли столкновения на межэтнической почве, взята под контроль правоохранительными органами". Не прошло и часа, как столкновения вспыхнули с новой силой и количество погибших выросло в 3 раза.
События на Юге Киргизии ощутимо ударили по авторитету нынешних властей, которые, по сути, оказались не в силах навести порядок в сжатые сроки. Южане и до этого не слишком любили новые власти, а теперь вину за происходящее возлагают, в первую очередь, на пришедших к власти 2 месяца назад "революционеров".
Крайне сложно достоверно прогнозировать развитие ситуации в стране. Среди уже явных последствий - гибель и увечья тысяч граждан, громадный, на сотни миллионов долларов ущерб экономике страны, и что, самое главное - глубокая пропасть как между народом и властями, так и самими народами Киргизии. По словам одного из граждан "теперь, после того, что мы все натворили, нам вновь придется учиться смотреть в глаза друг другу".