Владимир Казимиров: Чему же верить: Конституции Азербайджана или его Военной доктрине?
Милли Меджлис (парламент) Азербайджанской Республики (АР) на внеочередном заседании 8 июня принял военную доктрину государства. Её обсуждают и в азербайджанских СМИ. Обозреватель ИА REGNUM Рафаэль Мустафаев в материале "Проект военной доктрины противоречит Конституции Азербайджана?" рассказал о сомнениях среди бакинских политологов и военных экспертов в части соответствия основному закону страны положений этой доктрины о возможности размещения иностранных баз на территории АР.
Но не только в этом бросается в глаза разлад между военной доктриной и конституцией АР. Статья 9 конституции гласит, что АР отвергает войну как средство посягательства на независимость других государств и как способ решения международных конфликтов. А новая доктрина настаивает на праве Азербайджана силой отвоевать территории, оставленные армянам в войне 1991-94 годов. Как бы авторы доктрины не крутили формулировки, суть дела именно в этом. Но как же увязать тогда доктрину с конституцией? Может, карабахский конфликт не международный? Или АР ни разу не брала обязательств решить его мирно, переговорными средствами? Вопрос не нов.
До сих пор немало вопросов возникало из-за регулярных угроз силой из самых высоких уст официального Баку, а теперь их множит его стремление подвести под свои угрозы документальную, а главное - директивную основу. Конечно, там упомянуты нормы и принципы международного права. Но, как правило, всуе - лишь в самом общем виде!
1) Начну с того, что руководство АР и персонально глава государства цинично пренебрегают одним из главных принципов современной Европы, который давно воспринят всем цивилизованным миром - принципом неприменения силы и угроз силой. Это второй принцип Хельсинкского заключительного акта и одна из первооснов
2) Вполне ожидаем был отказ Баку от предложения президента Армении
3) Есть и иные политические и моральные помехи новому применению военной силы со стороны Баку в этом конфликте. Есть соглашение о прекращении огня с 12 мая 1994 г., причём с согласия
4) А ведь эти штрихи лягут уже не на чистый фон. Он и так замаран ответственностью прежних руководителей АР (больше, чем армянских) за превращение политической напряжённости в Карабахе в кровавый вооружённый конфликт, а потом за упорное нежелание вовремя прекратить военные действия, несмотря на многократные требования
5) Конечно, нынешнее руководство открыто не может позволить себе критического анализа этого феномена - можно критиковать лишь до А.Эльчибея включительно. Но на фоне бесчисленных памятников "общенациональному лидеру" и его повального обожествления просматривается и молчаливый пересмотр ряда его установок. Ещё в полемике с Народным Фронтом Гейдар Алиев признавал, что Нагорный Карабах потерян. С учётом собственного тяжкого опыта и разочарований в войне он, в конце концов, стал серьёзней подходить к прекращению военных действий и мирному решению конфликта. С разными оговорками и выкрутасами, но шёл на соглашения даже с таким неудобным для него партнёром как НК. Только этим и можно объяснить появление в 1995 г. в статье 9 конституции АР установки, отвергающей войну как способ решения международных конфликтов и создающей ныне немало неудобств для официального Баку. Неудобны ему и оба соглашения, заключённые при Гейдаре Алиеве: одно там уже не выполняется, а другое - дают понять - тоже готовы отбросить. А потом будут удивлённо вопрошать, какие обязательства и соглашения Азербайджан не соблюдает?