Арташес Гегамян: Возродить могущество Османской империи?
На прошлой неделе внимание ведущих международных СМИ было сосредоточено на турецко-израильском конфликте в связи с захватом в нейтральных водах Средиземного моря ВМС Израиля "Флотилии Свободы". В частности, широко освещались отклики на случившийся инцидент турецких и израильских властей, исламского мира, руководителей отдельных стран-членов
Реакция арабского мира не заставила себя долго ждать. Так, лидер
В эти дни в поддержку Турции во многих странах мира прошли многолюдные демонстрации протеста и митинги. В египетской Александрии в антиизраильском митинге протеста приняли участие несколько десятков тысяч человек и несмотря на то, что организатором митинга была запрещенная в Египте организация "Братья мусульмане", власти этой страны никак не препятствовали его проведению. Многолюдные митинги состоялись также и в Риме, Вене и Афинах.
Израильские власти, пытаясь оправдать действия своих вооруженных сил, предприняли периодическую публикацию неоспоримых свидетельств того, что рейд "Флотилии Свободы" был вовсе не миротворческим, а имела место тщательно продуманная провокация. В доказательство своих подобных утверждений был опубликован фрагмент видеозаписи, на котором ясно слышно, как турецкие и иже с ними "миротворцы" кричат солдатам
Как и следовало ожидать, в стороне от интерпретации этих событий не могли остаться известные силы политического бомонда Армении, которые поспешили заявить, что действия Турции были заранее запланированной провокацией, а политика "Ноль проблем с соседями", помпезно заявленная властями этой страны, с треском провалилась. Из их выступлений могло сложиться впечатление, что они получили прошения со стороны представителей весьма внушительной многочисленной диаспоры Ливана, Сирии, Египта, Ирана и других стран Арабского Востока, выступить с подобными заявлениями. Заявлениями, которые по своему содержанию диаметрально противоположны официальной позиции, а также настроениям подавляющего большинства граждан стран их постоянного проживания. А между тем не секрет, что наша диаспора вполне конструктивно сотрудничает с властями. Благо, что в указанном вопросе внешнеполитическое ведомство Армении заняло нейтральную позицию. Примечательно также и то, что Азербайджан, являясь "младшим братом" Турции, в то же время будучи в партнерских отношениях с Израилем, ограничился безликим заявлением о необходимости беспристрастного международного расследования случившегося инцидента с целью выявления виновных. В этой статье не преследуется цель дать оценку злоключениям "Флотилии Свободы" в Средиземном море. Этим сейчас не занимаются разве что ленивые. Наша задача - найти ответ на один, единственный вопрос: на самом ли деле вектор внешней политики Турции сместился с Запада на Восток и Север?
Но прежде, чем перейти к поиску ответа на эту дилемму, думается, есть резон обратиться к политическому портрету лидера партии Справедливость и развитие, премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Это прольёт свет на многое из того, что он делает во внешнеполитической сфере, притом очень энергично и напористо.
Итак, в 1973 году Эрдоган окончил религиозный лицей "Имама Хатыба", в возрасте 14-15 лет он был капитаном школьной футбольной команды и ему было дано прозвище "Имам Беккенбауэр". Беккенбауэр - в честь одного из лучших футболистов Европы 70-х годов прошлого века
Эрдоган вошел в большую политику благодаря своему кумиру тех лет Неджметдину Эрбакану, являющемуся лидером оппозиционной исламистской партии Национального спасения. Со стороны
Такие подробности из биографии Эрдогана, приводимые в статье, преследуют одну единственную цель: документально подтвердить, что этот политический деятель до мозга костей, всей своей политической биографией является воплощением лидера исламистского толка, последовательным приверженцем строительства турецкого государства, в основу которого положены исламские ценности, в котором правосудие должно свершаться по предписаниям Шариата. При этом как Эрдоган, так и его сторонники очень своеобразно интерпретировали своё понимание исламских ценностей. В частности, после избрания Эрдогана мэром Стамбула самым расхожим лозунгом его сторонников был: к власти пришли верующие люди и они не будут воровать.
В силу вышеизложенного, естественно, возникает вопрос: как это случилось, что исламистская партия, придя к власти, в числе наиважнейшего внешнеполитического приоритета поставила перед собой задачу вступления Турции в Евросоюз. В организацию, которую лидеры этой же партии в своих публичных выступлениях не раз характеризовывали эпитетами "христианский клуб" или "закрытый клуб христианских государств".
Неужто Эрдоган забыл, что все партии, в которых он ранее состоял, Конституционным судом Турции закрывались, как угрожающие светским устоям государства, забыл о том, что лично он, является убеждённым сторонником отправления правосудия в государстве в соответствии с Шариатом. Именно здесь представляется уместным отметить, что премьер Турции, имея большой политический опыт работы в условиях, когда турецкий Генштаб неоднократно показывал свою действенную силу в вопросах внутригосударственного устройства, для себя выработал чёткую политику. Он ясно осознавал: чтобы удержаться у власти, ему следует лавировать между генералитетом (который, как бы это не звучало парадоксально, защищает светские, демократические устои государства) и националистами-традиционалистами турецкого общества, которые видят Турцию в роли лидера Исламского мира. Именно осознанием реалий современной Турции и обусловлена политика уравновешивания этих доминирующих в турецком обществе направлений, проводимая партией Справедливости и развития.
Современную Турцию весьма образно охарактеризовал один из опытнейших американских дипломатов
В свете вышеизложенного является парадоксом то, что для членства в Евросоюзе, исламисту Эрдогану было очень выгодным требование европейцев об ограничении роли военных в гражданской жизни общества. Справедливости ради отметим, что этим обстоятельством он искусно манипулировал (с целью обезопасить свою личную власть). Выступая в роли убеждённого поборника вступления своей страны в ЕС, он всё больше и больше сужал возможности военных в деле формирования внутри- и внешнеполитического курса Турции. При этом исламистское правительство Эрдогана внутри страны проводило и проводит политику, которая, даже при бурном воображении, по своим критериям ничем не напоминает политику, проводимую европейскими государствами. Вследствие этого за последние два-три года исламистскому правительству Турции удалось во многом нейтрализовать влияние военных во внутренней жизни страны. Более того, начиная с 2008 года, по инициативе правительства с новой силой продолжились разоблачения по так называемому делу "Эргенекон" - антиправительственной, националистической организации. В настоящее время по этому делу под следствием находится более 200 человек, в том числе высокие военные чины (как действующие, так и отставные), учёные, журналисты.
Эрдоган из прошлого сделал точные выводы, он извлёк надлежащие уроки из осуществлённых в Турции в 1960-1990 гг. военных переворотов. Ослабив позиции армии внутри страны, турецкое правительство теперь уже членство страны в Евросоюзе не рассматривает как первоочередную задачу, как краеугольный камень своей внешней политики. Более того, внешнеполитические действия турецкого руководства свидетельствует о том, что углубление отношений с исламским миром, усиление своей роли в нём, причём лидирующей, отныне является первоочередной задачей исламистского правительства Турции. Об этом в своеобразной восточной манере заявил Эрдоган в ноябре 2009 года на встрече с представителями парламентской фракции партии Справедливость и развитие. "Наша ориентация на Запад не означает, что мы повернулись спиной к Востоку, Югу и Северу. Как может Турция повернуться спиной к Кавказу, Центральной Азии, тюркским государствам? - заявил Эрдоган, - Может ли Турция повернуться спиной к Ближнему Востоку, Северной Африке? Она является самым важным фактором в такой организации, как НАТО. Значимость Турции повышает её система многосторонних связей. Ни одна из них не является альтернативой, заменой, конкурентом для другой. Тот, кто считает Турцию обречённой на Западный вариант, в действительности не отличается от тех, кто хочет, чтобы она замкнулась в себе". Именно в свете сказанного следует рассматривать антиизраильскую риторику турецкого руководства, которая по замыслу её авторов пробуждает к туркам симпатии в исламском мире и создаёт благодатную почву для сближения арабских стран с Турцией. Свидетельством этому могут служить итоги двусторонних встреч на высшем уровне между Турцией, Сирией, Ираном, Палестиной.
Ещё более определенно о целях руководимого им правительства Эрдоган высказался на встрече с представителями СМИ 19 сентября 2009 г. в Стамбуле, тогда он заявил: наша цель со всеми странами жить в мире и нынешней Турции вернуть могущество Османской империи. Думаю, что эта задача будет достигнута нами. Я уже поручил подготовить программу поощрения рождаемости и считаю, что в каждой турецкой семье должно быть не менее трёх детей. Мы верим в лучшее будущее Турции и призываем всех верить этому.
Столь подробное изложение выступлений турецкого премьер-министра вовсе не случайно, так как только будучи хорошо осведомлённым в их содержании, мы сможем непредвзято оценить складывающиеся на современном этапе русско-турецкие отношения, осмыслить, каковы их перспективы. Итак, премьер-министр полон решимости в современной Турции возродить могущество Османской империи. В связи с этим не помешало бы восстановить в памяти некоторые подробности из её истории. Так, на протяжении 17-19-го вв между Российской и Османской империями было 10 войн, военные действия развернувшиеся на Кавказе в ходе Первой мировой войны, по праву, тоже можно квалифицировать как одиннадцатую русско-турецкую войну. В общей сложности за этот период в среднем каждые 19 лет между этим империями возгорались кровопролитные войны. Именно во многом вследствие этих войн Османская империя была ослаблена и в 1923 году распалась. Не вызывает сомнений, что нынешнее российское руководство хорошо знает об истории русско-турецких войн, о степени коварства и изощрённости османской дипломатии. Убежден, что и президент, и премьер-министр России также прекрасно осведомлены о том, какие, мягко выражаясь, недоброжелательные действия предпринимали турецкие спецслужбы в 90-х годах в Чечне, Ингушетии, Дагестане в столь тревожное для судеб народов Северного Кавказа, да и России в целом, время. В России не могла остаться незамеченной и бурная деятельность Турции на постсоветском пространстве, особенно, в тюркоязычных республиках - Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Киргизии, ну и, конечно, в Азербайджане. Назвать эти действия нейтральными по отношению к РФ, а уж тем более партнёрскими, уж никак невозможно. Их главная цель - создание на южном подбрюшье России - с охватом тюркоязычных государств Южного Кавказа и Центральной Азии некоего союза. Особые усилия в этом направлении были приложены премьерами, а в дальнейшем президентами Турции Тургутом Озалом и Сулейманом Демирелем. Не приведи Господь, случись такое, нетрудно представить, чем бы всё это аукнулось в соответствующих автономиях Российской Федерации.
Вызывает серьёзное беспокойство наблюдаемая в последнее время беспрецедентная активизация турецких властей, особенно военных, в Нахиджеване. Речь не только о том, что уже складывается традиция организации здесь разного рода саммитов глав тюркоязычных государств, организуются встречи на высшем уровне глав Азербайджана и Турции. Непонятно другое, что делают на этой исторически исконной армянской территории более двадцати генералов турецкой армии, которые формально аккредитованы в качестве военных советников и консультантов подразделений азербайджанской армии.
С учётом этих реалий, если даже мысленно представить себе, что международные центры силы, воспользовавшись особенно чувственным для нашего государства и народа вопросом признания де юре независимости Нагорного Карабаха, сумели бы в Армении укрепить своё военно-политическое присутствие, то этим они расшатали бы российско-армянский стратегический союз. При таком стечении обстоятельств было бы весьма проблематичном предотвратить военное столкновение между Арменией и Азербайджаном, А что такие тенденции проглядываются, так это есть факт. В частности, как можно характеризовать принятую 20 мая 2010 г.
Пожалуй, будет оправдано, если именно с этих позиций рассматривать оценки, данные Эрдоганом Армении. Так, в опубликованном в сентябре 2009 г. интервью турецкой газете "Миллиет" он заявляет: "Армения сейчас переживает самые трудные времена, её экономики практически нет, она разрушена, и каждый раз они просят нас открыть границы. За последние годы из Армении в Россию перебрались 300 тысяч армян, хотя и до этого там проживало большое количество армян, и отток населения из этой страны продолжается. Армения очень бедная страна и ситуация там ухудшается". В этом заявлении проявляется весь цинизм турецких властей, которые подняли вселенский шум в связи с блокадой сектора Газа (и с нашей точки зрения неоправданной), а сами вот уже более 17 лет вместе со своим протеже Азербайджаном осуществляют блокаду Республики Армения. Да, экономика Армении, действительно, переживает не лучшие времена и виной тому во многом - азербайджано-турецкая блокада, прорвать которую бессильны даже сильные мира сего. Но подлинная суть этих причитаний Эрдогана в ином. Он хочет дать понять России, а стоит ли из-за Армении, которая "очень бедная страна", которая "сейчас переживает трудные времена", у которой "экономики практически нет", ставить под вопрос широкие перспективы, открывающиеся между Турцией, Россией и Азербайджаном, которые могут быть скреплены многомиллиардными совместными нефтегазовыми проектами...
Вместо послесловия. В наши дни, когда турецко-израильские отношения обострились до серьёзных масштабов, весьма и весьма профессиональные эксперты-международники склонны делать вывод о том, что турецкие власти прекрасно осознают, что в условиях продолжающегося глобального финансово-экономического кризиса перспективы вступления Турции в Евросоюз довольно-таки туманны. Тем более, что такие ведущие страны ЕС, как ФРГ и Франция, устами своих лидеров -
P.S. Согласно информации, распространенной рядом средств массовой информации, турецко-израильский инцидент с захватом "Флотилии Свободы" (флотилия "Свободная Газа") не повлияет на выполнение контрактов по закупке израильских беспилотных аппаратов "Херон". Об этом, как пишут информагентства, сообщил министр обороны Турции Веджди Гюнель: кризис в отношениях с Израилем не создаёт трудностей в поставках оставшихся четырёх единиц беспилотных летательных аппаратов "Херон".
Обобщив вышеизложенное, возникает правомерный вопрос: были ли правы те международные эксперты, которые выражали уверенность в том, что обострение турецко-израильских отношений - не что иное, как тщательно подготовленная провокация со стороны исламистского турецкого правительства. По мнению этих же экспертов, одной из побудительных мотивов этой провокации было формирование в турецком обществе таких настроений, которые повысят рейтинг правящей партии Справедливости и развития и его лидеров. Ведь не далее, как 12 сентября т.г., на общественный референдум будут поставлены инициированные властями Турции 29 поправок к Конституции страны, которые 13 мая были одобрены президентом Абдуллахом Гюлем. Отметим, что поправки предполагают реформирование системы турецкого правосудия, в частности, Конституционного суда и Высшего Совета судей и прокуроров, возможность возбуждения уголовных дел в отношении военных гражданскими судебными инстанциями. Кроме того, предполагается передать полномочия по возбуждению дел о роспуске политических партий от Апелляционного суда Парламенту, ввести в стране институт Омбудсмена.
В завершение мы вправе констатировать: премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал весьма серьёзные выводы по вопросу деятельности за последние 50 лет Генералитета армии Турции. Именно за этот период с их стороны было осуществлено четыре военных переворота - в 1960, 1971, 1980 и, пожалуй, в 1997 годах. В результате этих переворотов отстранялись исламистские правительства Турции, закрывались исламистские партии, в рядах которых происходило становление турецкого премьера как политического деятеля. А то обстоятельство, что для достижения своих политических целей мог быть спровоцирован инцидент с "Флотилией Свободы", который обернулся гибелью людей, так это в кровавых традициях Османской империи. А то, что сотни тысяч честных мусульман и христиан были обмануты в своих самых искренних чувствах и побуждениях и могли стать жертвами изощрённой турецкой пропаганды, то это, конечно, вызывает серьёзную тревогу. В одном премьер Эрдоган, безусловно, был искренен, когда утверждал о том, что исламистское правительство полно решимости возродить в Турции могущество Османской империи. Видимо он надеется, что ныне живущие забыли, что это "могущество" жиждилось на крови миллионов безвинно убиенных. Может он подумал (коль скоро в культурной столице мира - Париже открывают выставку под совершенно неадекватным названием Культурное наследие Оттоманской империи, которую своим присутствием легализует уважаемый Николя Саркози - президент Франции), что нынешнее поколение, живущее в арабских странах, той же Сирии, Египте, Греции, Болгарии, Сербии, или же потомки ассирийцев, курдов и других народов, некогда населяющих Османскую империю, вовсе не имеют представления о кровавых страницах истории Османской империи, под игом которой не одно столетие мучались их предки.
Статью хотелось бы завершить на оптимистической ноте. Мы убеждены, что в XXI веке новоявленным османам, как это было в начале XX века, не удастся развязать новое кровопролитие, резню, силовое отуречивание народов, населяющих современную Турцию. И уверенности нам придаёт то, что в современном мире одним из надёжных гарантов безопасности народов Большого Ближнего Востока является стратегический союзник Армении - Российская Федерация, которая изо дня в день играет все более решающую роль в мировой политике.