Федеральный центр активно приступил к ротации региональных элит. Этот процесс затронул даже тех руководителей, которые были весьма прочно укоренены в своих регионах. Рано или поздно очередь должна была дойти и до Якутии. Об этом заявил корреспонденту ИА REGNUM Новости руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков, комментируя отставку президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова. "В таких случаях федеральный центр действует достаточно осторожно. В ситуации с Якутией он сначала добился "федерализации" ключевого субъекта экономики республики - к августу 2008 года контрольный пакет акций компании "Алроса" окончательно перешел в руки Росимущества. Нельзя исключать, что недавно озвученные президентом ЗАО АК "Алроса" Федором Андреевым планы по преобразованию компании в открытое акционерное общество также направлены на упрочнение контроля федеральных структур над данной корпорацией. Например, за счет скупки акций у миноритарных акционеров и - в перспективе (но, по уверениям руководства компании, не ближайшей) - проведения дополнительной эмиссии", - считает Нейжмаков.

По его словам, подобную тактику (постепенное упрочнение экономического влияния как шага к политическим преобразованиям в регионе) федеральный центр обычно проводит в отношение экономически развитых, политически важных и ранее пользовавшихся определенной фактической автономией регионов. "Можно вспомнить Башкирию, где переход наиболее важных секторов экономики под контроль федеральных структур, скорее всего, является подготовкой к перестановкам в политическом руководстве республики по мере приближения окончания срока полномочий Муртазы Рахимова", - пояснил эксперт.

"Обсуждая кандидатуру возможного преемника Вячеслава Штырова, следует помнить, что Кремль, подчас, принимает довольно оригинальные кадровые решения, их не всегда легко спрогнозировать, - продолжает Михаил Нейжмаков. - Однако по опыту последнего года можно выделить три подхода Москвы к поиску новых руководителей регионов. Первый - назначение на должность человека, сделавшего карьеру и работавшего последние годы в команде предыдущего руководителя региона. Такой подход условно можно назвать "шаймиевским". Применяется он крайне редко. В случае с Минтимером Шаймиевым, преемником которого стал Рустам Минниханов, с 1998 года возглавлявшего правительство Татарстана, а в команде предыдущего татарстанского президента начавшего работать еще раньше, это было обусловлено, скорее всего, осторожным подходом Москвы, стремившейся сохранить стабильность в республике и все еще сильными позициями региональных бизнес-структур. Второй - назначение губернатора-"варяга" - обычно такие руководители назначаются в проблемные регионы, где идут заметные внутриэлитные конфликты. Такой подход крайне редко применяется в национальных республиках. И третий - ставший наиболее распространенным во время президентства Дмитрия Медведева - назначение главами администраций кандидатов, начавших карьеру в данном регионе, а возможно и непосредственно перед назначением занимавших управленческие должности регионального уровня, но ранее прошедших через работу в федеральных структурах".

Политолог полагает, что в случае с Якутией вполне вероятен последний вариант. Также, из числа лиц, названных в качестве возможных преемников Вячеслава Штырова еще в апреле, интересной фигурой является гендиректор "Корпорации "Трансстрой-Восток"" Александр Дудников, считает Нейжмаков. Однако он уточнил, что для более точного прогноза, нужно дождаться появления окончательного списка претендентов на пост главы республики.

Напомним, что 31 мая стало известно о заявлении Штырова. Также сообщалось, что он уходит в отставку по собственному желанию. По информации пресс-службы Кремля, президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова, а временно исполняющим обязанности президента Якутии назначен премьер-министр Якутии Егор Борисов.