В связи с очевидным "фальстартом" президентской гонки в Республике Беларусь, появлением множества официальных и неофициальных кандидатов на пост главы белорусского государства, совершенно определенным внешнеполитическим контекстом, который начинает складываться в отношении Беларуси со стороны ведущих мировых центров силы (РФ, США и ЕС), все более явственно проявляющей себя тактике и стратегии проведения предвыборной гонки со стороны официального Минска, существует настоятельная необходимость обсуждения и анализа возможных сценариев президентской кампании 2010 года.

Бойкот

На первый взгляд, теоретически данный сценарий обладает рядом очевидных преимуществ. Как пишет в своей статье "Беседа о выборах-2" хорошо известный многим в Беларуси российский политолог Андрей Суздальцев: "Бойкот прост и доходчив. Нет нужды объяснять тысячам и сотням тысяч многочисленные схемы контроля над выборами - вынеси протокол, укради бюллетень и прочую дичь, не имеющую судебной перспективы. Между тем, массовый бойкот выборов наиболее опасен для властей, так как выбивает из рук диктатуры главное оружие - механизм проведения голосования и подсчета голосов. Невозможно подсчитать пустоту".

Вместе с тем, его претворение в жизнь связано с целым рядом абсолютно практических явлений и процессов, которые, необходимо это подчеркнуть, напрочь отсутствуют в современной политической жизни Беларуси: нельзя просто не прийти на выборы или прийти и унести свой бюллетень домой. Это только один из шагов в этом сценарии. Нужен второй шаг, без которого первый не имеет никакого смысла.

В первом подварианте необходимо, чтобы кто-то (партии, общественные организации, и т.п.) смог централизованно (!) собрать бюллетени, вынесенные с участков, и оперативно подсчитать их, после чего уже технически объявить результаты подсчета. Предположить, что такая работа может быть проведена в республике спокойно и без "облав" на пункты сбора и сортировки бюллетеней со стороны белорусских силовиков, невозможно. Следовательно, этот вариант отпадает.

Второй подвариант поведения избирателя по сценарию бойкота предполагает, что человек не просто приходит на выборы в воскресенье, но и в понедельник, т.е. в рабочий день, идет не на работу, а ищет возможность высказать публичный протест против фальсификации итогов выборов. Это возможно только при соблюдении упомянутого выше условия - организаторы бойкота имеют доказательства фальсификаций при подсчете голосов. И здесь, как мы видим, необходимы сами бюллетени, как основание для кампании гражданского мирного сопротивления, и серьезная организационная работа с электоратом, который должен обладать определенным уровнем политической и гражданской культуры, чтобы пойти не на работу, а на митинг.

Очевидно, что и второй подвариант в белорусских условиях не осуществим. И главная причина этого даже не то, что власти не дадут провести, по сути, параллельный подсчет голосов (а как иначе назвать подсчет вынесенных бюллетеней с участков для голосования?), а недостаточное гражданское самосознание подавляющего большинства белорусских избирателей, которые не готовы и не хотят участвовать в активных формах гражданской общественной деятельности. Почему это так и кто виноват - авторитаризм власти или отсутствие работы оппозиции и других структур гражданского общества - это совершенно другой вопрос.

Т.е., говоря о сценарии бойкота, мы вышли на то, что сам бойкот может быть разный: пассивный бойкот - это когда избиратель просто не приходит на выборы или приходит, но уносит свой бюллетень, и активный бойкот - это когда избиратель делает описанный выше первый шаг при полном понимании (и организационном обеспечении со стороны структур гражданского общества) того, что этот шаг невозможен без второго шага - активного проявления своей гражданской позиции после выборов. Наиболее яркий пример - многодневные митинги в Сербии в октябре 2000 года, когда десятки тысяч жителей Белграда и других городов Сербии вышли протестовать против фальсификации выборов со стороны Милошевича. Только тогда это дало свой эффект.

Поэтому не "... бойкот обеспечивает реальную возможность внешним силам не признать итоги выборов, заявить, что выборы не состоялись и т.д." - этот тезис ложен без второго шага, а организационно-обеспеченный выход людей (десятков тысяч) на улицу в целях проведения ненасильственных гражданских акций неповиновения при условии того, что у белорусского гражданского сообщества (как у сербского в 2000 году) на руках будут доказательства массовой фальсификации голосования на участках. А это уже совсем другой разговор, который при нынешнем чрезвычайно низком уровне подготовки оппозиции, да и других структур гражданского общества, к проведению выборов и обеспечению их прозрачности, не имеет никакого смысла.

Следовательно, осуществление сценария бойкота выборов является очень сложным как с организационной, так и с идеологической (содержательной) точки зрения. Если же говорить о практике, то осуществление этого сценария в современной Беларуси с учетом уровня политического развития общества, возможностями государства по нейтрализации такого сценарий, слабостью основных политических партий и общественных организаций, можно считать практически невозможным.

Кроме того, есть еще ряд серьезных обстоятельств, которые говорят о том, что данный сценарий не может быть принят к осуществлению основными политическими игроками республики. Во-первых, финансирование всех без исключения оппозиционных политических сил идет исключительно под процесс участия в выборах. Соответственно, эта идея будет отвергнута подавляющим большинством из них, в том числе и по ряду совершенно понятных меркантильных соображений.

Во-вторых, без реализации второго шага (т.е. без реализации концепции активного бойкота), данный сценарий играет даже на руку властям, т.к. дает возможность им более спокойно задействовать машину по подсчету голосов.

В-третьих, реализация этого сценария предполагает то, что он будет принят всеми основными политическими силами гражданского общества, что, как показывает начало президентской кампании, абсолютно нереально. Поэтому, например, пожелание российского эксперта "Бойкот не участию оппозиции в выборах, а бойкот участию в выборах народа. Ни одного человека на избирательном участке" выглядит идеализмом чистой воды, не имеющим к реальной практике политической борьбы никакого отношения: в эту игру в Беларуси не будут играть основные политические силы, следовательно, она изначально мертва. Конечно, нельзя спорить с тезисом, что "народ сам интуитивно идет по пути бойкота", это действительно так. Однако такое "интуитивное" движение масс нуждается в организационном оформлении, чего белорусская политическая оппозиционная тусовка предложить не может.

В-четвертых, нельзя сбрасывать и момент внутривидовой конкуренции: в этих условиях та политическая сила, лидер которой будет предполагать бойкот, вполне логично получит на выборах наименьшее количество голосов, что существенно снизит его вес и вес возглавляемой им партии как в политической тусовке, а самого лидера еще и внутри самой партии. А это самым непосредственным образом скажется на уменьшении финансирования организации со стороны основных спонсоров.

С этих точек зрения становится очевидным следующее. Сценарий бойкота даже теоретически является очень сложным с точки зрения его реализации. Он подразумевает очень высокий уровень политической и гражданской культуры общества и политического актива, слаженной и скоординированной работы всех политических сил гражданского общества, очень серьезных организационных и идеологических (содержательных) затрат на свою реализацию.

С учетом белорусской политической реальности, как властной, так и оппозиционной, отсутствия общих целей, взглядов, подходов и стратегий у лидеров политических партий и движений к проведению избирательной кампании, данный сценарий не может быть реализован. Более того, для тех политических сил, которые все-таки возьмутся за его осуществление в условиях отсутствия консенсуса основных политических игроков на его реализацию, он будет даже вреден.

И, конечно, главное. Почему белорусские партии не будут играть в этот сценарий - потому что белорусское общество в целом не обладает таким уровнем политической организации и культуры, чтобы понимать необходимость и проявлять готовность активно отстаивать свой гражданский выбор. Т.е. провал сценария бойкота выборов связан не столько со слабостью основных политических игроков и тем, что они имеют разные цели, мотивацию и стратегии проведения выборов, но, прежде всего, с политической неготовностью белорусского общества к такому формату политической реальности.

Основная причина такой аполитичности белорусского общества (а более точно - белорусской столицы) заключается в достаточно высоком (на взгляд самих граждан) уровне жизни. Как только он начнет падать, политическая активность и сознательность граждан начнет расти. Можно даже сказать, что эти два процесса связаны обратно пропорциональной связью: чем быстрее начнет падать уровень жизни среднестатистического белорусского избирателя, тем быстрее начнет в нем формироваться готовность к участию в активных формах политической жизни общества.

Означает ли все вышеизложенное, что сценарий бойкота на президентских выборах в 2010 году абсолютно невозможен? Конечно, нет, однако он потребует столько новых вводных, которые стратегически настолько поменяют сам контекст проведения выборов, что это будет (не побоюсь этого слова) абсолютно новая политическая реальность для Беларуси в целом, как для власти, так и для гражданского сообщества в целом, которая заставит всех политических игроков со стороны гражданского сообщества резко пересмотреть свои планы с учетом вновь открывшихся обстоятельств, а народ подтолкнет не только к пассивному выражению своей политической позиции, но к активному.

Следовательно, при всей внешней красоте и простоте сценария бойкота выборов необходимо рассмотреть иные возможные стратегии проведения выборов главы белорусского государства, как со стороны гражданского общества, так и со стороны власти.

Продолжение следует...