Президент США Барак Обама представил бывшего американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза на должность посла США в Азербайджане. Эта кандидатура направлена на утверждение сената конгресса США. Напомним, что пост посла США в Баку был вакантным с тех пор, как предыдущий посол, Энн Дерси, покинула его в июле 2009 года в связи с завершением срока полномочий. Довольно долгое время считалось, что Вашингтон затрудняется выбрать дипломата для работы в Азербайджане. По словам поверенного в делах посольства США в Азербайджане Дональда Лу, оттягивание назначения якобы было связано с "царившими в системе бюрократическими волокитами".

Это не совсем так. Еще летом 2009 года журнал Foreign Policy сообщал, что Мэтью Брайзу рекомендовал на пост посла в Азербайджане его бывший непосредственный начальник, экс-помощник госсекретаря Дениэл Фрид. Тогда же об этом сообщало и ИА REGNUM Новости. Однако устами исполняющего обязанности заведующего отделом по связям с общественностью посольство США в Азербайджане Дмитрия Тараховского было заявило, что "эта информация безосновательна и не имеет под собой почвы". Теперь, как говорится, наступил момент истины.

Брайза - карьерный дипломат. На этой службе он состоит уже 22 года. Диплом бакалавра Брайза получил в Станфордском университете в Калифорнии, магистра - во Флетчеровской школе права и дипломатии при Университете Тафта в Массачусетсе. Хорошо владеет русским языком. По сообщению турецкой газеты Hurriyet, недавно начал изучать и азербайджанский язык. Женат. Супруга - Зейно Баран - американка турецкого происхождения. Брайза работал в посольствах США в России и Польше. После Минской группы ОБСЕ занимал должность заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии, курировал отношения с закавказскими странами. Он также занимал должность директора по делам Европы и Евразии Совета национальной безопасности Белого дома, был специальным помощником президента и госсекретаря по вопросам энергетической дипломатии на Каспии.

В целом это - очень неординарная личность, отличающаяся своим особым взглядом и подходами к оценке ситуации, которая складывается в регионе Каспия. У него хорошо развито геополитическое мышление, есть сила воли к нестандартным действиям. Поэтому не случайно вокруг Брайзы крутилось немало слухов и даже интриг. Поводов было предостаточно, поскольку за время его работы в Минской группе ОБСЕ он сделал ряд заявлений, которые на поверку оказывались "мыльными". Особенно это касается проблемы карабахского урегулирования, когда Брайза не раз декларировал, что "осталось несколько мелких проблем", что "вот-вот будет подписано необходимое соглашение", а потом все упиралось в "добрую волю сторон". Не случайно Армянский национальный комитет Америки (ANCA) выступил с призывом к американским сенаторам при утверждении Брайзы в ранге посла подробно изучить его дипломатическое "досье", связанное с проблемами на Кавказе и в Восточной Европе. В этом акте содержится открытый намек на "тюркофильскую позицию" нового посла США в Азербайджане. При этом, конечно, в расчет берется то, что, например, на свадебной церемонии Брайзы с Зейно Баран присутствовали глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедъяров и ряд других высокопоставленных азербайджанских должностных лиц. "Они поддерживают с ним контакт на протяжении уже долгого времени, знают его характер и видят в нем хорошего специалиста по региону", - так оценивает ситуацию директор бакинского центра политических исследований "Атлас" Эльхан Шахиноглу, которого цитирует бакинская газета "Зеркало". В то же время она отмечает, что "в странах с неустоявшимися институтами государственного управления, каковым является и Азербайджан, субъективные факторы имеют огромное влияние на принятие важных решений, в том числе во внешнеполитической сфере". И в данном случае - намек, но только на бывшего посла США в Азербайджане Эскудеро, который, по слухам, имеет серьезный бизнес в Баку.

Но лично мне кажется, что так называемое "тюркофильство" Мэтью Брайзы несколько преувеличено. Как пишет в этой связи EurasiaNet (США), почти годичное отсутствие посла США в Баку было серьезным источником раздражения для ряда должностных лиц Азербайджана, "которые видели в этом неуважение по отношению к правительству президента Ильхама Алиева в обстановке поддерживаемого США сближения между Турцией и Арменией". Это издание считает назначение Брайзы "позитивным сигналом Вашингтона Баку", свидетельствующим о его готовности наладить отношения. Действительно, практика последних событий показала, что выключение Баку из части общерегионального политического процесса - в направлении турецко-армянского урегулирования - неперспективна, ведет даже к развалу Минской группы ОБСЕ. Теперь Брайза, который ранее подчеркивал важность продолжения работы этой группы, призван "залатать дыры". К тому же он не считает Россию соперником США на Южном Кавказе, выступает за сотрудничество двух стран в этом регионе мира.

Правда, одно время Брайзу подозревали даже в подстрекательстве президента Грузии Михаила Саакашвили (который, как говорят, был одним из благотворителей на свадьбе Брайзы) к вооруженному нападению в августе 2008 года на Южную Осетию. Они усилились после того, когда в августе 2009 года лидер Грузии Михаил Саакашвили наградил Брайзу орденом "Золотого руна" "за ту помощь, которую он оказал еще в 2004 году при разрешении проблемы в Аджарии".В свете происшедших после августа 2008 года событий в бывших территориях Грузии, такое награждение можно воспринимать в роли своеобразного "дипломатического символа", подводящего итоги многолетней работы американского дипломата, направленной, как отметил Саакашвили, "на поддержку, которую США оказывали и продолжают оказывать Грузии". Ожидается, что на вопросы, связанные с событиями августа 2008 года Брайзе предстоит отвечать в сенате. Но фактом является то, что после российско-грузинского военного конфликта Брайза подчеркнул, что "политической воли в урегулировании карабахского конфликта стало больше". Не случайно поверенный в делах США в Азербайджане Дональд Лу намекал, что новый посол США в Азербайджане - личность, имеющая большой дипломатический опыт, и что его "стоит ждать".

Конечно, Брайза по прибытии в Баку быстро окажется под определенным давлением азербайджанских политиков. В то же время не приходится сомневаться, что он будет стремиться использовать наработанный "личный политический потенциал" в интересах США, чтобы грамотно "разводить", когда необходимо, такие проблемы, как энергетика и экономические вопросы, Карабах, региональная стабильность и демократические реформы в Азербайджане, на что активно в последнее время давят США. А когда нужно - встраивать эти проблемы в один "пакет". Очевидно пока только то, что Мэтью Брайза будет активно выступать за мирное урегулирование карабахской проблемы и может со временем предложить Баку и Еревану так называемый "комплексный сценарий", предусматривающий одновременную разблокировку турецко-армянской и азербайджано-армянской границ, поддержит цюрихский процесс и будет создавать открытые и закрытые политические коалиции.

Он будет работать так, что МИДу Азербайджана не будет скучно наблюдать за его деятельностью.