"Назарбаев предложил Обаме пристанище для базы ВВС США": Казахстан за неделю
Основы многовекторности, заложенные в казахстанскую дипломатическую практику, порой приносят довольно неожиданные результаты. В Казахстане, например, есть силы, по-настоящему уверенные в том, что страна вполне способна в статусе председателя ОБСЕ влиять на ситуацию в Приднестровье. Или решать конфликты в Нагорном Карабахе. И, дескать, по боку Киргизия. Хотя именно здесь Казахстан мог бы попробовать свои таланты миротворца - все-таки усилия по безопасности региона, в котором живешь сам, представляются наиболее логичными и последовательными. Но вместо этого Казахстан предпочитает воспользоваться ситуацией и сыграть в свою игру. База ВВС США близ Алма-Аты - сомнительная с точки зрения политики инициатива. Но имиджевая фотография глав держав на фоне Байтерека, похоже, не оставляет выбора. Впрочем, это не может продолжаться вечно. Очень многие гости Казахстана замечают, что очень легко играть в многовекторность при существующих ценах на нефть. Но как основа, на которой зиждется гарантия государственности - она слишком призрачна.
"Речь могла идти о военных аэродромах, расположенных в Алматинской области"
По данным "Республики", Астана получила согласие на проведение саммита ОБСЕ в Казахстане от очень влиятельного игрока. По данным издания, Вашингтон развернул на 180 градусов свою позицию и теперь поддерживает "Ак Орду" в этом начинании. Но какой ценой далась эта внешнеполитическая победа? По версии аналитиков газеты, Нурсултан Назарбаев вполне мог предложить взамен размещение базы ВВС США на территории Казахстана. "Здесь и появляется основная версия перемены настроения Вашингтона к гипотетическому саммиту в Астане. По мнению дипломатов, есть большая доля вероятности, что Казахстан все же согласился послать в Афганистан ограниченный контингент своих вооруженных сил. Свою положительную роль сыграли и недавние события в соседнем Кыргызстане. В дипкорпусе не исключают, что, будучи на ядерном саммите в США, Назарбаев предложил Обаме при неблагоприятном стечении обстоятельств в Кыргызстане пристанище для базы ВВС США на территории Казахстана. По словам дипломатов, в частности, речь могла идти о военных аэродромах, расположенных в Алматинской области, например в Николаевке. Безусловно, такой ход вряд ли понравится России и Китаю, но, учитывая серьезность угроз, исходящих из Афганистана, Москва и Пекин теоретически могут согласиться на этот шаг Астаны и Вашингтона.
Нельзя обойти стороной и еще одну версию причин согласия Белого дома на саммит глав стран ОБСЕ, которая отнюдь не противоречит первой. Более того, может даже быть одним из пунктов общих договоренностей между Казахстаном и США. Согласно этой версии, Астана больше не подвергает сомнению контракты, заключенные в 90-х годах с некоторыми транснациональными корпорациями из Соединенных Штатов".
Об интересе Казахстана к другим проектам, которые вызовут раздражение в Москве, пишет, в свою очередь, и портал Inosmikz.com, специализирующийся на анализе информации, поступающей из западных источников. Издание цитирует статью Worldbulletin.net, в которой говорится о предварительных договоренностях Казахстана и Турции. С одной стороны немудрено - именно на эти дни (24-25 мая 2010 года) запланирована поездка турецкого президента Абдуллы Гюля в Казахстан. Стороны давно готовили визит и скорее всего, оба государства уже имеют в активе несколько договоренностей, которые нуждаются в окончательном документальном оформлении. Но именно с этим связывают главную опасность аналитики. Ведь любые проекты, исходящие от стран Закавказья и Турции - заведомо не выгодны России.
"Западу куда приемлемей альтернативный транспортный проект - через Каспийское море, Закавказье и Турцию. По сути, это - тот примерно же маршрут, который свыше ста лет назад открыли и активно использовали в царской России. Только предлагается удлинить его до восточно-турецкого города Карс. Другими словами, в таком проекте нет с географической и технической точки зрения практически ничего нового. Но зато он всецело соответствует современным политическим видам Запада, заинтересованного в прокладке такого транспортного пути из Центральной Азии во внешний мир, который бы обходил стороной не только Иран, но и еще Россию.
В принципе это - комплексный маршрут. Он включает в себя три составные части - нефтяную, газовую и общую грузовую. Связанные с нефтью и газом проекты по ту сторону Каспийского моря уже осуществлены и действуют. Это - нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, построенный в 2005 году, и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, возведенный в 2006 году. Потом было запущено строительство железной дороги по аналогичному маршруту.
Но по нему, если не учитывать вовлечение в проект находящихся по эту сторону Каспия стран, возить особенно будет нечего. Те, кто осуществляет строительство этой железной дороги, не скрывают того, что связывают большие надежды с нашей страной. В своем упомянутом выступлении президент Турции Абдулла Гуль, согласно сообщениям информационных агентств, отметил то, что Казахстан намеревается перевозить 10 млн. тонн груза в год по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс".
Впрочем, в Казахстане и не скрывают - внутри страны уже есть силы, которые не видят Россию в качестве надежного и всеобъемлющего партнера. Это пока не сказывается на политике, но национал-патриоты утверждают, что последнее - всего лишь вопрос времени. "Эксперт-Казахстан" публикует интервью с координатором Европейского клуба Айдосом Саримовым, с которым обозреватель издания обсуждает европейский вектор республики.
"...То, что мы называем европейским вектором общественной мысли, сейчас смыкается с национальной проблематикой и проблематикой интеграции тюркской. Как-то объективно так получается. В силу некоторых причин, а чаще просто в силу навязанных интерпретаций этот вектор выглядит антироссийским, но это не так. Большинство из тех, с которыми я связан и с которыми мы общаемся, считают, что в сегодняшних условиях РФ не является притягательным центром, основой для добровольной интеграции.
Я лично считаю, что сегодня Россия уходит в спячку лет на двадцать. Почему я не верю ни в один интеграционный проект с участием Казахстана и России? Во-первых, потому что в них нет какой-то глубины, какой-то духовной основы, какой-то большой выстраданной школы. Есть, конечно, история, но она тоже не отрефлексирована. В той мере, которая позволила бы спокойно воспринимать уроки истории. А сказать, что история была хорошей, никто не может ни с той, ни с этой стороны. Во-вторых, большие интеграционные проекты должны базироваться на некоторой политической составляющей, т.е. должно быть более-менее схожее понимание мира, схожесть понимания того, как должны развиваться народы и т.д. И уже во вторую, третью очередь должны быть экономические проекты. Первых двух факторов мы не видим".
О похожих настроениях пишет казахскоязычная газета "Ана тiлi". Издание публикует мнение одного из своих обозревателей, подтверждая один из тезисов Айдоса Саримова - о том, что даже у радикальных националистических взглядов в Казахстане есть свои сторонники. Газета пишет об информационном поле страны. Автор - приводит собственные наблюдения в качестве доказательства и приходит к вполне ожидаемым выводам.
"Докатилось до того, что в сотовых телефонах студентов сегодня можно увидеть огромное количество обнаженных казахских девушек, разбавляемых картинами девичьих драк между собой. Впору создавать специальную комиссию, которая бы решала, что допускать к просмотру на телевидении, а чего допускать не следует. Узбеки, к которым мы относимся свысока, двадцать четыре часа в сутки показывают свое отечественное кино. Даже иностранные фильмы там транслируются исключительно на узбекском языке. Именно поэтому проживающий там народ знает в совершенстве свой язык. Так может и нам пришла пора перестать пропагандировать бесстыжих русских и иностранных певцов, вроде Тимати и ему подобных, с их сомнительными вокальными и сценическими данными. А следует показывать группы профессиональные, вроде "Жигиттер", "Муз Арт", "Арнау". Нельзя убивать собственное национальное телевидение. Пока мы не начнем выпускать профессиональные передачи национального и патриотического характера, мы будем жить в информационном плену России".
"Особенностью Казахстана следует считать завершение стабилизации автократического режима"
Обсуждение инициативы, связанной с наделением Нурсултана Назарбаева статусом лидера нации, ожидаемо вывело полемику на иной качественный уровень. Гарантии безопасности президенту и его семье отошли на второй план. Означает ли законопроект скорую отставку главы государства? Этим вопросом задались многие издания - но важнее здесь то, что практически никто не пришел к однозначному ответу: каким будет постназарбаевский Казахстан.
Западные СМИ демонстрируют полное непонимание внутренней политической ситуации в Казахстане. Inosmikz.com публикует выдержки из материала британской газеты Telegraph. В нем авторы мыслят по распространенному на Западе штампу. ""Центрально-азиатские президенты с их авторитарной системой немного скованы тем, что они стареют, что они не в состоянии уйти в отставку, не рискуя своим положением и бизнесом членов их семей. Это есть механизм, который позволит ему иметь неприкосновенность после того, как он покинет свой пост".
Несколько далее Р.Орандж утверждает следующее: "Господин Назарбаев до сих пор не провел помазания преемника на царство, хотя слухи были сфокусированы на Дариге Назарбаевой, самой старшей и самой политической из его трех дочерей, и на Тимуре Аскаровиче Кулибаеве, муже его средней дочери Динары".
В полемику включилась газета "Время" - издание публикует интервью с одним из аксакалов [старейшин - ИА REGNUM Новости], который вполне ожидаемо говорит о перспективах лидера нации. "...Сформировавшаяся с момента обретения независимости правящая элита не отдаст власть на "демократических выборах", как в Америке. Это приведет, повторюсь, к серьезным катаклизмам...Гейдар Алиев сумел сделать своего сына приемлемым для всей элиты. А у нас такого преемника пока нет. Поэтому любой, кто сегодня им будет назван, окажется между молотом и наковальней внутриэлитных противоречий. Поэтому для нас нужен другой вариант - или китайский с Дэн Сяопином (который хоть и не обладал статусом национального лидера, но имел именно лидерские полномочия), или иранский, где есть духовный лидер (аятолла), президент и вице-президент (по сути - премьер). То есть преемник нынешнего президента достаточно длительное время должен быть под его опекой и защитой, а сам выбор будущего правителя может быть и династийным, и демократичным. И когда я читаю в законопроекте о необходимости "согласования с лидером нации - первым президентом разрабатываемых инициатив по основным направлениям внешней и внутренней политики государства", то понимаю: это работает на будущее".
Информационно-аналитический центр изучения постсоветского пространства при МГУ им. М. Ломоносова публикует материал с довольно здравыми мыслями. Суть статьи в том, что идеи, предлагаемые здесь и сейчас - являются конкурентными, а значит, ключевые решения еще не приняты. Аналитики структуры основываются на знании казахстанских реалий - впрочем, с учетом того, что многие ссылаются на то, что центр очень близок к администрации президента Казахстана, это и немудрено.
"...Остается Нурсултан Абишевич у власти или уходит, но до конца не знает, как именно это можно сделать, понимая при этом, что по большому счету единственной реальной точкой опоры современной казахстанского политического класса является именно президент РК, как бы к нему не относились недруги или, напротив, избыточные доброжелатели. И вот задача - как сохранить в стабильности систему, в которой существует только одна точка опоры, но она в силу определенных личных или иных обстоятельств может, а возможно даже и захочет оказаться вне этой системы после 2012 года. Задача предельно непростая. А потому варианты решения, которые предлагаются сейчас, на самом деле, конкурентны. Та версия, которую изложили депутаты Мажилиса только один из возможных путей решения вышеупомянутой задачи, который создает некую "кредитную историю" у статуса национального лидера, но вовсе не дает ответа на все наболевшие вопросы казахстанской жизни".
Информационно-аналитическое издание "Контур" со ссылкой на журнал "ЕвроАзия" публикует интервью с казахстанским аналитиком Талгатом Адиловым, который также высказывается в пользу "многовекторности" даже во внутренней политике Казахстана. И этом смысле - пакет поправок в законы, связанных с идеей о лидере нации, - всего лишь начало большой игры. "Сам законопроект вне концепта лидера нации не оформлен до конца. Т.е. он дает гарантии безопасности как первому президенту, так и членам его семьи, он определяет некие очертания возможности превращения Нурсултана Назарбаева в верховного арбитра и патриарха казахстанских реформ по образцу Дэн Сяо Пина, но он не определяет всю составляющую этого, проекта, начиная от его идеологического и информационного обеспечения и, заканчивая теми механизмами, которые как раз и буду гарантировать то, что эти законы и эти публичные кулуарные договоренности будут выполняться на практике. Т.е. иными словами, депутатская инициатива - это только часть большой игры, которая разворачивалась, и будет еще долго идти вокруг контуров переходного периода".
"Интерфакс-Казахстан" идет по наиболее легкому пути, публикуя интервью с одним из главных публичных идеологов "Ак Орды" Ермухаметом Ертысбаевым. Но вот что интересно - помощник президента впервые не исключил ухода Назарбаева с поста главы государства в 2012 году. Примечательно, что смену риторики заметили почти все аналитики: ранее г-н Ертысбаев утверждал, что Нурсултан Назарбаев будет баллотироваться и выиграет очередные выборы.
"Президент пользуется колоссальным авторитетом среди депутатов мажилиса и сената. Но если он наложит вето на этот закон, он настроит против себя весь депутатский корпус, который в Назарбаеве видит главную гарантию стабильного и устойчивого развития страны, по крайней мере, до 2020 года. Личность, какая бы она ни была, никогда не должна забывать о той общественной силе, которая его выдвигает и поддерживает. Дело даже не в Назарбаеве, а в четком и конкретном механизме преемственности власти, стабильного, предсказуемого и устойчивого развития страны на ближайшие годы и в отдаленном будущем. Назарбаев - это политик мирового уровня, и он не может не влиять на внутреннюю и внешнюю политику Казахстана даже после своего ухода. Это понимают все и решили "де-факто" превратить в "де-юре".
О смене риторики президентского советника пишут, в частности, "Известия-Казахстан". И - выдвигают собственную версию смены приоритетов. "Первый вариант возможного ответа на нее заключается в том, что неожиданное отклонение советника президента от своего всегда принципиального мнения отражает стремление заинтересованных лиц провести зондаж настроений и поведения разных элитных групп с учетом запуска такой информации. В зависимости же от результатов, видимо, будет приниматься решение относительно дальнейших шагов в развитии статуса и полномочий президента как лидера нации. Особенно это может коснуться мер по выстраиванию нового баланса внутри элиты, включая серьезные кадровые перестановки.
Но не исключен и второй вариант ответа на эту загадку, который из чисто теоретического может быть воплощен в практический. В таком случае неизбежен вопрос относительно выстраивания качественно новой конструкции политико-властной системы, позволяющей Нурсултану Назарбаеву хотя и не руководить государством непосредственно, но продолжать реально властвовать в статусе лидера нации. Кстати, определенную модель подобного "разделения властей" демонстрирует Иран, где с 1989 года всем заправляет Высший руководитель (Рахбар) Али Хаменеи как духовный лидер страны при меняющихся президентах. Хотя при таком раскладе Казахстан, скорее всего, пойдет по своему собственному пути".
Официальный рупор страны - газета "Казахстанская правда" отвечает на многочисленные упреки. Дело в том, что парламент внес поправки в конституционные законы. По мнению многих - одно это требует определенных процедур. Например, рассмотрения инициативы Конституционным советом. Впрочем, очевидно, что никаких изменений это не принесет. Во всяком случае, к такому пониманию приходишь, прочитав интервью с членом Конституционного совета РК Виктором Малиновским.
"Глава Казахстана - Лидер нации - входит в политическую систему непосредственно в качестве одного из ее главных и системообразующих элементов. Обращаю внимание на положения действующей казахстанской Конституции: статьи 3 и 40 возлагают на Президента функции выступать от имени народа и государства, а также представлять республику внутри страны и в международных отношениях.
Являясь носителем воли народа, Первый Президент "от имени народа и государства" руководит конституционным процессом, общается с лидерами различных партий и религий, редакторами и журналистами СМИ, простыми гражданами во всех уголках страны... Определяет основные направления внутренней и внешней политики, одобряет либо утверждает концепции и государственные программы развития различных секторов государственной и общественной жизни. Такая деятельность всецело соответствует Конституции и отвечает интересам страны".
Оставляют некоторые шансы на демократическую видимость авторы информационного агентства "Фергана.ру". Издание публикует анализ политических систем в Центральной Азии. И Казахстан - наконец-то выгладит более привлекательной для жизни страной. "Просвещенный абсолютизм" казахстанской модели патерналистской автократии обусловлен, главным образом, более высоким по сравнению с другими центральноазиатскими государствами уровнем социально-экономического, политического и культурного уровня развития страны, включая гораздо большее влияние на формирование общества европейской культуры, включая политическую. Приходится учитывать не просто многонациональный состав населения, но и не преодоленный культурный дуализм общества, довольно тесные связи экономики страны с западным капиталом. Это, с одной стороны, не позволяет отказаться от остаточной демократии, вынуждает находить эффективные способы нейтрализации сохраняющихся элементов демократии, а не грубо их нарушать или вовсе ликвидировать. А с другой - очень помогает добиваться своих политических целей с помощью ссылок на необходимость поддерживать стабильность и межнациональный мир.
Особенностью Казахстана, видимо, следует считать, в основном, завершение стабилизации автократического режима, опирающегося на им же взращенную элиту: конгломерат встраивающихся в бизнес чиновников и бизнесменов, врастающих во власть. Они целиком зависят от сильной президентской власти, послушны и заинтересованы в сохранении статус-кво. В то же время от прежних систем власти: восточной и советской - казахстанская модель авторитаризма унаследовала надобщественный и надпартийный характер, обусловленный ее кастовой замкнутостью, неспособностью к самоорганизации и реальному, а не декоративному самореформированию. Все это, безусловно, препятствует демократической эволюции и, в конечном итоге, модернизации страны".
Тесно связывает инициативу депутатов и киргизские события аналитический журнал "Центр Азии". Авторы издания говорят, что именно "революция Розы" дала импульс в сторону создания сильного патерналистского государства в ущерб демократии. Но при этом, несмотря на свои политические пристрастия (журнал близок к Казахстанскому институту стратегических исследований), аналитики дают повод задуматься.
"Правда, возникает вопрос: а что же дальше? Несомненно, фактор сильного лидера в восточных странах, способного в том числе и жесткими мерами обеспечить развитие страны, - это почти всегда лотерея, случайность или везение, кому как нравится. Так было в Турции в 1920-х годах, затем в Сингапуре в 1960-х, в Китае в 1980-х, и в Казахстане в 1990-х. Но после удачного старта и определения общего направления развития для таких государств необходима преемственность даже не самой власти, а системы ее организации. Если представить, что наш выбор сильного государства с вертикалью власти является лучшим вариантом в нашей ситуации, то логично его продолжение. В этом смысле поправки в законодательство от 12 мая предоставляют президенту Назарбаеву свободу выбора для любых политических маневров. Так или иначе, но только от него зависит решение, которое напрямую затрагивает интересы государства и общества".
"Форсированное вступление Казахстана в Таможенный союз эволюционирует в некий театр абсурда"
Таможенный союз воспринимается, как неизбежное зло. Видимо поняв, что критика инициативы ничего не даст, деловые издания и ньюсмейкеры сосредоточились на минимизации ущерба от интеграционной структуры. Это - особенно видно по материалам прессы. Например, "Бизнес и власть" рассказывает о том, что таможенные брокеры Казахстана заявляют о готовящемся нарушении их прав. По данным брокеров, "дочка" КТЖ в партнерстве с РЖД планирует создать компанию, которая может монополизировать пока еще конкурентный рынок таможенно-брокерских услуг.
"Казахстанские таможенные брокеры предоставили "&" копию предложения по созданию ТОО "Таможенно-Брокерский Центр в Казахстане" (ТБЦК). Как следует из документа, инвесторами - учредителями ТБЦК планируют стать АО "Казтемиртранс" ("дочка" нацкомпании КТЖ) и российское ООО "Таможенно-Брокерский Центр" (зависимая компания ОАО "РЖД") с долями 51 и 49% соответственно.
Созданное совместное предприятие предлагается наделить исключительными полномочиями по осуществлению таможенно-брокерской деятельности в отношении компании КТЖ. Кроме того, в функции ТБЦК войдут мероприятия по тарификации таможенно-брокерских услуг, связанных с получением разрешения и оформления транзита на пограничных и припортовых станциях, завершением транзита, оформлением складской отчетности, хранением грузов в зонах таможенного контроля и на складах временного хранения".
"Газета.кз", в свою очередь, рассматривает интеграционную структуру, как повод укрепить свои южные рубежи. Именно это делается согласно условиям в рамках Таможенного союза. "По сути, серьезной государственной границы между Узбекистаном и Казахстаном в ее цивилизованном понимании никогда и не было. Вплоть до 2005 года она функционировала в штатном режиме, а объемы товарооборота между государствами можно было вычислять по статистике таможенных служб. В 2005 году узбекские власти приняли решение о введении запретительных пошлин на границе. Если до 2005 года объемы контрабанды не превышали 10 процентов всего товарооборота, то с 2005 года объемы контрабанды резко возросли.
Ярким свидетельством тому факт, что за последние несколько месяцев Узбекистан дважды поднимал таможенную пошлину на ввоз автомобилей. Контрабанда росла по мере того, как узбекские власти ужесточали режим на границе. Сначала узбекские власти "выбили" из большой торговли челноков, потом ограничили бестаможенный ввоз товаров физическими лицами, снизив пороговую сумму с 50 до 25 долларов. И с 2005 года объемы контрабанды росли из года в год. По различным оценкам, сегодня в "тени" находится до трети всего торгового оборота между Узбекистаном и Казахстаном".
А "Центр Азии" - пишет об изменениях у автомобильных "серых" дилеров.
"В ожидании повышения ввозных пошлин на иномарки с 1 июля многочисленные "серые" дилеры переориентируют свой бизнес. Одни уходят в сектор запчастей, другие налаживают каналы по перегону подержанных иномарок из России и Белоруссии. Вторичный рынок продолжает всецело определять автомобильные предпочтения казахстанцев, и как-то не все заметили первые признаки дефицита иномарок в официальных автосалонах. Там заканчиваются запасы авто, ввезенных по старым пошлинам. Продавцы готовятся к переменам, но ждать ли перемен покупателям - большой вопрос".
Ситуацию, между тем, может исправить вступление страны в ВТО - об этом пишет "Курсив". В материале о том, как страны Таможенного союза договариваются - издание дает расклад по шансам Казахстана. "Что касается вопросов, находящихся в компетенции комиссии ТС, то теперь между тем, о чем Казахстан договорился с ВТО раньше и тем, что имеет после введения 1 января 2010 года Единых таможенных тарифов (ЕТТ) образовалась существенная разница. Теперь все это надо привести на компромиссный уровень. "Для этого мы садимся за стол переговоров с США, ЕС и другими ключевыми странами и договариваемся о формуле", - говорит Жанар Айтжанова. Но пока этой унифицированной формулы нет у самих членов ТС, потому что теперь, ориентируясь на ВТО, надо не усиливать таможенные барьеры для импорта из третьих стран, чем Казахстан и Беларусь занимаются последние полгода, а, напротив, снижать их до принятых в ВТО 6-7%. У России в этом смысле вектор более логичный - она в Таможенном союзе снизила некоторые национальные пошлины. В результате, форсированное вступление Казахстана в Таможенный союз эволюционирует в некий театр абсурда - РК, несмотря на недовольство населения и большей части бизнеса, повышает пошлины на автомобили до российских 30%, а Россия тем временем договаривается с ВТО о том, что снизит эту пошлину до 15%.
По мнению западных экспертов, формирование полноценного Таможенного союза отодвинуло бы вступление России в ВТО на 5 лет. Казахстану, по мнению Жанар Айтжановой, сравнивать не с чем. "У нас не было даже приблизительной даты - каждый год мы подходили к 60%, а потом добавлялись новые условия". Financial Times утверждает, что Казахстан и Беларусь могут вступить в ВТО не ранее 2011-2012 года".
"В Нацбанке полагали, что основным риском для резервов Казахстана является обесценение доллара"
Свободная ликвидность в Казахстане не используется - около 10 млрд. долларов ликвидности не ощущаются - роста кредитов как не было, так и нет. Специалисты связывают это с двумя фундаментальными проблемами - недостатком ресурсов и практическим отсутствием качественных заемщиков. Впрочем, у монетарных властей страны хватает проблем: события в Европе заставили вспомнить об инвестициях в долговые обязательства стран PIGS. Об этом, кстати, пишет "Республика". По данным издания, национальный банк страны по неизвестным причинам держал деньги в суверенных бондах до последнего, почему-то не переводя деньги в менее проблемные активы. "Нетрудно подсчитать, что на часть международных активов Казахстана, номинированную в единой европейской валюте, приходилось порядка $9 млрд. С учетом того, что за первую треть текущего года евро "похудел" почти на 31 тенге, можно в качестве приблизительного ориентира оценить общие потери Нацбанка и Нацфонда от курсовой разницы по этой валюте в 270 млрд тенге (более 1 миллиарда восьмисот долларов).
Кстати, в конце прошлого года, если судить по интервью г-на Биртанова, в Нацбанке все еще полагали, что основным риском для международных резервов Казахстана в ближайшие годы является обесценение доллара и падение доверия к нему как к ключевой резервной валюте. Отсюда вполне логично вытекал вопрос об уменьшении доли американской валюты в инвестиционном портфеле золотовалютных активов и увеличении доли золота. Правда, с другой стороны, в Нацбанке одновременно прогнозировали и рост доллара по отношению к другим мировым валютам!"
Видимо, поэтому рейтинги Казахстана в ближайшее время не изменятся - об этом пишет деловой издание "Бизнес и власть". Издание публикует интервью с директором группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса Standard&Poor's Екатериной Трофимовой.
"По итогам кризиса банки ужесточили системы риск-менеджмента и значительно повысили требования к заемщикам. Соответственно, среди банков повышается конкуренция за качественных заемщиков, поскольку значительно сузился пул тех клиентов, с которыми готовы работать фининституты. В связи с этим мы не предполагаем, что кредитование в 2010 году может вырасти более чем на 5-10%. По нашим оценкам, порог ежегодного роста финансирования экономики в 10% может быть преодолен в 2011 году. Но озвучивать более долгосрочные прогнозы преждевременно, поскольку во многом они будут зависеть от банков, находящихся в процессе реструктуризации - БТА и Темирбанка, а также Альянса. В зависимости от того, насколько эффективно они будут реализовывать свою кредитную деятельность в дальнейшем, будет зависеть динамика всего сектора. Так как эти три банка составляют значительную долю финсектора, увеличение или уменьшение их портфеля будет сильно влиять на совокупные показатели банков".
На не вполне ясный шаг пошло руководство "Казатомпрома" - по данным "Курсива", компания разместила дебютный выпуск евробондов. Однако зачем урановому конгломерату дорогие деньги, никто так и не пояснил. "На прошлой неделе "Казатомпром" вновь открыл первичные рынки для эмитентов из emerging markets, прикрывших было свои двери на фоне европейских долговых бурь. Выпуск "Казатомпрома" стал первым прямым размещением из Казахстана, с листингом облигации в Лондоне и Алматы. Подобная структура позволяет казахстанским инвесторам напрямую участвовать в размещении и убрать налог у источника выплаты. Компания провела достаточно развернутое роуд-шоу в шести финансовых центрах Казахстана, Европы и США, что позволило собрать представителей около 90 институциональных инвесторов, из которых почти 90% затем направили ордера на приобретение еврооблигаций (общее число инвесторов, участвующих в транзакции, в итоге превысило 200). Так как период роуд-шоу совпал с моментами рыночной турбулентности, начальная доходность была установлена на достаточно высокой отметке в 7% годовых. Спрос, однако, в итоге превысил заявленный объем $500 млн в восемь раз (общий объем заявок составил US$4.1 млрд), что позволило эмитенту сбить доходность сразу на полпроцента - до 6.5% годовых. Срок обращения облигаций составляет пять лет, а спрэд доходности над US Treasuries и mid-swaps - 424 и 397 базисных пунктов соответственно".