Рустамжон Абдуллаев: Какая форма правления эффективнее для Центральной Азии: республика или монархия?
Что опять случилось в Киргизии: революция, государственный переворот или захват власти оппозицией с помощью шайки бандитов и мародеров? Какое влияние может оказать это событие на другие республики Центральной Азии, в том числе и на Узбекистан? Обречены ли страны Центральной Азии на "придонное существование" в рамках глобальной конкуренции? Каков выход из существующей нелегкой политической и экономической ситуации?
Прежде чем ответить на поставленные вопросы хочу подчеркнуть следующее: около 10 часов утра 7 апреля 2010 года с просьбой принять участие на радио-форуме по поводу обстановки в Киргизии, ко мне обратился корреспондент узбекской службы радиостанции "Свобода" Абдулла Искандар. Согласившись на это предложение и, отвечая на его вопросы, вот что в собственном переводе на русский язык, в начале этого форума я говорил [1]: "Да, я слежу за событиями в Киргизии. Там все идет к очередной революции... Я экономист, имеющий жизненный опыт. И, как человек, который находясь внутри подобных событий, увидевший своими глазами различные потасовки во время объединения районов в Наманганской области (1988), когда я исполнял обязанности председателя Нарынского райисполкома - категорически против всяких революций и переворотов.
Любые революции и перевороты в соседних странах не могут не оказать какое-то влияние и на Узбекистан. Во время предыдущей цветной революции, говоря русским языком, были мародёрства: хищения, кражи в магазинах и всякое другое - погромы. У наших народов Средней, Центральной Азии, ёще не достаточен опыт демократии. Во время советской власти говорили, что мы перешли в социализм, минуя капитализм. Так что могут возникнуть такие ситуации, когда толпа, будучи неуправляемой, может нести в себе угрозу жизни людей. Поэтому будет хорошо, если там установят демократию парламентского типа. Нынешний руководитель Киргизии выбрал новый путь в виде Курултая. Думаю, что будет правильным, если следовать, именно по такому пути. А всё остальное разрешиться в самом Киргизии. Я не могу сказать по этому поводу ничего определенного. Но, на мой взгляд, если будет мир, и все будет решаться путем переговоров, не превращая все это в революцию, то это может дать хороший результат. Зачем нужна революция? При таких беспорядках могут погибнуть люди. Помните, что говорил Акаев: - Я считаю, что моя должность не стоить капли крови даже одного кыргыза, - и ушел".
Но к концу дня и вечером 7 апреля 2010 года уже совершились те события, которые одни называют революцией, другие государственным переворотом. А третьи - захватом власти со стороны оппозиции с помощью наркоторговцев, шайки бандитов и мародёров. По этому поводу в СМИ, в т.ч. в Интернете публикуется огромное количество материалов, как достоверного, так и всякого другого толка. Одни из таких публикаций если наводить читателя к серьезным размышлениям, то другие вызывают возмущение даже у такого человека, как я, который безгранично любит не только свою страну, но и другие братские страны бывшего Союза и является сторонником глобальной интеграции.
1. О политически некорректных публикациях на тему о "революции" в Киргизии. К числу таких политически некорректных публикаций с уверенностью можно отнести статью, которая размещена и на сайте "ЦентрАзия" под заголовком "С.Епифанцев: Кто виноват?! Что делать?! Послереволюционный "разбор полетов" стал в Киргизии традиционным занятием" [2]. Автор этой статьи, хотя, может быть, и является социологом и даже руководителем религиозной благотворительной организации, но будучи человеком, на мой взгляд, далеким не только от политической экономии, но и политической культуры и этики, а также от истории народов Центральной Азии, пишет, что "при выбранном пути развития страны Центральной Азии обречены нести свой крест. Попытка привить на родоплеменное древо идеологию и практику современной демократии приводит к фантастическому результату - созданию химерических монстров. Вот и теперь западные страны обещают оказать помощь Киргизии, если, мол, будут продолжены демократические преобразования и реформы. Тем самым химеры, которым самое место на стенах собора Парижской Богоматери, начинают реальную жизнь в наших странах.
В принципе, страны постсоветского пространства, являясь за малым исключением квазигосударствами, просто-напросто обречены в рамках глобальной конкуренции на придонное существование. Если в мировой социологии принято говорить об "исторической колее развития", то опять-таки примеривая этот постулат на постсоветские государства, мы, зачастую, не видим даже этой самой колеи. Ибо в большинстве своем постсоветские государства не имеют вообще никакого опыта государственного строительства ввиду исторического отсутствия государства как такового".
А дальше он, задаваясь вопросами "есть ли у Киргизии и других постсоветских стран шанс стать развитыми преуспевающими обществами? И что нужно для этого делать? - отвечает на них следующим образом:
"Представляется абсолютно очевидным, что ни у одной страны постсоветского мира, возможно, кроме России, таких шансов нет. И чем больше будут продолжаться иллюзии, тем глубже и безнадежнее эти страны будут погружаться на дно. И это вполне очевидно".
Если эти высказывания "гражданина" Киргизии С.Епифанцева и некоторых других авторов заставили меня написать эту статью и поделиться с читателем своими собственными мыслями, по вопросам, которые сформулированы в заголовке и в самом начале этой статьи, то я не могу смотреть равнодушно на те события, которые происходят в Киргизии, потому, что такие города, как Ош и Джалал-Абад являются для меня как родными, - не только потому, что там живут значительное количество этнических узбеков, но и мои близкие родственники, и хорошие друзья...
На мой взгляд, С.Епифанцев сделал свой неправильный вывод по поводу стран Центральной Азии, где он говорит процитированные выше слова, возможно прочитав мои статьи, где я тоже касался подобных вопросов. Так, например, в своих статьях: "У России и ЦентрАзии великое и светлое будущее" [3] и "Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения - I" [4], я утверждал, что:
"до возникновения СССР таких административно-территориальных единиц или союзных республик, которые ныне называются независимыми государствами или республиками - Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан и Кыргызстан - на политической карте мира вообще никогда не существовало". Но я утверждал и другую историческую правду о том, что: "История народов Узбекистана, самих узбеков, а также его государственности очень богата и своими корнями уходит в глубину веков, так же как история других народов, этносов и государств мира". К тому же в разделе 7 статьи "Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения - II" [5], я со ссылкой на великого астронома и правителя Мирзо Улугбека, а также цитируя узбекского писателя Е.Е.Березикова, писал:
"Яфес по воле отца покинул гору Джуди и отправился к берегам Итилии (Волги) и Яика (Урала). Он прожил в тех землях двести пятьдесят лет. У него было восемь сыновей, и потомство от них было весьма многочисленно. Имена его сыновей: Тюрк, Хазар, Саклаб, Рус, Минг, Чин, Кемери, Тарих. Яфес, умирая, посадил на свое место старшего сына Тюрка".
Значит можно сказать, что, несмотря на то обстоятельство, что все это может быть и легенда, но все же мы все, как узбеки - потомки Тюрка, так и русские - потомки Руса, и другие народы, в том числе таджики - потомки Сама, являемся братскими народами".
И здесь, образно выражаясь и сохраняя политическую корректность, я хочу подчеркнуть особо, что Тюрк был старшим сыном Яфеса, которого он посадил на свое место. Не на простое свое место, а на свое место Царя тюркских народов. Поэтому тюркские народы имели свою государственность, задолго до того, до чего другие народы додумались значительно позже. В том числе и потомки младшего брата Тюрка - Руса, тех, которых, я и назвал русским народом. Для того, чтобы доказать правильность своей точки зрения могу привести и достоверные факты из истории узбекского народа и становления его государственности.
Так вот, историческая личность - Узбек, именем которого названы целый наш народ и его государство - Узбекистан, был одним из самых успешных ханов Золотой Орды. Поэтому о нем сами российские историки пишут, что в период правления Узбек хана Золотая Орда (значит и многие территории, которые ныне принадлежат России), была самой процветающей [6]. И все русские князья шли к нему на поклон.... А потом, в ходе своего исторического развития, как это бывало и в жизни других народов, русский народ объединился, создал свою государственность, вырос, возмужал и стал, как ему и подобает, великим и могущественным народом. Но в любом случае младший брат остается таковым независимо от его габаритов или размера, исторических обстоятельств и событий, поэтому его старший брат - узбекский народ, питает к нему - русскому народу, братские чувства любви, как к своему такому брату. Причем, даже тогда, когда не компетентные в исторических и других вопросах, представители этого народа, такие как, С.Епифанцев, стремятся "лишить" великого и светлого будущего не только узбекский народ, но и другие братские народы, "предсказывая" им отсутствие всякой перспективы их развития...
Поэтому в этом вопросе надо отдать должное мудрости и политическому такту нашего руководства, за то, что оно в качестве исторического символа наших предков выбрало не Узбека (Султана Мухаммеда) - хана Золотой Орды - государства, захватившего русские земли, а Великого Тимура. Того Великого Тимура, которого русские люди называют Тамерланом и, который в свое время имея все возможности для захвата русских земель, никогда не делал этого, а помогал: им - русским, освободить их земли от монгольских захватчиков, а Европейцам - от султана Баязита...
К числу такого рода политически некорректным публикациям можно отнести и статью корреспондента влиятельной британской газеты The Independent в Москве Шоуна Уолкера (Shaun Walker). Он 11 апреля 2010 года на страницах этой газеты опубликовал очередную заказную статью [7], которая была посвящена не только событиям в Киргизии, но и странам Центральной Азии. При этом заказной характер статьи Шоуна Уолкера легко заметить из того факта, что он не только особо выделил и отрицательно отозвался об Узбекистане. Но и специально назвал свою статью так, чтобы у читателя солидной британской газеты создалось впечатление о том, будто бы бурлит не только Кыргызстан, но и вся Центральная Азия. Иначе трудно понять: почему он назвал свою статью так - "Trouble in the Stans: which is the next country to blow up?", что в переводе с английского означает: "Волнения в "станах": в какой стране будет следующий взрыв?", в то время как волнения происходили и происходят не во всех "станах", а только лишь в Киргизии. Поэтому, наверное, перевод этой статьи на таких сайтах, как Zpress.kg и "ЦентрАзия" был опубликован под такими совершенно другими заголовками, как: "Случившееся в Кыргызстане насилие стало сигналом для других диктаторских режимов Центральной Азии" и "Independent: Руководители стран Центральной Азии с опаской смотрят на Кыргызстан".
2. Какая грандиозная экономическая задача стояла и стоит перед странами Центральной Азии и способна ли решить такую задачу новая республиканская власть Киргизии и действующие власти других стран региона?
Сейчас в Киргизии проживает около 5,5 млн. человек. По итогам 2008 года, т.е. до мирового финансового кризиса, произведенный этой страной валовой внутренний продукт (ВВП) достигнув 10,38 млрд. дол. США, составлял на душу населения около 1935 дол. США, что позволило занять ему в мировом рейтинги по уровню жизни 110 место. Для того, что бы обеспечить достойную жизнь кыргызстанцам также как в развитых странах мира, ВВП на душу населения этой страны уже на сегодняшний день должен составить не 1935 долларов, а сумму, которая в 15 раз больше, чем это, т.е. около 30000 дол. США. А для этого годовое производство ВВП Кыргызстана должен составлять не 10,38 млрд., а как минимум - 165 млрд. дол. США (без учета роста населения).
Значит перед Киргизией, также как и перед другими странами региона, со дня приобретения ими своей независимости, стоит грандиозная экономическая задача. Экономическая задача, которая требует: догнать и перегнать развитые страны мира, не так, как в советское время - по валовым показателям общественного производства, а по уровню и качеству жизни их населения. Но можно сказать, что с этой задачей органы республиканской власти всех постсоветских стран, в т.ч. Киргизии, до сих пор еще не справились. Поскольку тот производственно-технический потенциал, который достался нашими странами из советского прошлого, был не только отсталым, но и сильно изношенным, требующим глубокой модернизации или полной замены, на что средств, практически не было. А привлечение иностранных кредитов, капитала и инвестиций, требовало и требует ни малых усилий, времени и самое главное - не революций и переворотов, а стабильности, чего тоже не всегда хватало в пылу псевдодемократических игр...
Таким образом, возникает очень серьезный вопрос: сможет ли справиться с такой задачей за один выборный срок своего правления, скажем, в 5 лет, новоизбранные государственные органы республиканской власти: парламент, президент и правительство Киргизии или любой другой страны Центральной Азии?
Я, как экономист, посвятивший изучению западной экономической науки и мирового опыта макроэкономического регулирования, не только свою докторскую диссертацию (1994), но и другие работы, опубликованные в последующие годы, на этот вопрос могу ответить таким образом:
- с такой грандиозной экономической задачей не справятся не только новоизбранные государственные органы власти Киргизии, но и любой другой страны не только Центральной Азии, но и
"Некоторые экономисты говорят, что, например, Россия, самую бедную по уровню жизни населения из стран ЕС - Португалию, может догнать за какие-то 47 лет, а более отсталые страны СНГ - в среднем за 150-200 лет. Но они, когда говорят о таких вопросах, мягко говоря, или лукавят, или заблуждаются в расчетах. Потому, что, во-первых, эти сроки ни малые, а во-вторых: за 150-200 лет их уровень жизни может стать для некоторых стран СНГ вообще недостижимым, как это имеет место сейчас, например, между нами и первобытными людьми, до сих пор живущими, скажем, в Африке. Поскольку за это время они не будут сидеть, сложа руки, в ожидании, когда они их догонят.
Те средние темпы роста ВВП, которые сложились у стран СНГ, во многом характерны и для индустриально развитых стран. Поэтому видимо и складывалось впечатление о позитивности социально-экономического развития в некоторых странах СНГ. Однако, образно говоря, до сих пор нет абсолютного понимания того факта, что между одним шагом экономического лилипута и одним шагом экономического Гулливера - есть колоссальная разница: масштабы измерения не одинаковы.
Значит, странам СНГ для того, чтобы стать экономическим Гулливером, необходимо развиваться не таким путем и не такими темпами роста ВВП, которые сложились за последние годы, а значительно более высокими темпами, измеряемыми в разах или сотнях и тысячах процентах".
3. Как можно решить поставленную грандиозную экономическую задачу, которая требует от наших стран: догнать и перегнать развитые страны мира по уровню и качеству жизни их населения? На этот вопрос я могу ответить так:
- на основе разработки стратегического Проекта индустриализации или модернизации экономики и всех сторон жизни наших стран, который должен быть рассчитан не на 5-10 лет, а на более длительную перспективу - на 25-30 лет. Быть может, и на более отдаленную перспективу, скажем, на 40-50 лет. Причем такой Проект должен предусмотреть правовые механизмы своего осуществления, не допускающих любые виды потрясений, т.е. переворотов и революций, на подобие того, что, дважды имело место в Киргизии.
А с чем могут быть связаны правовые механизмы обеспечения стабильности общества в период реализации такого Проекта? На мой взгляд, с формой государственного правления. А именно - с заменой республиканской формы государственного правления на монархическую форму такого правления, что может обеспечить национальному лидеру, не только пожизненное руководство страной, при котором можно реализовать любые долгосрочные экономические Проекты. И даже такие из них, которые могут быть, вначале, непопулярными в народе. Но и гарантировать преемственность власти без всяких потрясений, как это имело и имеет место, в таких развитых странах, как, например: Австралия, Великобритания, Дания, Норвегия, Канада, Люксембург и т.д.
Почему именно к такой - монархической форме государственного правления я предлагаю перейти Кыргызстану и другим странам Центральной Азии? Во-первых, потому, что республиканская форма государственного правления не оправдывает себя. И дает осечку уже не первый раз не только в Киргизии, но и во многих других странах. А для того, чтобы убедиться в правильности этой точки зрения можно обратиться не только на опыт стран СНГ, но и таких стран, как: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Камбоджа, Ливан, Палестина, Сомали и т.д.
Во-вторых, можно вспомнить и опыт России. Так, например, во время, так называемой Февральской (буржуазной) революции 1917 года в России была свергнута монархия Романовых. И 1 (14) сентября 1917 года Временное правительство объявило Россию республикой. Но эта республика была свергнута уже 27 октября (7 ноября) того же 1917 года большевиками. Потом на руинах царской империи были созданы четыре республики социалистического типа, которые в 1922 году были объединены в Союз Советских Социалистических Республик (СССР), состав которого впоследствии было доведено до 15 союзных республик, куда входили и страны Центральной Азии. Но и этот сильнейший в мире Союз Советских Социалистических Республик распался в 1991 году, оказавшись на обочине мирового развития. И на месте этой империи возникли 15 независимых государств, но опять с республиканской формой государственного правления. Первую осечку такая постсоветская республиканская форма государственного правления дала в самой России, что можно было наблюдать на примере Чеченской войны. Другой подобный негативный пример наблюдался и продолжает наблюдаться на фоне Армяно-Азербайджанского, Грузинского и Молдавского конфликтов. И на конец, два цветных "революций" в Киргизии, при которых были свергнуты опять режимы с республиканской формой государственного правления.
Из всего этого напрашивается только лишь один вывод: республиканская форма государственного правления странам Центральной Азии и другим странам СНГ - не подходит. А альтернативой республиканской форме государственного правления является только лишь одна - монархическая форма такого правления.
Значит, как в Киргизии, так и в других странах Центральной Азии или СНГ, необходимо установить монархическую форму государственного правления вместо республиканской формы такого правления, не революционным, а эволюционным путем. Только тогда, наверное, можно будет назвать тот бунт, мятеж или захват власти оппозицией, некоим подобием настоящей революции, позволившей поменять в Кыргызстане форму государственного правления.
4. Что является республиканской, а что монархической формой государственного правления? Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Но все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства. Республика (от латинского res publica - дело народа) - эта форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок (4, 5 или 7 лет).
Сегодня большинство стран мира являются республиками. Хотя республика считается многими современной формой власти и даже синонимом демократии, но это ошибочное мнение, основанное на том, что исторически было больше государственных образований с монархической формой правления, где власть передаётся по наследству.
Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, и т.д.). И принято считать, что такая власть, как правило, передаётся по наследству. Но есть и другие формы такого правления. И одна из них - абсолютная монархия, которая и может быть принята, как подходящая для условий Центральной Азии или даже СНГ. Поскольку при такой форме правления, как считает известный специалист по этому вопросу Л.А.Тихомиров [9]:
- абсолютизм, как по смыслу понятия, так и по смыслу исторического факта, означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Когда народ сливается с государством - власть государственная, выражая самодержавие народа, делается абсолютной. Тут монарх обладает всеми властями, все их в себе сосредоточивает, но власти верховной не представляет. Все власти, у него сосредоточенные, суть власти народные, ему только переданные временно или на веки, или наследственно. Но как бы ни давалась эта власть, она все-таки есть народная, по тому самому, что она абсолютна.
У монархической формы государственного правления тоже имеются свои преимущества и недостатки, о которых читатель может узнать из специальных литературных источников, посвященных этому вопросу и опубликованных в Интернете. Поэтому я здесь не буду останавливаться на этих вопросах, обратив внимание читателя лишь на тот факт, что не только сам список двадцати самых успешных стран мира по уровню и качеству жизни своего населения начинается с монархического государства - Норвегии. Но и ровно половина стран из этого списка мирового рейтинга по уровню жизни населения, тоже составляют такие монархические страны [10].
При этом отмечу, что изучение истории и современного состояния монархической формы государственного правления дает мне основание сделать вывод, что на такую форму правления можно перейти путем референдума, а пожизненного монарха любого новообразованного монархического государство - можно избрать всем народом из числа самых достойных.
Однако у читателя могут возникнуть такие вопросы: разве монарх не должен быть из королевской (царской, императорской, шахской, султанской, ханской и т.д.) крови или династии? Где мы найдем таких достойных людей из числа, которых можно было бы выбрать самого достойного?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, если в начале обратиться к теории монархии, то можно узнать, что монархия с точки зрения монархистов - это принцип Верховной Власти, который основывается на исполнении монархом Воли Бога. Монарх для монархиста - это в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается "богоугодной" формой государственного устройства, в то время как республика - "выдумкой дьявола". А теперь в поисках ответа на вопрос: откуда мы найдем людей королевских кровей или династий? - если обратиться к священным писаниям. И, в первую очередь, к Библии, то можно узнать, что все люди на нашей Земле произошли от одних и тех же прародителей - от Адама и Евы. А царями, королями и т.д., изначально были пророки - главы семейств рода адамовых, т.е. опять наши прародители. Значит можно сделать вывод, что в жилах любого человека нашей планеты течет благородная кровь. Кровь наших царей, королей, шахов, султанов, ханов и т.д., являвшихся нашими предками.
В связи с этим выводом хочу обратить внимание читателя на такое обстоятельство. Для обсуждения одного маленького подпункта моей статьи "Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения..." [5], где вопрос касался Гульнары Каримовой - старшей дочери президента Республики Узбекистан
Но я, в силу изложенных выше выводов и суждений, не хочу возражать этому своему оппоненту, а поддерживая его, хочу лишь дополнить его заявление следующими словами:
- Не только все женщины Узбекистана - принцессы. Но и все мужчины Узбекистана - принцы. А это качество, несмотря на, то обстоятельство, что из них может бить, избран в качестве короля или королевы, только лишь один или одна. Дает им право, быть выдвинутыми в качестве кандидатов на эти посты, в том монархическом Узбекском государстве, которого я предлагаю им в качестве сказочного и светлого будущего. Такого сказочного и светлого будущего, которое хотя и является для нас мечтой, но уже в настоящее время является реальностью во многих монархических странах мира, к числу которых относятся такие страны, как, например: Норвегия, Великобритания, Япония, Объединенные Арабские Эмираты, Дания, Люксембург, Катар и т.д.
5. Заключение: что предлагается в данной статье для Кыргызстана, а также для других стран Центральной Азии? Из публикаций в СМИ уже известно, что Временное правительство Киргизии создало Комиссию по разработке новой редакции Конституции Киргизии и собирается провести референдум по ее принятию 27 июня, а выборы в парламент - 10 октября 2010 года. Поэтому я предлагаю этой Комиссии подготовить два варианта Конституции Кыргызстана и вынести их на всенародное обсуждение и на референдум, поставив в них вопрос о переходе на монархическую форму государственного правления, в связи со свержением республиканского режима государственного правления, установленного бывшим президентом этой страны
Я своё предложение о необходимости перехода на монархическую форму государственного правления не революционным, а эволюционным путем. А также о разработке и осуществлении долгосрочных Проектов превращения своих стран в индустриально развитые страны, адресую и соответствующим ветвям государственной власти не только других стран Центральной Азии, но и всего СНГ...
Литература
1. Эл булишни киргиздан урганайлик! (http://www.ozodlik.org/content/transcript/2005360.html)
2. http://www.centrasia.ru/news.php?st=1272313800.
3. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1262641800.
4. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176564/.
5. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176565/
6. http://www.tataroved.ru/.
7. Shaun Walker. Trouble in the Stans: which is the next country to blow up?/The Independent.11 April 2010 (http://www.independent.co.uk/news/world/asia/trouble-in-the-stans-which-is-the-next-country-to-blow-up-1941265.html).
8. Абдуллаев Р. Политойкономия. Глава II (http://www.politieconomia.narod.ru).
9. Тихомиров Л. А. "Монархическая государственность" (http://monarhiya.narod.ru/mg_0.htm).
10. Волохова В. Рейтинг стран по уровню жизни (http://rating.rbc.ru/article.shtml?2006/11/29/31275053).
Рустамжон Абдуллаев - доктор экономических наук, действительный член Международной академии информатизации