С удивлением узнал о том, как турецкий кинематограф готовится снять фильм о войне 1877-1878 гг., в котором все местные актеры хотят играть только "турецких героев". В рамках бесплатного курса ликвидации безграмотности, которая, как выясняется, присуща не только отдельным местным авторам и их коллегам, сообщаю общеизвестные факты о том, что представляли из себя эти герои и их действия в Западной Армении.

В отличие от турок, русская армия и тогда соблюдала известные всем людям гуманные правила, несколько ослаблявшие бремя войны для мирного населения, в том числе и мусульманского. Это полностью соответствовало задачам, поставленным в утвержденных императором Александром II еще в ноябре 1876 г. инструкциях заведующему гражданскими делами при Главнокомандующем Дунайской армией. Среди них было и такое положение: "Ограждение свободы веры иностранцев, и в том числе и мусульман от проявлений местного фанатизма."(1) Для достижения данной цели было необходимо: 1) разоружить мусульманское население; 2) прекратить нападения болгар на мусульманские селения. По просьбе мусульманских общин для этого в эти населенные пункты вводились небольшие группы казаков.(2)

Совершенно другой была практика турок по отношению к христианским подданным Порты, имевшим несчастье оказаться в прифронтовой полосе. В приказе по армии от 8 августа 1877 г. турецкий "святой закон" был объявлен "выше законов всего цивилизованного мира", причем святость этого закона позволяла заниматься поиском добычи, т.е. мародерством.(3) Кроме болгар и сербов на Балканах, массовым и систематическим грабежам и насилиям подверглись и армяне в Закавказье. 1(13) декабря 1876 г., т.е. еще до начала войны, прошла массовая резня в гор. Ван.(4) С началом военных действий ситуация лишь резко ухудшилась. Турецкие власти смотрели на эти насилия снисходительно-покровительственно. "Резня в Баязете, - отмечал 14 июля 1877 г. в своем дневнике британский журналист, находившийся с турками в Западной Армении, - осквернение русских могил, расчленение трупов, нарушение неприкосновенности белого флага, и недавние жестокости по отношению к христианам в Ване - все находит оправдание, и в том числе юридическое, ввиду продолжения войны."(5)

Несмотря на то, что Турция в 1865 г. подписала Женевскую конвенцию 1864 г. о помощи раненым воинам, события показали, что для турок это была простая формальность - вплоть до 1877 г. Константинополь не удосужился подумать о собственном символе медицинской службы, и только с началом войны с Россией ввел в качестве такового "Красный Полумесяц". Все остальные 12 лет, очевидно, никто и не думал об использовании "Красного Креста" и, тем более, об уважении к нему. Не удивительно, что основные положения конвенции 1864 г. - нейтралитет и неприкосновенность военно-санитарных и лечебных учреждений и обслуживающего их персонала - также нарушались турецкими военными, подвергавшими русских раненых и врачей, попадавшим им в руки, зверским насилиям. (6)

В ходе боевых действий турецкой армией неоднократно открывался огонь по флагу "Красного Креста" и по санитарам, что вызывало резкое раздражение среди русских войск и иногда приводило к отказу брать пленных и особенно башибузуков. Тем не менее, по свидетельству британских и французских военных журналистов, для раненых, военнопленных и гражданских лиц русской стороной, в отличие от противников, делалось все необходимое и с должной заботой. (7)

2(14) июля 1877 г. было принято "Временное Положение о военнопленных Восточной войны 1877 года". Турецкие пленные снабжались продовольствием и обеспечивались медицинским обслуживанием, в случае необходимости - одеждой и обувью, категорически запрещалось всякое стеснение в исполнении обрядов богослужения.(8) Выполнением на практике требований "Временного Положения..." и объясняется наличие большого количества турецких пленных - 70 654 чел. (27 генералов, 4087 офицеров и 66 540 рядовых), которые оказались в России во время войны и были возвращены потом назад в Турцию.(9)

Что касается самого Эрзерума, то ничего особо героического в нем турками в эту войну не было предпринято. Скорее можно говорить о героической работе русских медиков - тех самых, которых турецкие аскеры и башибузуки по своим варварским обычаям не брали в плен. Канва событий очень проста:

24 октября(5 ноября) 1877 г. эта крепость была обложена отрядом ген.-лейт. В.А. Геймана. В ночь на 28 октября (9 ноября) Гейман попытался овладеть ей, но безуспешно. Впрочем, это не был полномасштабный штурм. Судить о его масштабах можно по потерям - русские войска потеряли 4 офицера и 66 солдат убитыми, 1 офицера и 131 солдата пропавшими без вести, и 22 офицеров и 506 солдат ранеными и контуженными.(10) Потери турок были вполне сравнимы - около 700 убитых и 1500 раненых, 20 офицеров и 500 солдат попали в плен.(11)

Немногочисленность отряда Геймана, оторванность его от основных сил, недостаток снарядов и крайнее утомление людей - все это диктовало генералу необходимость осторожных действий. Отказавшись от плана повторения атаки, он ограничился блокадой Эрзерума. Гейман выполнил главную из поставленных перед ним задач - он обеспечил тыл войск, осаждавших Карс. Впрочем, у генерала была и еще одна причина не торопиться - в окруженном Эрзеруме началась эпидемия тифа, от которого в день умирало по 50-90 чел. (12)

19(31) января 1878 года в Адрианополе Главнокомандующим Дунайской армией Великим Князем Николаем Николаевичем-старшим, и турецкими представителями - Сервер-пашой и Намык-пашой было подписано перемирие и предварительные условия мира.(13)

3(15) февраля на основании этого документа в Гассан-кале под Эрзерумом было подписано соглашение об условиях перемирия на Кавказско-Малоазиатском фронте: турки должны были очистить территории Батумского, Баязетского и Ванского санджаков, передать русским крепость Эрзерум и отвести свои войска за линию Байбурт-Машахатун. 8(20) февраля 1878 г. крепость Эрзерум была сдана.(14) Это сразу же позволило русским медицинским и военным властям приступить к исправлению чудовищного санитарного положения в городе. Потери гарнизона и населения с октября 1877 по апрель 1878 г., когда русским властям удалось улучшить санитарное состояние города, и эпидемия пошла на спад, составили около 12 тыс. чел. (15)

Понимаю - такой образ действий в Турции не может считаться ни героическим, ни достойным внимания, но в борьбе с варварством Россия и освобождаемые ею народы проявили себя достойно, а "герои"... Неужели за 100 с лишним лет они не изменились?

Список источников:

1. Овсяный Н.Р. Русское управление в Болгарии в 1877-78-79 гг. Спб. 1906. Т.1. Заведывавший гражданскими делами при Главнокомандовавшим Действующей армии д.с.с. князь В.А. Черкасский. Приложения. С.162.

2. Игнатьев Н.П. Походные письма 1877 года. Письма Е.Л. Игнатьевой с балканского театра военных действий. М.1999. СС.33; 67; 117; 119; 303.

3. Мартенс Ф.[Ф.] Восточная война и Брюссельская конференция 1874-1878 г. СПб. 1879. СС.236-237.

4. Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов и материалов под ред. М.Г. Нерсисяна. Ереван. 1982. 1982. СС.3-4.

5. Norman C.B. Armenia and the campaign of 1877. Lnd. 1878. P.235.

6. Мартенс Ф.[Ф.] Восточная война и Брюссельская конференция... СС.64-68.

7. Игнатьев Н.П. Походные письма 1877 года... СС.60; 139-141; 228; Edwards S.H. Sir William White. For six years ambassador at Constantinople. His life and corresondance. Lnd. 1902. P.104.; Мартенс Ф.[Ф.] Восточная война и Брюссельская конференция... СС.301-302; 375-377.

8. Полное Собрание Закнонов Российской империи. Собрание второе. СПб.1879. Т.52. Законы 1877 года. Отд.2. №57530. СС.1-7.

9. Мартенс Ф.[Ф.] Восточная война и Брюссельская конференция... СС.549-550.

10. Гиппиус В. Осады и штурм Карса в 1877 г. Исторический очерк. СПб. 1885. С.360; 363-364.

11. Norman C.B. Op.cit. P.408.

12. Духовской С. Русские в Эрзеруме в 1878 году. СПб. 1878. С.9.

13. Россия и национально-освободительная борьба на Балканах 1875-1878. М.1978. СС.359-360.

14. Духовской С. Ук.соч. СС.2; 5.

15. Там же. С.9.