В Кишиневе разразились нешуточные политические страсти по поводу участия двух взводов солдат молдавской Национальной армии в военном параде на Красной Площади в Москве, посвященном 65-летию поражения фашистской Германии во Второй мировой войне. В большинстве стран бывшего Советского Союза это событие ежегодно празднуется в день 9 мая не иначе как день Победы и несет в себе колоссальную эмоциональную нагрузку. Молдавия в этом отношении отнюдь не исключение, и поэтому попытка пересмотреть сложившуюся годами традицию гарантирует ревизионистам серьезные политические осложнения.

В свое время советская пропаганда приложила огромные усилия, чтобы празднование дня Победы в СССР приобрело характер священного ритуала, когда любая его неортодоксальная трактовка автоматически воспринималась в широких общественных кругах не иначе как кощунство. И сегодня, спустя почти двадцать лет после краха Советского Союза, общественное восприятие праздника Победы в бывшем советском пространстве в целом сохраняет свое первоначальное значение. Любая политическая сила, которая не учитывает этого обстоятельства, рискует столкнуться с серьезными осложнениями. Правящая в Республике Молдова либерально-демократическая коалиция получила в этом смысле предметный урок и чуть не раскололась, когда не придала должного значения этому событию и попробовала внести в его трактовку новые нюансы.

Кризис возник в тот момент, когда Россия пригласила Молдавию принять участие семьюдесятью солдатами своей Национальной армии в военном параде в Москве в день 9 мая. Этим банальным, на первый взгляд, жестом Москва крепко нацепила Кишинев на крючок, с которого молдавским либералам никак пока не соскочить. И совсем не важно, сделали ли кремлевские стратеги это движение сознательно, или все получилось достаточно случайно. Факт заключается в том, что правящий в Молдавии альянс затрещал по всем швам, будучи не в состоянии преодолеть без значительных потерь нежданно возникшую кризисную ситуацию.

Ошибка альянса заключается в том, что он реагирует на события с опозданием, вместо того чтобы предупреждать кризисы. А это значит, что внутренняя управляемость альянсом ниже всякой критики, и что его лидеры так и не сумели создать внутри него механизмы гармонизации расходящихся интересов его участников. Первородная слабость правящего в Молдавии либерально-демократического альянса заключается в его зашкаливающей политической неоднородности, когда он вынужден опираться на электоральные сегменты, идеологические воззрения и интересы которых подчас противоположны. Рассчитывать в таких условиях, что альянсу удастся сохранить дееспособное правительство на четырехлетний срок, сродни безответственной авантюре. Политический кризис внутри правящего альянса, спровоцированный вполне решаемой проблемой участия в военном параде в Москве, с хрестоматийной очевидностью подтверждает правильность этого вывода.

Главное, что не учитывают лидеры альянса, так это углубляющуюся по мере размывания стереотипов советской ментальности фрагментацию молдавского общества по идеологическому принципу, в том числе и касательно восприятия событий истории. Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере отношения различных социальных, национальных и демографических групп к проблеме трактовки событий и итогов Второй мировой войны. В этом смысле в последние двадцать лет в молдавском обществе произошли разительные изменения. Из некогда единого идеологического монолита советских времен все более выделяется многочисленный сегмент молдавских граждан, которые более не воспринимают события Второй мировой войны через концептуальную призму Великой Отечественной войны. Эта категория молдавских граждан относится к СССР как к стране-оккупанту. Для них советский строй со всеми его атрибутами, в том числе и Советской Армией повинен в массовых преступлениях против народа Молдавии, а также в денационализации молдаван посредством насильственной русификации. В их восприятии участие молдавских солдат в военном параде в Москве сродни оскорблению памяти тех, кто пострадал от советского тоталитарного строя.

Но на противоположном фланге молдавского общества группируется не менее многочисленная часть граждан, для которых память о прошедшей войне и одержанной в ней победе священна. Для них любое посягательство на эту память такой, какой они ее понимают, равноценно смыканию с делом разгромленного фашизма. Отсюда тянут свои корни праведный гнев и яростное исступление тех, кто готов отстаивать любой ценой устоявшуюся еще с советских времен традицию трактовать и праздновать день Победы. Их позиция также подкрепляется моральной, иногда даже материальной, но самое главное информационной поддержкой России, чей официальный взгляд на Вторую мировую войну не претерпел существенных модификаций в сравнение с традиционным советским.

Ситуация еще более усугубляется тем, что диспуты на исторические темы в Молдавии постоянно сталкиваются с проблемами актуальной политики. То обстоятельство, что Россия является официальным правопреемником СССР (Российская Федерация официально объявила себя государством-продолжателем СССР, воспринявшим на себя внешние долги СССР, собственность Советского Союза за рубежом, место в ООН и Совбезе ООН, советское ядерное оружие - прим. ИА REGNUM Новости) и в силу принципа континуитета неизбежно идентифицирует себя с советской историей, порождает болезненные ассоциации в определенных кругах молдавского общества, особенно у национальной интеллигенции. Ну и совсем не способствует достижению консенсуса не имеющее легитимной основы присутствие российских вооруженных сил в Молдавии (В соответствии с межгосударственным соглашением "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", подписанном 21 июля 1992 года в Москве, в Зоне безопасности приднестровского конфликта находится контингент российских миротворцев. А оставшийся в Приднестровье незначительный контингент российских военнослужащих занимается исключительно охраной остатков складов боеприпасов бывшей 14-ой армии, созданных еще во время Второй мировой войны, и которые в 2000 году начали эвакуировать. Впоследствии процесс вывоза боеприпасов из Приднестровья был прерван по настоянию властей ПМР из-за того, что в приднестровском урегулировании наступил глубокий кризис - прим. ИА REGNUM Новости), а также устоявшееся представление о более чем лояльном отношении России к сепаратистскому режиму в Тирасполе. В этих условиях участие молдавских солдат в военном параде на Красной площади расценивается частью молдавского общества как свидетельство "вассальной" зависимости Кишинева от Москвы и как укол национальному достоинству.

Совершенно очевидно, что сведение к единому знаменателю реально существующих в молдавском общественном мнении двух противоположных позиций в восприятии итогов Второй мировой войны в широком смысле, а также в том, что касается участия молдавских солдат в военном параде в Москве в узком смысле, в обозримом будущем не представляется возможным. Означает ли эта очевидная констатация, что создавшаяся ситуация является тупиковой, и ее можно разрешить лишь волевым подавлением одной из сторон в образовавшемся конфликте сторонников и противников участия в параде?

Прежде чем ответить на этот вопрос, констатируем вполне ожидавшуюся реакцию молдавских коммунистов на так называемый парадный кризис. Партия коммунистов (ПКРМ) по всем статьям пропагандистки переиграла правящий альянс, выступив в этой конкретной ситуации в выигрышной роли последовательных защитников многочисленных молдавских граждан, чтящих день Победы как святой праздник. Также немаловажным для электоральных интересов коммунистов стал и тот факт, что они в очередной раз как бы подыграли Москве и этим еще более укрепили свои позиции в русскоязычном электорате Молдавии. А то обстоятельство, что правящий либерально-демократический альянс допустил грубый промах, отказавшись участвовать в параде по явно неубедительному предлогу, а затем столь же неуклюже согласившемуся все же послать молдавских солдат в Москву, еще более добавило электоральных очков коммунистам. Разумеется, если судить с точки зрения узкопартийных интересов, то следует признать, что и Михай Гимпу почти безупречно провел политическую игру вокруг "парадного кризиса". Своим отказом от участия в военном параде в Москве лидер молдавских либералов прочно закрепил за собой репутацию политика умеющего отстаивать национальное достоинство своей страны таким, каким его понимает значительная часть национального электората. И даже то обстоятельство, что, в конце концов, молдавские солдаты все же поедут в Москву, то Гимпу и от этого решения только выигрывает. Теперь он уже предстает в ипостаси последовательного политика, который страдает от "беспринципного" шараханья своих партнеров по коалиции.

Безусловными потерпевшими в истории с московским парадом предстают лидеры других трех партий правящего альянса. Они допустили непростительную невразумительность на первом этапе "парадного кризиса", а затем столь же невразумительно стали выходить из него. Попытка объяснить смену курса с неучастия в параде на участие соображениями еврокомфортности этого решения звучит очень уж вымученно и не грозит никакими электоральными приращениями. Маловероятно, чтобы лидеры альянса подобными аргументами переиграли в этой конкретной ситуации коммунистов. Тем более эти аргументы не способны убедить тех, кто считает участие молдавских солдат в московском параде национальным унижением.

Конечно, кому-то может показаться неуместным ставить на один уровень принципиальные соображения, связанные с необходимостью защищать национальное достоинство, и меркантильные электоральные интересы отдельных политических партий. Однако, как представляется, эти соображения малоприменимы к сегодняшней конкретной политической ситуации в Молдавии. Страна находится в преддверии досрочных парламентских выборов. И если на этих выборах состоится реванш коммунистов, то любые соображения о национальном достоинстве, которые вкладывают в него противники участия в московском параде, просто потеряют изначальный смысл. В этой ситуации ответственные политические лидеры просто обязаны уметь грамотно иерархизировать политические приоритеты, или в противном случае их просто ждет политический крах.

Выход из этой кажущейся тупиковой ситуации, когда в общественном мнении страны схлестнулись две антагонистические позиции, скорее всего, находится в зоне способов демократического решения проблемы. А это значит, что либерально-демократическая власть заранее могла объяснить широкой общественности мотивы своего решения и, таким образом, во многом предупредить крайние проявления общественной дискуссии в этом вопросе. Тем более это необходимо было сделать, прежде чем объявить о своем решении по поводу участия молдавских солдат в военном параде в Москве.

Как нам представляется, очень многие противники участия Молдавии в московском параде значительно бы умерили свой негативный пыл, если власть сделала бы официальное заявление, в котором недвусмысленно объяснила, что присутствие молдавских солдат в Москве в день 9 мая является данью глубокого почтения нашего народа героическому подвигу солдат антигитлеровской коалиции, сломавших хребет фашизму. Одновременно, присутствие наших солдат на параде в Москве является символическим жестом, свидетельствующим об искреннем стремлении официального Кишинева дать сигнал максимальной открытости и расположенности для кардинального улучшения молдавско-российских межгосударственных отношений на основе полной открытости, предсказуемости, взаимной выгоды и взаимного уважения.

Очевидно, в этом же заявлении должно было содержаться и осуждение советского тоталитарного режима, который воспользовался ратным подвигом простого советского солдата и установил в освобожденных от фашизма странах одиозные коммунистические режимы, совершившие неисчислимые преступления против оккупированных народов, в том числе и против народа Молдавии. В этом контексте, участие солдат Национальной армии независимой Республики Молдова в военном параде на Красной площади в Москве является символом освобождения нашей страны от тоталитарного советского оккупационного режима и новым международным подтверждением суверенитета, независимости и территориальной целостности нашей страны.

Подобным заявлением власть не устранила бы всех крайних суждений в спорном вопросе участия Молдавии в военном параде в Москве. Но очень вероятно, что подавляющее большинство граждан нашей страны по достоинству оценили бы этот жест властей, которые не преминули честно сказать общественности о своем видении проблемы. В этих условиях, как нам представляется, появляется возможность изменения позиции и временно исполняющего обязанности главы государства Михая Гимпу по поводу его визита в Москву 8-9 мая. Это стало бы мудрым коллективным решением лидеров правящего либерально-демократического альянса, которые сумели найти правильный выход из кажущейся тупиковой ситуации.