Юрий Баранчик: Зачем Бакиев понадобился Лукашенко
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала разобраться с Бакиевым и его статусом в настоящее время. На что следует обратить внимание, когда мы говорим о Бакиеве?
Во-первых, на ту скорость, с которой Бакиев потерял власть и оказался вынужден уехать из Киргизии. Это означает, что его позиции и позиции его клана в республике, несмотря на пятилетний доступ к финансам и контроль над силовым блоком, были очень слабыми и держались исключительно на факторе внешней легитимности, которая, как только Россия с 1 апреля отменила дотации по нефти, тут же самоликвидировалась - народ решил не ждать следующих президентских выборов.
Можно, конечно, говорить о том, что своим отъездом (под давлением России, США и Казахстана как председателя
Во-вторых, на то, что никто из центральноазиатских лидеров, даже
В-третьих, на международный консенсус ведущих мировых держав (Россия, США, Китай,
Что в настоящее время представляет собой сбежавший из своей родной страны бывший президент Бакиев? Он представляет собой проблему. Проблему, которую не захотел решать (или иметь) никто, кроме Лукашенко. Вот здесь мы и подходим к вопросу, зачем эта проблема Лукашенко, и какую выгоду он хочет извлечь из ее решения.
Дело в том, что в последние годы со все большей скоростью происходит снижение фактора Беларуси в российской политике. Лукашенко прекрасно ощущает этот процесс и чувствует те угрозы, которые стоят за потерей республикой прежнего статуса самого близкого партнера России, т.к. это влечет за собой и снижение его статуса в отношениях с российским руководством. Продолжение подобной тенденции на протяжении последних трех-четырех лет привело в настоящее время к тому, что Лукашенко перестал восприниматься Москвой как незаменимый лидер Беларуси, для поддержания президентского статуса которого все средства хороши. Поэтому в последнее время Лукашенко ищет любой повод, чтобы вернуть этот статус.
В этом плане, конечно, достаточно парадоксально, что в принципе, все, что надо для того, чтобы вернуть прежний статус Лукашенко и Беларуси, достаточно хорошо известно и понятно. Однако белорусской стороной почему-то предпринимаются именно те шаги, которые вступают в противоречие c самой логикой добрососедских и партнерских двусторонних отношений, и нацелены на рост конфронтации.
Снятие Беларуси с российских дотаций означает медленную политическую смерть нынешнего режима, поэтому официальному Минску жизненно необходимо вернуть белорусско-российские отношения в прежний "дотируемый" формат, особенно в преддверие президентских выборов. Именно поэтому в марте-апреле официальный Минск начал мощную пиар-подготовку к предстоящей встрече лидеров России и Беларуси. Казалось бы, все идет по плану и давление на Медведева нарастет строго по экспоненте. Однако тут случился неожиданный облом - без внешних подпорок Бакиев потерял власть буквально за три дня. В результате весь подготовительный процесс оказался смазанным, а Медведев - на недосягаемой для белорусского агитпропа и аргументов официального Минска высоте. В этом плане, решение Москвы по Бакиеву белорусский президент моментально спроецировал на свои личные политические перспективы: дело в том, что молдавизация политического процесса, в результате чего власть потеряли (правда, под разными соусами) и Воронин, и Бакиев, давно и полным ходом идет и в Беларуси.
Что оставалось делать в этой ситуации официальному Минску? Т.к. серьезных аргументов в разговоре с Москвой у него нет и не предвидится, значит, надо использовать повернувшийся шанс в лице Бакиева и ввязаться в очередную (после венесуэльской нефти) авантюру. Хотя, честно говоря, не совсем понятно, какие дополнительные и серьезные аргументы в разговоре с Москвой появятся в распоряжении официального Минска с принятием Бакиева. Скорее наоборот - эффект от этих поспешных и эмоциональных действий будет отрицательным, и Москва еще больше дистанцируется от непредсказуемого партнера.
Присутствие Бакиева в Беларуси Лукашенко может использовать для внутреннего пользования и укрепления своей власти. Белорусский "политический класс" должен увидеть, что Лукашенко достаточно крут, чтобы идти вопреки позиции Москвы, и еще больше консолидироваться вокруг лидера.
Защищая Бакиева, Лукашенко хочет создать себе имидж защитника порядка и закона, тем самым заранее проецируя действия по защите Бакиева на собственную ситуацию и создавая, таким образом, своеобразный прецедент в случае повторения киргизских событий в Беларуси: Лукашенко защитил, как мог, власть Бакиева, и точно также защищает свою собственную. В этом плане тогда, мол, будет обеспечена логическая последовательность.
Но подобная логика может действовать исключительно для внутреннего пользования, для внешнего - она бессмысленна, что и продемонстрировало сегодня руководство Казахстана, отдав приказ о задержании финансового консультанта правительства Бакиева. Поэтому очень быстро ситуация даже в информационном плане для официального Минска может стать даже очень неблагоприятной - белорусское руководство могут обвинить в том, что оно укрывает преступника и вора, который украл народные деньги.
Т.е. задумка белорусских властей использовать присутствие Бакиева на территории республики как фактор давления на Россию в рамках белорусско-российских отношений оказывается, по меньшей мере, довольно рискованной: как будет выглядеть в глазах российского, да и белорусского народа президент, приютивший обыкновенного казнокрада? Вместе с тем, подобный шаг возвел еще один барьер непонимания между официальным Минском и Кремлем. Но, похоже, цель официального Минска в этом и состоит - необходимо создавать контекст враждебного окружения Беларуси и регулярно его подпитывать соответствующими страхами и мифами.
Вместе с тем, можно спрогнозировать, что официальный Минск готов и на иные комбинации с целью нанесения урона позициям Москвы на постсоветском пространстве. Это возможно в том случае, если Минск при подсказке внешних сил начнет использовать Бакиева с целью его возвращения в Киргизию в качестве действующего главы государства. Тогда это поставит под вопрос действия Москвы в Киргизии и нанесет серьезный урон как по позициям России в Центральной Азии, так и по
Конечно, пока рано говорить о том, пойдет ли официальный Минск на подобного рода внешнеполитический демарш. Однако, все предпосылки реализации подобного шага уже созданы. В таком случае, по сути, Минск станет в неофициальную оппозицию российскому руководству и возглавит опустевшее с уходом Ющенко место главного оппонента России на постсоветском пространстве.