Председатель независимого правозащитного и информационно-аналитического центра Молдавии Иван Бургуджи прокомментировал 19 апреля для ИА REGNUM Новости основные положения послания башкана (главы) Гагаузии Михаила Формузала к гагаузскому народу в контексте последних тенденций развития отношений между Комратом и Кишиневом:

После прочтения послания башкана (главы) Гагаузии Михаила Формузала к гагаузскому народу 9 апреля 2010 года меня до сих пор не покидает горечь разочарования и осадок в душе. В широко разрекламированном и пропиаренном до этого "послании" башкана я не увидел сегодняшней нашей Гагаузии с её политическими, социально-экономическими и демографическими проблемами и болями. Сложилось впечатление, что это не обращение зрелого мужа и политика - башкана Гагаузии, несущего личную ответственность за судьбу нашего народа на данном историческом этапе, а какое-то научное изыскание начинающего историка, которому нечего реально предложить нашему народу, кроме того, чтобы он помечтал о лучшей доле. Причём, в нагромождении слов и восхвалений "послания", доступных, пожалуй, большей частью, только для представителей политической элиты Гагаузии, а не для всего народа, потерялась сама суть и дух послания. В послании не отражено никакой конкретики: сколько трудоспособного населения за это время уехало из Гагаузии, сколько создано рабочих мест, сколько, где и за счет чего планируется в будущем создать рабочих мест, чтобы наш народ прекратил уезжать из Гагаузии, подвергаясь ассимиляции на чужбине, а начал бы возвращаться на Родину. В "послании" вообще отсутствует хоть какая-либо информация об имеющихся проблемах и недостатках, как в самой Гагаузии, так и в отношениях между официальным Кишиневом и официальным Комратом, а также о путях их преодоления. Между тем, эти проблемы реально существуют, усугубляя и препятствуя развитию и укреплению Гагаузии, непосредственно сказываясь на социально-экономическом благосостоянии и благополучии народа Гагаузии.

По сути, в настоящее время официальным Кишиневом по отношению к народу Гагаузии, к её коллективным правам и полномочиям, все еще продолжает осуществляться иезуитская политика и форменное издевательство, политическое шулерство и законодательная вакханалия, основанные на отсутствии уважительного отношения к гагаузскому народу. Ни для кого уже не является секретом тот факт, что и нынешнее руководство страны, и чиновники разных мастей, во главе с и.о. президента Молдавии фактически издеваются над народом Гагаузии, в том числе и над её коллективными политическими, социально-экономическими и иными правами и полномочиями. Так, Республикой Молдова до сих пор умышленно и преднамеренно торпедируются и не вводятся в действие в полном объёме нормы закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", с тем, чтобы Гагаузия не смогла реализовать свои права и полномочия. Это делается вопреки постановлению парламента РМ о введении в действие указанного закона от 23 декабря 1994 года, предписывающему правительству и парламенту Республики Молдова в месячный срок привести свои нормативные и законодательные акты в соответствие с ним. Мало того, что высшие органы власти и управления Республики Молдова игнорируют это постановление. Ими, по сей день, продолжают приниматься законы и нормативные акты, не учитывающие права и полномочия Гагаузии, зафиксированные в нормах закона "Об особом правовом статусе Гагаузии", а зачастую и прямо противоречащие положениям этого закона. Уже новые власти Молдавии, пытающиеся себя позиционировать в качестве либерал-демократов и поборников справедливости, законности и правопорядка, в отношении Гагаузии стали также проводить циничную политику лжи, правового нигилизма и авантюризма. Только так можно квалифицировать, с одной стороны, принятое правительством Молдавии постановление от 18 декабря 2009 года "О территориальных бюро государственной канцелярии", в соответствии с которым фактически предпринимается попытка незаконного урезания прав и полномочий Народного собрания (парламента), главы (башкана) и исполкома (правительства) Гагаузии в части регулирования и контроля организации и деятельности органов местного публичного управления. А с другой стороны, безапелляционные, издевательские и пренебрежительные утверждения и заявления и.о. президента Молдавии Михая Гимпу о том, что Гагаузия является таким же субъектом территориально-административного деления, как и любой другой район Молдавии, что у Гагаузии нет законодательной инициативы, что Гагаузия является административной единицей Молдавии второго уровня и поэтому поднимать парламент администрации второго уровня до уровня парламента страны - больше не будут и т.д. (24 марта на заседании Комиссии по изменению конституции Молдавии и.о. президента и спикер парламента РМ Михаил Гимпу заявил, что Гагаузия является таким же субъектом территориально-административного деления, как и любой другой район Молдавии. "У них нет законодательной инициативы. Поэтому поднимать парламент администрации второго уровня до уровня парламента страны - такого больше не будет", - заявил Гимпу - прим. ИА REGNUM Новости). Хотя г-ну Гимпу, как юристу, прекрасно известно, что Гагаузия не является административно-территориальной единицей второго уровня, как все остальные районы Молдавии. Гагаузия в своем составе сама имеет административно-территориальные единицы первого и второго уровня. Гагаузия действительно является административно-территориальной единицей Республики Молдова, но не относится, ни к первому, ни ко второму уровню. Гагаузия - это особая административно-территориальная единица, обладающая особым правовым статусом, поэтому она, в отличие от других административно-территориальных единиц, не имеющих своих парламентов, обладает правом законодательной инициативы через свой парламент в парламент Молдавии.

Вслед за своим патроном, советник и.о. президента Республики Молдова Михая Гимпу Штефан Урыту 30 марта 2010 года на круглом столе "Значение, характер и столкновение конституционной реформы. Перспектива и механизм реализации", проведенной Институтом международных отношений Молдавии совместно с немецким международным фондом Hanns Seidel, также безапелляционно и пренебрежительно заявил, что, по его мнению, у Гагаузии очень много прав и полномочий, которые необходимо отнять у неё, отметив при этом, что на Западе удивляются, как много полномочий дано Гагаузии. В связи с чем, г-н Урыту сделал глубокомысленное заключение о том, что Гагаузия злоупотребляет имеющимися у неё полномочиями и властью. К сожалению, г-н Урыту не озвучил, кто конкретно из представителей Запада упрекал его и удивлялся тому, "как много полномочий дано Гагаузии", так как эти полномочия в свое время получили положительную оценку Венецианской комиссии, исходя из полномочий Квебека в Канаде, Северной Ирландии в Великобритании, Страны Басков в Испании, Падании в Италии, Корсики во Франции, Фландрии в Бельгии, Аландских островов в Финляндии и т.д. Хотя каждая из вышеупомянутых стран и выбрала свой путь выхода из сложившегося тупика. Несмотря на то, что указанные заявления являются для народа Гагаузии публичными оскорблениями и пощечинами, к сожалению, они не нашли отражения и должной, адекватной оценки в послании башкана к народу Гагаузии.

На мой взгляд, в послании башкана Гагаузии Михаила Формузала не дана оценка тому факту, что официальный Кишинев до сих пор вопреки нормам закона "Об особом правовом статусе Гагаузии" препятствует участию автономии в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, касающихся интересов Гагаузии. К примеру, вопрос урегулирования молдавско-приднестровского конфликта напрямую затрагивает интересы и гагаузского народа, однако официальный Кишинёв не допускает официальных представителей Гагаузии к участию в переговорном процессе. Объявленный официальным Кишинёвом внешнеполитический курс Молдавии на европейскую интеграцию также напрямую касается интересов автономии, однако руководством Молдавии к выработке данного курса официальные представители Гагаузии также неправомерно не были допущены.

Также в "послании" не отражены вопросы о необходимости выработки и заключения соответствующего договора между Гагаузией и официальным Кишиневом о разграничении полномочий и предметов ведения, а также о взаимном делегировании власти, что отмечалось в соответствующем заключении Венецианской комиссии. В "послании" не нашла своего отражения и необходимость реализации на практике исключительного права Гагаузии иметь своих представителей во всех центральных органах власти и управления Республики Молдова, в том числе в силовых и судебных органах, в органах Генеральной прокуратуры, а также в Конституционном суде. О необходимость внесения соответствующих изменений в выборное законодательство Республики Молдова, в соответствии с Лундскими рекомендациями, ратифицированными парламентом Молдавии, с тем чтобы Гагаузии была выделена квота представительства депутатов в парламенте Республики Молдова с правом "вето" по вопросам, касающимся интересов Гагаузии. Указанные депутаты должны избираться в парламент Молдавии на территории Гагаузии по одномандатным округам, и могут быть отозваны народом Гагаузии, если они не будут добросовестно исполнять свои обязанности. О необходимости реализации Гагаузией своего права осуществления самостоятельной внешнеэкономической деятельности, а также беспрепятственной реализации Гагаузией своей компетенции во всех других областях, включая и общественную безопасность и т.д. Если Молдавия не признаёт наши права и полномочия, это еще не значит, что Гагаузия должна согласиться с таким решением, ибо слабость экономики, бедность или политический инфантилизм нашей нынешней элиты не является основанием, чтобы отрицать нашу правосубъектность. А это в свою очередь влечёт за собой тот факт, что главная угроза национальной безопасности и развитию стабильного гагаузского общества исходит непосредственно от самой Молдавии, как внешнего фактора, и от её неадекватной политики. Что существенным образом повлияло и влияет на социально-экономическое развитие Гагаузии, а это в свою очередь отражается на главном достоянии нашего народа - на состояние его генофонда...

На мой взгляд, не обозначив эти вопросы и не определив способы и сроки их решения, говорить о том, что "мы обязаны принять новое, модернизированное Уложение (конституцию) Гагаузии на всенародном референдуме с обеспечением абсолютной открытости и гласности при рассмотрении всех новых предложений и конструктивных идей" и "новые вызовы требуют безотлагательного ответа, и принятие этого уложения является очередной и первостепенной задачей для нашей автономии", - является чистейшей воды популизмом или равносильно занятию политическим онанизмом...

На мой взгляд, не стоит строить иллюзий, что весь мир ждет нас с распростертыми объятиями за то, что мы такие хорошие и душевные. В мире все заняты своими делами и решают собственные проблемы. И Гагаузии давно пора подходить к отстаиванию своих интересов, прав и полномочий столь же прагматически, вместо того, чтобы стремиться всем угодить или перед всеми лебезить. Я уверен, что уважение к народу Гагаузии возрастёт еще и потому, что все увидят и почувствуют - с нами надо говорить уважительно и на равных, ибо мы никому и никогда не позволим ущемлять собственные интересы, оскорблять или унижать нас!..

Не стоит бояться того, что за правдивый, честный и гордый отпор официальный Кишинев нас снова, как всегда, попытается обвинить в сепаратизме. Ибо нам нагло, смеясь в лицо, заявляют, что у нас нет прав и полномочий, а те, что записали в законе - это ошибка, и их надо отнять, а мы в ответ, в лице башкана и всего руководства Гагаузии хихикаем и продолжаем лебезить перед официальным Кишиневом. На наш народ плюют, дают по физиономии, а наше руководство, а вместе с ними и мы, как завороженные, не можем, не желаем, или боимся ответить и посадить на место наглецов каких бы то ни было мастей. Наш народ никогда никому не позволял так с собой обращаться. Высшему должностному лицу Гагаузии, её башкану, это, я уверен, известно не понаслышке.

И потом, никогда не являлось и не является теперь проявлением какого-либо сепаратизма защита коллективных прав и полномочий своего народа, а также требование уважать права и полномочия своего народа, закрепленные в его Основном законе. Только надо всегда это делать открыто и смело, проявляя мужество и силу духа перед кем бы то ни было. Потому что в противном случае, если руководство Гагаузии, тем более башкан Гагаузии, не может или не хочет её проявлять, если оно ничем иным кроме самопиара заниматься не в состоянии, то лучше честно признаться в этом и отойти в сторону. В этой связи, следует признать справедливость слов нынешнего президента США Барака Обамы о том, что лучше быть хорошим президентом один срок, чем посредственным - два срока. Никогда не стоит забывать тот факт, что кредит доверия у нашего народа - один из самых быстро тающих кредитов. Поэтому надо не поддаваться ни при каких обстоятельствах на уловки и угрозы, а смело и до конца отстаивать национальные интересы народа Гагаузии.