Дмитрий Ермолаев: Об основах российской цивилизации
Дискуссия вокруг внесенных в
Для начала отметим, что цивилизация, на наш взгляд, это система ценностей, совокупность материальной и духовной культуры, историческое наследие, которые объединяют достаточно большое по мировым масштабам пространство, на котором проживают многочисленные народы. В настоящий момент можно выделить в качестве самостоятельных следующие цивилизации: европейско-атлантическую, российскую, китайскую, индийскую, персо-турко-арабскую, латиноамериканскую.
Российское государство, являясь в свое время окраинной частью европейско-христианской цивилизации, в результате длительной инкорпорации под власть Орды стало приобретать отличные от Европы черты развития. В частности, такие как сильная централизованная власть и ее наднациональный характер. В формировании наднациональной концепции российского государства знаковым стало создание Василием Вторым Темным зависимого от Москвы Касимовского ханства, определившее возможность поглощения в дальнейшем Россией обломков Орды. Статусность же особенностей российского государственного и общественного устройства была закреплена женитьбой Ивана Третьего на Софье Палеолог и провозглашением доктрины Третьего Рима.
Вместе с тем говорить о формировании отдельной российской цивилизации можно только со времен
Попытки "инкорпорировать" российскую цивилизацию в европейскую происходили не раз. Это и реформы Петра, мстившего Москве и изничтожившего ее как светскую и православную столицу. Это и попытки вестернизации России в начале 90-х годов прошлого века. Столица европеизированной России Петербург была десакрализирована в 1917 году. Многие воспринимают октябрьский переворот 1917 года как иррациональное, неосознанное возвращение к истокам, к ценностям российской цивилизации. Не зря же большевистское правительство перенесло столицу в Первопрестольную и восстановило выборность Патриарха. Что касается западного пути России начала 90-х, то он был быстро свернут самой же элитой.
Исходя из анализа веков существования российской цивилизации, можно выделить следующие ее ценности: многонациональность пространства этой цивилизации, централизация власти и сопряженная с ней патернационалистская система взаимоотношений государства и общества, построенная на примате принципа справедливости.