Виген Акопян: Обама скрутил закавказский узел в "мертвую петлю"
США продолжают прилагать усилия, направленные на разблокирование армяно-турецкой границы. 12 апреля в Вашингтоне состоялся новый раунд армяно-турецких переговоров. Встреча президента Армении
Саргсян и Эрдоган являются лидерами правящих партий в своих странах, контролирующих большинство в национальных парламентах, так что именно от воли этих двух политиков зависит судьба ратификации подписанных 10 октября 2009 года в Цюрихе армяно-турецких протоколов.
Судя по публикациям в турецкой прессе, стороны не смогли прийти к конкретной договоренности относительно сроков ратификации документов. Более того, турецкий премьер до отъезда в Вашингтон и непосредственно после переговоров с Саргсяном в очередной раз провел параллели между армяно-турецким процессом и карабахским конфликтом. А на встрече с президентом Армении прямо заявил, что турецкий парламент в настоящее время не ратифицирует документы, поскольку активизация процесса международного признания Геноцида армян создала неблагоприятную атмосферу в данном вопросе. Тем не менее, стороны договорились продолжать переговоры, в частности, на уровне министров иностранных дел.
Таким образом, можно смело прогнозировать, что турецкий парламент не будет рассматривать армяно-турецкие протоколы, как минимум, до 24 апреля. В этот день президент США Барак Обама обратится с традиционным посланием к армянской общине США и в зависимости от терминов, которыми он будет оперировать, можно будет судить о характере будущих взаимоотношений между США и Турцией, а равно как и дальнейшей судьбе диалога Анкары и Еревана. На данном же этапе можно констатировать, что активная позиция, принятая американской администрацией в армяно-турецком процессе, привела к одному единственному результату - способствовала значительному накалу страстей в регионе. Армения, Турция и Азербайджан втянуты в сложнейший процесс выяснения отношений, а США умело ими манипулируют.
Внимание, которое уделяется процессу нормализации армяно-турецких отношений американским руководством, действительно огромное. Речь идет о задаче военно-политического значения, а в контексте международной дипломатии - об имидже и политическом весе США в важнейшем со стратегической точки зрения регионе. В чем же заключается истинная цель американских усилий?
Очевидно, речь идет не только о намерении Барака Обамы отвести от себя проблему признания Геноцида армян. Известный азербайджанский эксперт
Между тем, очевидно, Геноцид армян в Османской Турции - факт, не вызывающий никаких сомнений в серьезных научных кругах. Именно поэтому американский шантаж в отношении Турции (манипулирование проблемой Геноцида армян со стороны Конгресса США называть иначе не приходится) действует безотказно и вызывает острую болезненную реакцию Анкары. Не будь доказанного факта Геноцида, не было бы и реакции. Но проблема Геноцида - инструмент. Цели США на Южном Кавказе, как важной части "Большого Ближнего Востока", были и остаются неизменными - обеспечение безопасного транзита в условиях военно-политического контроля, а также тактическое давление с юга на российский Северный Кавказ.
Во всей сложной картине взаимосвязанных интересов и позиций стран региона, проявившихся очевидным образом со стартом публичной фазы армяно-турецкого диалога, особенно интересна ситуация, в которой оказался Азербайджан. Тот факт, что президент Азербайджана
Ранее американская пресса выпустила несколько информационных снарядов по азербайджанскому лидеру. Газета Washington Post опубликовала скандальную новость о покупке Ильхамом Алиевым 10 дворцов в Дубае для своих детей. В июле 2009 года, как раз на фоне борьбы Азербайджана против разблокирования армяно-турецкой границы, в США с новой силой вспыхнул коррупционный скандал вокруг имени президента Азербайджана и его отца - покойного
Понять причины недовольства Вашингтона политикой Ильхама Алиева можно, если учитывать, какую серьезную миссию отводят Азербайджану американские стратеги. По всей видимости, азербайджанские власти не слишком спешат или просто не в состоянии реализовать американские планы по поставкам нефти и газа, а также созданию в Азербайджане полноценного антииранского военного плацдарма. По данным Управления энергетической информации США (EIA), в январе этого года США импортировали из Азербайджана 950 тысяч баррелей нефти против 2,1 миллиона баррелей в январе 2009 года. Основным экспортным маршрутом, по которому экспортируется нефть из Азербайджана, является трубопровод
Ожесточенный демарш Баку против американского плана открытия железнодорожного транзитного коридора Турция-Армения-Грузия-Азербайджан, который позволил бы обеспечить ускоренную переправку военных грузов США по железной дороге из Ирака в Азербайджан, то есть к северной границе Ирана, и вовсе не мог обрадовать администрацию Обамы. Можно констатировать, что возможный провал армяно-турецкого процесса на 50% станет заслугой Баку, а еще на 50% - националистически настроенных сил Турции, опять-таки частично подпитываемых Азербайджаном.
Руководство Ирана, прекрасно понимающее все негативные последствия активного вторжения Турции в закавказский регион, на днях предложило свой вариант урегулирования карабахской проблемы, исключающий возможность дислокации в регионе западного миротворческого контингента. Тегеран опасается окружения с севера, ответом на что стало усиление военного присутствия в Каспийском море, а также активизация пока только информационных усилий в процессе карабахского урегулирования. Глава МИД Ирана
Эксперты, занимающиеся проблематикой Южного Кавказа, справедливо отмечают, что усилия Турции, направленные на налаживание отношений с Арменией, будут способствовать углублению диалога Баку с Россией и отчасти Ираном. И действительно, азербайджанская сторона с показной синхронностью сближалась с Москвой. Например, в день визита президента Армении
Однако российский вектор азербайджанской политики видится в значительной степени ситуационным, поскольку сопряжен с открытыми требованиями в адрес Москвы оказать давление на Ереван в карабахском вопросе, что станет убийственным ударом по российским позициям в регионе. Сама Россия в армяно-турецком сюжете действует до сих пор весьма осторожно и прагматично. Понимая, что повлиять на процесс непосредственным образом означает взять на себя всю полноту ответственности за его последствия, Россия оперативно наладила контроль над армянской железной дорогой, которая в случае разблокирования границы с Турцией станет транзитной, а также наращивает экспортный потенциал армянской энергетики в расчете на выход на турецкий и иранский рынки.
В общем и целом можно констатировать, что и Азербайджан, и Армения стали невольными жертвами грузино-российской войны 2008 года. Опасения международных тяжеловесов и транснациональных энергетических компаний относительно возможности новой масштабной дестабилизации ситуации в регионе подстегнули их к усилению нажима на Баку и Ереван. Те же усилия Барака Обамы в армяно-турецком процессе обязательно, рано или поздно, приведут к нарушению статус-кво в карабахском конфликте, о чем стороны изначально дипломатично предупреждаются. Формулировку "нормализация армяно-турецких отношений внесет вклад в дело урегулирования карабахской проблемы" именно так и стоит трактовать. Однако "добрые формулировки" не меняют сути проблемы и позиций сторон конфликта, особенно той стороны, которая успешно выведена за рамки переговоров - самого Нагорного Карабаха.
Судя по всему, главный неразыгранный козырь Баку - военный реванш - способный полностью разрушить старания США, но и вместе с тем видоизменить ситуацию в регионе, заложить новые стартовые позиции, скажем для того же Ирана или России, уже не на шутку волнует Степанакерт. Карабахская пропаганда в последний период особенно активно транслирует информацию о мерах усиления военного потенциала республики, равно как и ведет внимательный подсчет случаев нарушения режима перемирия.
Новый раунд армяно-турецких переговоров в Вашингтоне плавно вписался в длинный и сложный сюжет выяснения отношений между странами региона, а также неустанных усилий внешних игроков по закреплению здесь своих позиций.
Дальнейшая же безопасность народов Закавказья и стабильность политических систем и экономик стран региона как была, так и остается непосредственным образом связана не только и не столько с внутренней политической культурой этих стран, которая, кстати говоря, медленно, но верно маргинализируется, сколько от решений, принимаемых на внешнеполитической арене. Именно поэтому армянская, азербайджанская, а с некоторых пор и грузинская оппозиции, даже помимо собственной воли, начали все чаще взывать к поддержке не местного электората, а США, Европы и России. А приглашая внешних игроков к решению внутренних проблем, как известно, ничего кроме "Киргизии" получить невозможно.