События в Киргизии в апреле 2010 года обрели два имени - "Революция Розы" (Отунбаевой, лидера Временного правительства), и "Революция Тюльпан-2" (Тюльпан-1 в 2005 г.). Второе определение более точное. И не только потому, что цвета несут больше смысла, чем имя Розы. Но и по более важным причинам.

Роза Отунбаева была, есть и будет нужна внешним и внутрикиргизским политикам лишь сама по себе, как хорошее внешнее лицо Киргизии, как дипломат, как радикальный безбоязненный политик. Три раза была на министерских постах при правительствах во времена президентства Аскара Акаева, и была, наряду с радикалом Омурбеком Текебаевым и Курманбеком Бакиевым одним из трех главных вождей улицы во время Тюльпана-1.

Вторая причина еще более важная. На мой взгляд, взгляд человека, который вырос и жил на Юге Киргизии, а с 1999 года активно по ней работал как руководитель аналитической группы, Тюльпан-1 исполнялся в технологии "мягкой силы", т.е. был оранжевой революцией. Тюльпан-2 осуществляется американцами из негосударственных, в основном структур, как классический государственный переворот с хорошим военно-штабным планированием. Т.е. более активная роль Минобороны США и таких исследовательских структур, как "Международная группа по предотвращению кризисов" (International Crisis Group), более активное участие местных элит на муниципальном уровне и местного бизнеса. Несколько меньшая роль структур гражданского общества и т.д.

Понятно, что это американцы, а не "злокозненные русские" военные, чекисты и дипломаты. Сейчас русские на пространстве своих национальных интересов в ОДКБ-ЕврАзЭС-СНГ проявляются в основном в виде беспомощной политики МИДа и Россотрудничества. А вот биографии лидеров Тюльпана-2, получаемые ими гранты в последние годы, а также многое другое показывают на реального Сценариста, сценариста с большой буквы, из Вашингтонского управляющего обкома партии всемирной демократии. Настоящая военная база в Киргизии одна - это база Манас, с отличной ВВП, российская база в Канте - всего-навсего площадка бывшей Одесской летной школы, перемещенной в 1941 году в Северную Киргизию.

В октябре 1999 года возглавляемая мною экспертная группа, которая тогда называлась "Евразия-2" при журнале "Профи", сделала для РОО "Русское стрелковое общество" аналитический материал "Толкование переворота: техника государственного переворота", по материалам книг о событиях в России в 1905, 1917, 1927, 1956, 1991 и 1993 гг. Этот материал готовился в рамках различных военно-патриотических мероприятий в Москве и ряде регионов РФ. Основной упор делался на спортивные и военно-прикладные виды спорта и игры, но, в числе прочего, на изучение опыта 1-й и 2-й мировых войн, партизанской войны, диверсионных и антипартизанских действий.

В 2003 году руководство "Русского стрелкового общества" разрешило мне опубликовать этот материал. Но было ни к чему. После прекращения деятельности "Русского стрелкового общества" моя аналитическая группа занималась отраслевыми исследованиями и консалтингом в рамках работы Ассоциации приграничного сотрудничества. Мы также занимались полезным и интересным для любого аналитика делом - изучали экономику, этнорелигиозную ситуацию, социальные и общественные процессы в странах Кавказа и Средней Азии.

Сейчас, к большому сожалению, в 2010-м уже поздновато голосить в экспертном сообществе о госпереворотах. Но лучше поздно. Ниже выводы исследования 1999 года, основные книги, которые использовались, изданные в России Курцио Малапарте, Иван Иванов (псевдоним автора книге о сентябре-октябре 1993 года), Макиавелли.

Многое вытекает для России, для Киргизии, для главных наших союзников в лице Белоруссии из Казахстана из того факта, что события можно трактовать не как оранжевый сценарий, а госпереворот, предваряющий страшное жаркое лето-2010 в узбекских областях Ферганской долины.

Россия по ряду причин не сделала того, что исторически всегда делала в таких случаях: Курманбека Бакиева достаточно было пригласить в Москву как руководителя союзного России государства, четко поставить задачу восстановления нормального руководства в покрытом семейно-клановой коррупцией и прочие жесткие, но должные в такой ситуации задачи.

Курманбек Бакиев, его одиозный золотой сын Максим и его братья, сделали все, чтобы у них не осталось ни друзей, ни партнеров внутри страны и за ее рубежом. Но им на смену приходят уже иные, для России гораздо более худшие лица. Надо помнить о резкой негативной реакции НАТО и США на высказанное 24 марта в Брюсселе на расширенном заседании Совета Россия-НАТО в докладе главы ФСКН В.П. Иванова "Направления сотрудничества России и НАТО по ликвидации планетарного феномена афганского наркопроизводства" предложение вместе уничтожать посевы опийного мака в Афганистане. НАТО и США не заинтересованы в том, чтобы Россия и страны СНГ были защищены от расползания афганской опухоли наркопроизводства и радикального исламского терроризма.

Главный урок в том, что Киргизский Тюльпан-2 показал всю хрупкость авторитарных режимов СНГ с их так называемой вертикалью власти. Страшно далека эта вертикаль от народа и от реальности. Автор намеренно не обновлял текст выводов исследования 1999 года по открытым источникам "Толкование переворота", т.к. "имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит".

Родина в опасности. Родина у нас одна - Россия. Госпереворот в Киргизии раскрывает путь к слабым местам Узбекистана и Казахстана. Это будет касаться России уже в гораздо более жестком варианте, чем нынешний Тюльпан-2 в Киргизии.

ТОЛКОВАНИЕ ПЕРЕВОРОТА:

Выводы по технике государственного переворота

Руководитель экспертной группы "Евразия-2" при журнале "Профи" Александр Собянин. Для РОО "Русское стрелковое общество". Написано: октябрь 1999 г.

<

i>Либеральная техника защиты государства была и есть бессильна против коммунистической техники государственного переворота; бессильна она и против техники фашистского переворота. Курцио Малапарте

Предварительные выводы и рекомендации.

В деле проведения государственного переворота или противодействия перевороту самое важное:

1. Вопрос захвата и защиты государства - вопрос не политики, а техники. Переворот не требует революционной ситуации, внешней угрозы или экономической разрухи.

2. В искусстве защиты государства действуют те же правила и методы, что и в искусстве его захвата.

3. На время восстания роль организатора и руководителя должна быть отдана коллективным заговорщиком (или коллегиальным государственным руководством во время противодействия перевороту) единоличному начальнику.

4. Проведение восстания требует отказа от погони за массовостью повстанческих сил и общевоинской подготовки боевых отрядов. Эффективность достигается максимальной специализацией групп восставших, тщательной подготовкой каждой малой военной или технической группы для решения узкой конкретной задачи.

5. Возможность применения зарубежных подразделений, отдельных специалистов, будь то воинской подготовки или технической, резко усиливает восстание (как и противодействие перевороту). На войне иностранные войска затрудняют пользование результатами войны и снижают эффективность управления армией. В отличие от войны, во время переворота вес каждого зарубежного специалиста намного превышает вес и возможности своих бойцов и специалистов, поскольку свои граждане вынуждены решать внутренние сомнения, неизбежные при перевороте.

6. До совершения первого шага на пути к государственному перевороту должно быть ясно, как сделать законными в глазах общества те незаконные меры, которые будут приняты во время переворота. Закрепление достигнутых результатов есть неотъемлемая часть переворота.

7. Переворот не относится к искусству политики. К государственному перевороту надо подходить как к специфической форме военных (неполитических) действий, когда наилучший ход событий - тот, при котором для победы не приходится делать ни единого выстрела. Переворот не может рассматриваться как простое "силовое продолжение политических интриг". Интриги плетут многие, а переворот (или противодействие ему) могут осуществить только военные или военизированные гражданские организации. Только они могут добиться четкости действий отдельных подразделений. Организуй сложную разветвленную структуру с единым подчинением командиров групп.

8. Агитацию за переворот, пропаганду среди колеблющихся и формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом во время самого события нужно вести по просчитанной заранее стратегии. Для этого должны быть созданы группы технических работников - специалистов по массовой психологии. Полагаться на то, что опыт и профессионализм участников переворота позволят быстро принимать решения в ходе самого переворота (или во время подавления переворота), - безответственно. Информационное противоборство - не та часть работы, где позволительная экономия ресурсов. Веди дезинформацию специальными группами по работе с массовым сознанием.

9. Готовясь к государственному перевороту или к противодействию подготовке переворота, следует четко понимать всю ответственность за результат своих действий, поскольку выход за рамки правового поля дает слишком серьезные возможности для преследования проигравшей стороны. Именно максимальная степень ответственности выделяет переворот среди других интеллектуальных логических игр и определяет его как военное действие. Помни предшественников - победа или смерть.

10. Необходимость фиксировать результаты военного переворота определяет работу с гражданскими общественными институтами. Формой взаимодействия с гражданскими лидерами является договоренность на основе последующего разделения власти, а формой управления - подконтрольные заговорщикам профсоюзные организации, общественные структуры и средства массовой информации, а также превентивное вовлечение гражданских заговорщиков в однозначно противозаконные действия. Гражданским попутчикам не верь, их не отвергай, работай с ними при наличии гарантии подконтрольности и управляемости.

11. В ходе совершения государственного переворота (или во время противодействия таковому) не следует забывать об этике и моральной обоснованности действий, этика в большой политике эффективна. Нельзя вовлекать эмоции и желание расправиться с тем или иным противником в подготовку переворота. Противник должен "заслужить" наказание. Следует помнить, что народ только тогда поддержит переворот или жесткое подавление переворота, когда сам захочет передать часть власти над собой победившей стороне. Несогласие народа с несправедливостью победившей стороны неминуемо приведет к ослаблению и последующей потере власти. Карать и проводить репрессии следует быстро и обоснованно. Так же быстро следует их заканчивать. Если хочешь сохранить власть, во время переворота не будь циничен, будь справедлив.

12. По завершении переворота (или после успешного подавления переворота) следует распрощаться со всеми участниками действия, которые не входили в команду победившей стороны, а участвовали по любым другим причинам, включая выгоду, собственные виды на будущее, случайность, романтизм и т.д. По мере возможности следует расставаться с попутчиками, всемерно их одаривая и поощряя. В этом деле не следует забывать об опасности впасть в радостное ослепление после победы. Отправь кого за границу с деньгами, кого в провинцию на хлебное место, кого на повышение с благодарностью, никого из попутчиков не оставляй рядом.

Собянин Александр Дмитриевич, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества (Москва). Специально для ИА REGNUM Новости