Интервью ИА REGNUM Новости с азербайджанским политологом Фикретом Садыховым.

ИА REGNUM: С победой на президентских выборах Виктора Януковича во внешней политике Украины заметен курс на сотрудничество с Россией. В конце прошлой недели новый президент Украины ликвидировал Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции. Как все это скажется на дальнейшей судьбе Организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия)?

С избранием президентом Украины Януковича следовало ожидать внесения определенных поправок во внешнеполитические и внутриполитические приоритеты этой страны. Он не скрывал своих намерений еще в период предвыборной кампании, он говорил о взаимоотношениях с Евросоюзом, о взаимоотношениях с НАТО. Правда, я не помню, чтобы Янукович подвергал особой критике организацию ГУАМ, но я думаю, что, конечно же, на ближайшую перспективу ждать какой-то активности от Украины в рамках ГУАМ не следует. Потому что, во-первых, сместились акценты в украинской внешней политике. Новый президент фактически распустил Национальный координационный совет по вступлению в НАТО, освободил от должности председателя этого Совета. Был институт и по проблемам безопасности и сотрудничества с этой организацией, который Янукович тоже ликвидировал. То есть новый глава государства взял курс на сбалансированные взаимоотношения с этим военно-политическим блоком.

Реальностью является и то, что при бывшем президенте Ющенко взаимоотношения с НАТО фактически тоже не были особо показательными, и даже предпринятые в свое время попытки Грузии и Украины вступить в этот блок на Бухарестском саммите практически были заморожены. То есть многое тут зависит не только от Украины, но и от самого Североатлантического блока, так как это взаимосвязанные вопросы.

Когда же создавался ГУАМ, то этот процесс происходил по принципу близости тех проблем, которые связывают наши государства - Азербайджан, Грузию, Молдову и Украину. Это, прежде всего, сепаратизм внутри страны, возможности экономического сотрудничества, развитие демократии. И если на сегодняшний день и в ближайшей перспективе, допустим, Украина несколько притормозит, заморозит свои взаимоотношения с ГУАМ, то я не думаю, что произойдет что-то страшное. Если оценивать ситуацию реально, ГУАМ - это не та организация, которая могла бы решать какие-то ключевые вопросы, связанные с борьбой с терроризмом, сепаратизмом.

Азербайджан в любом случае будет продолжать наращивать и улучшать взаимоотношения с Украиной. Это может быть на двусторонней основе или в рамках других международных организаций. Нас с Украиной связывают достаточно активные взаимоотношения, и это ни в коей мере не отразится на двустороннем сотрудничестве. Более того, я считаю, что вообще от того, что ГУАМ не будет столь активным, каким он был на первоначальном этапе своего существования, Азербайджан особых потерь не испытает. Азербайджан, собственно говоря, создал сам достаточно сильное государство. У нас нет проблем ни с углеводородными ресурсами, ни проблем, связанных с реализацией других энергетических проектов. Поэтому, что касается того, хочет ли кто-то выйти или остаться в ГУАМ, это его проблема, а не проблема Азербайджана, потому что сегодня Азербайджан за счет своих уже внутренних возможностей построил самодостаточное государство. И к тому же, Янукович, естественно, понимает, что в России достаточно болезненно относятся к существованию ГУАМ, и в свое время, в период его создания, была достаточно негативная реакция Москвы. Сегодня же новый украинский президент пытается улучшить взаимоотношения с Россией, потому что в период Ющенко они были полностью расстроены. И вот эта его задача наладить отношения с Россией, конечно, сказывается и на отношениях с НАТО и роли ГУАМ.

ИА REGNUM: Вы отметили, что ГУАМ не является организацией, способной решать политические вопросы. Как в таком случае можно прокомментировать проект государств-членов ГУАМ по поставкам энергоресурсов Каспия через территории Азербайджана, Грузии и Украины и Черное море в европейские страны в обход России?

Не стоит забывать, что ГУАМ создавался в конце 1990-х годов. Сейчас на улице уже 2010 год, и, естественно, акценты сместились. Сегодня появились новые реалии регионального развития, Азербайджан уже подключен ко многим мировым энергетическим проектам. Сегодня идет диверсификация этих проектов, есть северный маршрут энергопоставок, есть западный маршрут Баку-Тбилиси-Джейхан, к реализации планируются новые маршруты поставок газа. Азербайджан в этом плане не испытывает никаких проблем. Кроме того, на повестке дня сегодня реализация проекта NABUCCO. Поэтому мы свои поставки будем осуществлять независимо от того, существует ГУАМ или не существует ГУАМ.

Конечно же, в принципе, ГУАМ Азербайджану не мешает, он лишь способствует укреплению взаимоотношений с входящими в ее состав странами. Но жизнь показывает, что приход нового руководства в различных странах вносит какие-то новые коррективы в политические курсы, приоритеты каждого государства. В любом случае, двусторонние отношения между Азербайджаном и Украиной будут достаточно стабильными.

ИА REGNUM: Немаловажный фактор, способный отразиться на судьбе ГУАМ, связан также и с напряженными отношениями между Москвой и Тбилиси. Можно ли прогнозировать, что Янукович будет больше поддерживать интересов России, нежели Грузии?

Я с этим согласен, это, конечно, факт очевидный. Более того, Россия будет настаивать на том, чтобы Украина заморозила свое членство в ГУАМ, не проявляла особой ответственности. И не потому, что существует Азербайджан, а именно из-за грузинского фактора. Потому что задача России - полностью изолировать Грузию, и сейчас как раз налицо такая возможность для руководства Кремля это сделать через Украину, через нового украинского президента, который пророссийски настроен. Это все реалии, от которых никуда не уйдешь.

Но я повторяю еще раз: на приоритетах Азербайджана, на его развитии это вряд ли вообще отразится. Мы вышли за рамки, и скажу больше, мы выросли уже даже из рамок ГУАМ. Это Грузия и Украина должны быть заинтересованы в Азербайджане, в наших энергоресурсах, в использовании нашей территории в качестве транзитной, в поставках нефти и газа. Мы от этого абсолютно ничего не потеряем.