Народный писатель Азербайджана Анар: От карабахского конфликта много потеряли азербайджанцы и армяне
На вопросы ИА REGNUM Новости ответил народный писатель Азербайджана председатель Союза писателей республики Анар (Анар Рзаев).
ИА REGNUM: Уважаемый Анар-муаллим, как вы оцениваете нынешнее состояние отношений между Азербайджаном и Россией?
Азербайджан имеет глубокие исторические связи с Россией. Это сказывается и на характере отношений между нашими странами после исчезновения Советского Союза. Но появившиеся границы между государствами не должны обязательно вести к прекращению культурных и других взаимосвязей. Сегодня наши страны отличает взаимное стремление к стабильности, конструктивности, добрососедству на самую долгосрочную перспективу. Важно помнить, что за период совместного сосуществования наши народы взаимно обогатились не только области культуры. Достаточно хотя бы упомянуть то, что свыше 680 тысяч сынов и дочерей Азербайджана доблестно сражались в годы
Так уж получилось, что сам фактор проживания в России многочисленной азербайджанской диаспоры, а в Азербайджане - русских, придает этим связям устойчивый характер. В Баку, к примеру, успешно действует Славянский университет, работает государственный Русский драматический театр имени Самеда Вургуна, есть русские школы, издаются на русском языке газеты и журналы.
В то же время, существует необходимость в расширении контактов между деятелями культуры и науки обеих стран. При этом очень важно, чтобы в новых условиях наши народы лучше понимали друг друга. К примеру, наш народ ждет от российской общественности понимания в самой важной для себя проблеме - нагорно-карабахского конфликта. Азербайджан настаивает на возвращении своих оккупированных земель и справедливого урегулирования этого конфликта. На мой взгляд, в России существует определенное недопонимание сути и характера этого конфликта, что я во многом отношу к несколько предвзятому подходу к нему многих российских СМИ. Это обстоятельство если не тормозит, то во многом осложняет азербайджано-российский диалог.
ИА REGNUM: А как вы сами лично воспринимаете карабахский конфликт? Писатель не может не испытывать горечи, если его народу причиняют боль, и не разделять ее, что, конечно, отражается в моем творчестве. Суть моей позиции заключается в том, что я уверен: от карабахского конфликта много потеряли два народа - азербайджанцы и армяне. Прежде всего, сорвана традиция совместного проживания. В то же время, как я уже не раз заявлял, можно выиграть битву, трудно выиграть войну. Армяне сейчас владеют Карабахом, контролируют 20 процентов азербайджанской территории. Но при этом они потеряли Баку, Гянджу, Сумгаит. Если принимать серьезно во внимание их умение работать в сфере бизнеса, природную коммуникабельность, то - я не сомневаюсь в этом - они давно выступали бы в роли владельцев в Азербайджане многих ресторанов, банков, корпораций. Так что они потеряли гораздо больше, чем приобрели. В то же время, армяне - наши вечные соседи и мы должны найти какой-то способ, чтобы с ними ужиться. Нельзя вечно жить с грузом прошлого, тащить это прошлое в сегодняшний день. Опыт истории показывает примеры того, как народы, некогда враждовавшие между собой, в определенных обстоятельствах быстро находили общий язык друг с другом и продолжали уже вместе идти по пути созидательного прогресса. Поэтому, если рассуждать с позиции исторического оптимизма, то я все же продолжаю надеяться, что когда-нибудь все у нас с Арменией устроится. Но там должны понять, что претензии на наши территории необоснованны.
ИА REGNUM: Не могу не задать вам вопрос об азербайджано-турецких отношениях в целом, поскольку мы с вами является участниками международного форума "Центральная Азия - регион сотрудничества и диалога", на котором широко представлена и Турция.
Азербайджанцы и турки - два родственных народа, которые не имели связей и отношений в период существования Советского Союза. Сейчас, когда ситуация коренным образом изменилась, связи между двумя народами приобрели интенсивный характер. Тем более что народы Азербайджана и Турции очень хорошо понимают друг друга. Это позволяет лучше и глубже познавать друг друга, более активно знакомиться с достижениями двух народов в самых разных сферах, в том числе и в литературе. На мой взгляд, это естественно. Но это вовсе не означает, что контакты с Россией должны быть утрачены и мы должны меньше любить русскую культуру, чем раньше. Так что мы не противопоставляем Москву Анкаре, и стараемся не прерывать культурные и другие контакты с Россией.