Станислав Тарасов: Крах "Пакта о ненападении" между Арменией и Азербайджаном
Президент Армении Серж Саргсян в интервью телеканалу "Евроньюс" призвал Азербайджан подписать соглашение о неприменении силы, чтобы "заложить фундамент доверия в Армении и самом Карабахе, позволить людям понять, что Азербайджан стоит на позициях мирного решения конфликта". Этот ход армянской дипломатии - не столь примитивный и популистский, как может показаться на первый взгляд.
Напомним, что накануне вооруженного вторжения Грузии в Южную Осетию в августе 2008 года с аналогичными предложениями к Тбилиси выступали Сухум и Цхинвал. Если бы тогда президент Грузии Михаил Саакашвили принял бы эти условия, то помимо существовавших механизмов международных посредников по урегулированию конфликтов, мог бы быть создан еще один - дополнительный, который способствовал бы если не урегулированию, то снятию напряженности во взаимоотношениях Тбилиси с его бывшими территориями. Плодотворно вести переговоры, дискутировать, утрясать детали можно не "под дулом пистолета", а только при условии ясных намерений сторон решать проблемы мирными политико-дипломатическими средствами. Тогда Тбилиси оказался в "политической ловушке", поскольку ему необходимо было ясно заявить, что он считает осетин и абхазов гражданами своей страны, своим народом, против которого нельзя воевать. Не случайно после отказа Тбилиси от принципа неприменения силы лидеры Южной Осетии и Абхазии открыто заговорили о возможности вооруженной агрессии Грузии, что и произошло.
Вот почему после обнародования предложения президента Сержа Саргсяна Азербайджану подписать соглашение о неприменении силы, Азербайджану следовало тщательно обдумать складывающуюся ситуацию не только с точки зрения регионального расклада сил, но и с учетом существующей международной конъюктуры. Но Баку ответил быстро. Министерство иностранных дел Азербайджана отклонило предложение Армении. По словам официального представителя азербайджанского внешнеполитического ведомства Эльхана Полухова, "Армении сначала необходимо вывести свои войска из оккупированных территорий". При этом президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что "процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта находится на стадии завершения". По его словам, Азербайджан придерживается принципиальной позиции: Нагорный Карабах должен вернуться в его состав. "В этом направлении предприняты соответствующие шаги, и сегодня позиции Азербайджана в переговорном процессе еще более усилились", - уточнил глава Азербайджана. При этом, по его мнению, "в усилении этих позиций большая роль принадлежит дипломатическим усилиям, благодаря которым есть определенные надежды на переговоры о Карабахе".
Но переговоры, как и танцевать танго, нельзя вести в одиночестве. Азербайджан одобрил новую версию Мадридских принципов. Армения, наоборот, считает, что они предусматривают односторонние уступки в деле разрешения нагорно-карабахского конфликта. Поэтому в предложениях Еревана подписать соглашение о неприменении силы Баку, похоже, стал усматривать попытку если не подменить, то создать параллельный переговорный механизм, через который можно было бы влиять на ход событий. С другой стороны, как можно предполагать из суждений главы азербайджанского Центра политических инноваций и технологий Мубариза Ахмедоглу, Азербайджан размышляет о возможности активизации посреднических усилий России в карабахском вопросе помимо ее участия в работе Минской группы ОБСЕ.
Но дело не только в этом. На днях во время визита в Болгарию прозвучало любопытное заявление главы турецкой дипломатии Ахмета Давутоглу. По его словам, конфликт между турками и сербами длился 1000 лет, "а с армянами наши проблемы существуют где-то около ста лет". "Если мы смогли решить проблемы на Балканах с Сербией и Боснией и Герцеговиной, почему мы не можем сделать то же самое и с армянами?".- задался риторическим вопросом турецкий министр. Действительно, почему? Оказывается потому, как считает Давутоглу, что "Армения продолжает обвинять Турцию в поддержке Азербайджана и отказывается обсуждать с Анкарой решение нагорно-карабахского конфликта".
Во-первых, у Армении есть все основания считать Турцию союзником Азербайджана, поскольку лидеры двух стран не раз декларировали лозунг "одна нация - два государства" и призывали выступать во внешней политике с единых позиций.
Во-вторых, обращение к балканскому опыту со стороны главы турецкой дипломатии, мягко говоря, многопланово: помимо нормализации отношений между Сербией и Боснией и Герцеговиной, там имеет место и прецедент отношений между Албанией и Сербией, в результате чего появилось независимое Косово.
В-третьих, с какой стати Ереван должен вести переговоры с Анкарой по поводу карабахского урегулирования: ведь в подписанных в Цюрихе протоколах нет упоминания о Карабахе. Вот и выходит, что если Баку пытается активизировать усилия Москвы на карабахском направлении, то Анкара может начать дипломатическую операцию с Ереваном и тоже на том же направлении. Не случайно бывший посол Турции в США Фарук Логоглу заявил, что Анкара допустила серьезную ошибку, не добившись включения в цюрихские протоколы проблемы карабахского конфликта.
Теперь, как считает депутат Европейского парламента Фрэнк Энджелом, Турция вынуждена сделать самостоятельный шаг и должна быть готова к тому, что Азербайджан заведомо с этим не согласится. Речь идет о том, что турецкая дипломатия, часто выступающая со смелыми внешнеполитическими инициативами и подписавшая 10 октября прошлого года Цюрихcкие протоколы, может более решительно стимулировать Азербайджан к поиску "развязок" во взаимоотношениях с Арменией.
Одним словом речь идет об очередной калейдоскопической смене декораций в регионе. Армения выдвинула идею "Пакта о ненападении", Азербайджан же предпочитает использовать существующую конструкцию переговорного процесса. Ереван выстраивает стратегию, которая, возможно, в ближайшем будущем будет сопровождаться еще не одним инициативным заявлением, свидетельствующим о более свободных политических маневрах. При этом нельзя исключать, что армянская сторона после отклонения ее мирных инициатив, вообще откажется от переговоров с Азербайджаном "в силу исчерпанности существующих политико-дипломатических ресурсов" и перейдет к тактике двухсторонних соглашений. Тогда Баку в рамках существующих многосторонних переговорных механизмов останется в "гордом одиночестве".
Выступая по случаю Новруз-байрама, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: "Живущие в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы, которые обязательно вернутся в Нагорный Карабах, должны жить в условиях высокого статуса автономии. В чем будет состоять этот статус, покажет будущее, которое и завтра, и через сто лет - может быть, а может и нет". Действительно - все "может быть и может нет".