Официальный представитель МИД России сообщил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию в конце марта - начале апреля посетят Ереван, Степанакерт и Баку, "чтобы попытаться сблизить позиции сторон вокруг несогласованных основных принципов урегулирования". Он напомнил, что примерно два месяца назад посредниками сторонам конфликта были переданы предложения по основным принципам нагорно-карабахского урегулирования, которые получили название "Обновленного мадридского документа". По словам дипломата, в настоящее время "посредники изучают реакцию сторон на эти предложения" С этой целью они уже встречались с главой МИД Азербайджана. Такая же встреча в ближайшие дни должна состояться и с главой МИД Армении. Причем российская сторона оценивает такой ход переговоров философским термином - "нормальный".

Многолетняя практика попыток карабахского урегулирования показывает, что нормальным (без кавычек) этот процесс выглядит только в форме острых дискуссий вокруг различных инициатив, выдвигаемых, как конфликтующими сторонами, так и со стороны посредников, многочисленных саммитов на высшем уровне, дипломатических консультаций, и ни на минуту не прекращающихся сражений в информационном пространстве. Поэтому поверить в то, что на сей раз события могут развиваться иначе, сложно.

Тем не менее, налицо некоторые особенности принципиального свойства. Первое: в роли главного инициатора активизации переговорного процесса по Карабаху стал выступать Париж. Как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, он, похоже, берет под свой патронаж проблемы только Карабаха. Вашингтон - также сопредседательствующий в Минской группе - намерен главное внимание уделить проблемам нормализации турецко-армянских отношений. Причем на этих двух "фронтах" наблюдается заметная динамика действий. В Париже карабахская проблематика была в центре внимания на переговорах президента России Дмитрия Медведева с его французским коллегой Николя Саркози. Эта проблема обсуждалась и во время визита во Францию президента Армении Сержа Саргсяна. В ближайшие дни туда намерен отправиться и министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян.

Тем временем в Вашингтоне раскручивается интрига, связанная с принятием комитетом по международным делам Палаты представителей резолюции по геноциду армян. В этой связи бакинский политолог Расим Агаев справедливо предполагает, что решение Конгресса США "изменит отношение к армяно-азербайджанскому и армяно-турецкому спорам". В то же время это означает следующее: решение судьбы цюрихских протоколов и карабахского урегулирования окончательно разведены по столицам двух государств. Именно на этих площадках будут теперь разворачиваться политико-дипломатические сражения с самыми острыми политическими сюжетами.

Их начало уже обозначено заявлением французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье. В первую очередь он констатировал, что если бы МГ ОБСЕ при подготовке новой версии обновленных мадридских принципов исходила из предлагаемой Азербайджаном позиции "территориальной целостности и лишь потом права нации на самоопределение, это не принесло бы никакого результата". Французский сопредседатель добавил: "Сторонам предложен сценарий, включающий принцип равенства народов, право на самоопределение, целостность границ и принцип неприменения силы". В данном случае важно обратить внимание на то, что французский дипломат отнес тезис "целостность границ и неприменение силы" только на третью позицию.

Затем он отметил, что "признание некоторыми странами независимости Косово несколько изменило процесс урегулирования карабахского конфликта, поскольку Азербайджан пытался отдавать приоритет территориальной целостности и проигнорировать остальные". Так официально в процесс карабахского урегулирования вводится косовский прецедент.

Другие детали нового сценария карабахского урегулирования пока не обнародованы. Тем не менее, как заявил выходец из СССР, а ныне известный американский эксперт Heritage Foundation Ариэль Коэн в интервью армянской газете "Жаманак", "Баку согласен с предложением о проведении референдума о статусе Нагорного Карабаха, что означает, что, в конечном счете, Карабах может отойти Армении". Но до этого, по мнению американского политолога, Армения должна прекратить "оккупацию территорий".

Действительно, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров сообщил журналистам, что Баку "принимает обновленный вариант Мадридских принципов, которые дают возможность для обсуждения вопроса на более масштабном уровне". Однако при этом вводится путаница в так называемый понятийный аппарат. Трудно понять, что имеет в виду глава азербайджанского МИД, когда говорит о "заявлении мирового сообщества, что азербайджанские земли должны быть освобождены и беженцы возвращены обратно". Это - признание процедуры проведения референдума в Карабахе "в случае начала освобождения азербайджанских районов и возвращения туда азербайджанских беженцев", или проведение процедуры референдума по статусу Карабаха в рамках сохранения его в составе Азербайджана? Поэтому нет ничего удивительного в том, что "армянская сторона заявляет, что есть моменты, которые необходимо заново согласовать".

Ранее Азербайджан торпедировал принятие не только прежней версии обновленных Мадридских принципов, но и фактически сорвал цюрихский процесс по нормализации турецко-армянских отношений. Если бы эти два процесса развивались параллельно, то Баку и Анкара имели бы возможность на многих направлениях - в том числе и карабахском - выступать в качестве реальных партнеров. Во всяком случае, Армении, стремящейся не просто выйти из изоляции, а получить оперативный геополитический простор через "турецкий коридор", было бы чем дорожить и что терять в случае занятия жесткой позиции по Карабаху. Теперь, когда открыт российско-грузинский переход через Верхний Ларс, Ереван может подождать с открытием границ с Турцией. При этом Армению трудно обвинять в срыве переговорного процесса. В стратегии за счет серии широких дипломатических маневров ей удалось ввести проблематику нормализации своих отношений с Турцией и карабахское урегулирование в контекст широкого противостояния исламской и христианской цивилизаций. Поэтому, когда Турции, как считает азербайджанский политолог Расим Мусабеков, "ряд европейских стран дают понять, что они против ее вступления в Евросоюз", то это кивок и в адрес Азербайджана. Не случайно в этой связи профессор политологии в технологическом университете Теннеси (США) и Международного университета в Вене (Австрия) Майкл Гюнтер как бы подсказывает Азербайджану, что "ему не стоит слишком негативно относиться к армяно-турецкому сближению", не "игнорировать и другие возможности".

Ситуация такова, что для Еревана принятие предложенной версии мадридского документа может означать только необходимость освобождения азербайджанских районов и лишь в отдаленной перспективе для него вырисовываются горизонты референдума в Карабахе. А что взамен, ведь Азербайджан в лице Турции без ратификации цюрихских протоколов утрачивает свой резервный дипломатический ресурс?

Это означает, что некогда популярная азербайджанская технология принятия внешнеполитических решений на искусстве разыгрывания карты противостояния интересов ведущих игроков в регионе, трещит по всем швам. Теперь Баку приходится импульсивно принимать решения в ситуации, когда на парижской и вашингтонской площадках обозначено доминирующее влияние Армении, а на турецкой - зреет серьезный кризис. Выйти из этой ситуации возможно только при условии выработки новой, тщательно продуманной и просчитанной внешнеполитической концепции, для чего понадобится немало времени. Так что активизировавшийся в очередной раз переговорный процесс по карабахскому урегулированию будет сложным и продолжительным.

Тем временем, как сообщает турецкая газета Today's Zaman, 11-13 мая президент России Дмитрий Медведев посетит с государственным визитом Турцию для проведения переговоров по вопросам энергетического сотрудничества и расширения двусторонних связей. По утверждению газеты, во время этих переговоров будут обсуждаться и проблемы нагорно-карабахского конфликта. При этом в Анкаре не скрывают, что рассчитывают на поддержку России в выходе из образовавшейся сложной и запутанной политико-дипломатической ситуации.