Латвийская русскоязычная газета "Телеграф" публикует статью своего комментатора Александры Глухих под названием ""Пчелы ищут новое лицо". Приводим ее текст полностью:
"Вторая по значимости "русская" партия пытается реформироваться. Партия "ЗаПЧЕЛ" пытается перед выборами реанимировать свой некогда популярный бренд. По информации Телеграфа, внутри организации проводятся кадровые и идейные реформы в надежде приспособить политическое предложение под новый спрос. Эксперты оценивают выбранный курс как теоретически верный, но запоздалый. Возможно, необратимо. В январе рейтинг "ЗаПЧЕЛ" составлял 3,6%. Это пятый показатель в топе предвыборных предпочтений по версии Latvijas Fakti (выше были только "Центр согласия", "Новое время", СЗК и "Гражданский союз"). "У нас сейчас проходной процент. Не нужно забывать, что свыше 20% респондентов говорят, что не пойдут на выборы, поэтому фактически мы преодолеваем 5-процентный барьер", заявила Телеграфу лидер "ЗаПЧЕЛ", евродепутат Татьяна Жданок.
Основания не доверять социологическим опросам у партии действительно есть. Осенью 2006-го, накануне выборов нынешнего Сейма, все исследования пророчили партии стабильные 12 - 15%. По факту голосования набрали 6,03%. Перед последними муниципальными выборами в Риге "пчел" на словах поддерживали 4,7% граждан. Донести свою симпатию до урн сумели только 2,7%. "Основная проблема этой партии - отсутствие обновления. Избиратели сейчас ждут активных действий, где-то даже агрессивной политики, а "ЗаПЧЕЛ" как будто по-прежнему плывет по течению, не учитывая происходящие в обществе перемены", обрисовал политолог Айгар Фрейманис в интервью Телеграфу природу "пчелиных" неудач. Второй промах, по его мнению, отсутствие заявки на власть. "ЗаПЧЕЛ" никогда не пыталась заявить о себе как о силе, которая хочет попасть в правящую коалицию. А для русскоязычного электората сейчас очень важно не чувствовать себя в чем-либо обделенными.
Третий фактор диктуется неумолимым движением времени. "Процент людей, которым важны идеалы партии "ЗаПЧЕЛ", сокращается по естественным причинам. Происходит смена поколений. И востребованность подобной партии объективно сходит на "нет", заметила Телеграфу политолог Илзе Островска. "ЗаПЧЕЛ", словно реагируя на заключения экспертов, пытается сейчас произвести "капремонт". Партия все чаще обращается к экономическим и социальным темам. В готовящейся предвыборной программе, как выяснил Телеграф, партия сделает чуть ли не заявку на власть, поставив акцент на фактор личности. "У нас обязательно будет свой кандидат в премьеры, свой теневой Кабинет. Юрий Соколовский мог бы стать отличным министром юстиции или спикером парламента, Яков Плинер министром образования, Мирослав Митрофанов министром среды. Один из них и будет нашим первым номером", рассказала Телеграфу Татьяна Жданок. Роль локомотива, по сведениям Телеграфа, в итоге будет отведена зампреду фракции Юрию Соколовскому. Для него Сейм нынешнего созыва является уже третьим по счету. Говорящий на беглом английском 33-летний юрист пользуется уважением не только "русскоязычного" политического крыла, но и вполне рациональных представителей "национально мыслящего" лагеря. Правда, сама по себе идея возрождения некогда популярного бренда пока воспринимается крайне скептически.
"Концепция этнического апартеида устарела идеологически", заявил Телеграфу Николай Кабанов (сейчас депутат фракции "Центра согласия", в Сейм избран по списку "ЗаПЧЕЛ"). Он уверен: пока во главе партии стоит Татьяна Жданок, никакие реформы в ней довести до конца невозможно: "Все люди, которые в "ЗаПЧЕЛ" пытались выстроить свои организационные и тактические схемы в обход Жданок, из этой партии рано или поздно ушли". Впрочем, по сведениям Телеграфа, влияние Татьяны Жданок на процессы внутри "ЗаПЧЕЛ" сейчас уже не столь безоговорочно, как, скажем, еще полгода назад. Многие соратники до сих пор считают ее ответственной за катастрофический разгром на муниципальных выборах, считая, что вся агитационная кампания партии свелась, по сути, к рекламе одного кандидата в евродепутаты самой Жданок. При благоприятном стечении обстоятельств "ЗаПЧЕЛ" может прорваться в Сейм, полагают эксперты, подчеркивая: многое будет зависеть от (не)успехов ближайшего конкурентов "Центра согласия". Однако у последнего есть механизм защиты даже от собственных неудач.
"Центр согласия" очень широко представлен в русскоязычных СМИ, в первую очередь, на Первом балтийском канале. Поэтому даже в случае каких-то ошибок или скандалов у него всегда будет возможность создать "правильный" информационный фон", отметила в разговоре с Телеграфом политолог Ивета Кажока. "ЗаПЧЕЛ" такой "подушкой безопасности" не располагает. Татьяна Жданок, тем не менее, настроена вполне оптимистично. Финансовые ресурсы для предвыборной кампании, по ее словам, есть. Как и в прошлые годы, евродепутат намерена потратить на это свою брюссельскую зарплату. К тому же появились желающие помочь со стороны из числа местных предпринимателей и сочувствующих. "В новом Сейме у нас может оказаться "золотая акция". И тогда именно от нас будет зависеть будущий состав правительства", жизнеутверждающе заключает Татьяна Жданок".