Сергей Колеров: Российские ракеты необходимы в Приднестровье, но их там не будет
Судя по реакции ряда российских экспертов и официоза, озвученное 15 февраля 2010 года на пресс-конференции в Москве президентом Приднестровской Молдавской Республики
В качестве иллюстрации, наиболее внятно характеризующей испуг российского официоза, можно процитировать старшего научного сотрудника Центра международной безопасности Института мировой экономики международных отношений (ИМЭМО)
Т.е., согласно Евсееву, потенциальная угроза России в случае размещения американских ракет в Румынии и Болгарии все-таки существует - "в будущем", а также если будут размещены не "те ракеты, которые заявлены". Так зачем же в таком случае пребывать в неопределенности, полагаться на случай да еще наивно ждать, когда "пригласят обсудить, где лучше разместить"? Не логичнее ли было бы воспользоваться предложением упредить потенциальную угрозу, для собственного же спокойствия, и так же - никого не приглашая к обсуждению?
А вот мнение сотрудника ИМЭМО РАН о региональном аспекте проблемы: "Любое дополнительное размещение российских войск на территории Приднестровья не будет отвечать российским национальным интересам. Потому что в этом случае местные власти возьмут курс на создание независимого государства по образцу Абхазии и Южной Осетии. Однако для России это угроза получить еще один очаг напряженности, который приведет, по-видимому, к дальнейшему ослаблению молдавских властей. Возможно, это будет подталкивать реваншистские круги в Румынии к захвату Молдавии. Такое направление событий не отвечает российским национальным интересам. Для России желательно, чтобы сохранялся баланс сил в Приднестровье. Для России было бы оптимально иметь федеративное государство, где Приднестровье будет обладать достаточно широкими правами в составе Молдавии. В этом случае для России будет гарантировано, что территория Молдавии сохранит статус нейтрального государства. Румыния является членом НАТО, и таким образом расширение Румынии за счет Молдавии приведет к тому, что границы Североатлантического альянса еще больше приблизятся к Российской Федерации. Даже исходя из этого Россия не заинтересована в ослаблении Молдавии. С этой точки зрения для России желательно, чтобы Молдавия сохранила свою территориальную целостность".
Непонятно, о каком-таком "ослаблении" молдавских властей перед лицом Румынии говорит Евсеев, когда всестороннее сближение Кишинева и Бухареста происходит в последние месяцы стремительно и буквально на глазах. Сближение Бессарабии с НАТО происходит уже полтора десятилетия, а в последние 4 года интеграционные процессы идут полным ходом. А за день до рассуждений Евсеева о молдавском "нейтралитете", "желательности" для российских национальных интересов "сохранения баланса сил" и мифической "территориальной целостности Молдавии", министр обороны этой страны
"Федеративное государство, где Приднестровье будет обладать достаточно широкими правами в составе Молдавии" могло стать "оптимальным" для России, Приднестровья и Бессарабии в 2003 году. Но "друг" России
Разумеется, Смирнов, приглашая российские войска в Приднестровье "навечно", пытается решить свои проблемы, в том числе и внутриполитические. Однако ж при этом его предложение России выглядит абсолютно адекватным ситуации, в отличие от ссылок российских экспертов на некое "джентльменское соглашение" между РФ и США и предательского повторения ими американской (!) сказки о том, что ПРО в Европе "не угрожает России", ставшей бородатой еще во времена активной подготовки США к размещению ПРО в Польше и Чехии.
Российское военное присутствие в Приднестровье оправданно не только и не столько с военно-технической точки зрения. Оно там необходимо политически. Во всех формах. В виде доукомплектованного и усиленного вертолетной эскадрильей, согласно соглашению о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, миротворческого контингента - к чему с неизменной настойчивостью призывает Тирасполь. В виде военных баз и ракетных комплексов - как, возможно, единственный оставшийся способ противостоять приближению НАТО к российским границам на этом участке и размещению американской ПРО на Балканах и в бассейне Черного моря. "Нейтральная" Бессарабия уже потеряна для России. Ее интеграция в евроатлантические структуры, вне зависимости от того, приобретет ли она в перспективе официальные формы, - уже реальность. Баланс сил в регионе уже нарушен, и единственная пока еще сохраняющаяся возможность сохранить его - укрепить позиции России в Приднестровье, что позволит нейтрализовать все более агрессивную активность в регионе не только Кишинева и Бухареста, но и стоящих за ними Вашингтона и Брюсселя.
Справедливости ради надо отметить, что вопреки общему хору напуганных Смирновым голосов, прозвучали, тем не менее, противоположные мнения некоторых военных экспертов, считающих необходимым или, по крайней мере, возможным, в том числе и технически, размещение российских ракетных комплексов в ПМР. В частности,
Поддержка и помощь нового президента Украины
Что касается технической стороны размещения российских военных баз и объектов в Приднестровье, то в качестве примера можно вспомнить события августа 2008 года. Тогда никакие громкие заявления и угрозы Ющенко не помешали Черноморскому флоту России покинуть базу в Севастополе, выполнить боевые задачи в "территориальных водах" союзника Украины Грузии и без каких-либо проблем вернуться обратно.
Реакции российских официальных лиц на предложение президента ПМР пока не последовало, если не считать таковой призыв потспреда России при НАТО
Как бы ни хотелось ошибиться, но, очевидно, что и в будущем инициатива приднестровского лидера не имеет никаких перспектив, даже если выяснится, что ПРО в Румынии все-таки представляет угрозу для России. Основанием для такого неутешительного прогноза служат все предыдущие действия, а точнее, - полнейшее бездействие официальной Москвы на этом и многих других направлениях. Ни провокационные требования Кишинева о выводе российских войск из ПМР и смене миротворческого формата, ни объявление им юридически неполноценным прошлогоднего заявления Воронина, Смирнова и
Очевидно, что причина такого поведения российской власти гораздо шире локальных аспектов, и кроется она отнюдь не в безмерном уважении к международному праву, которое запросто трактуется по-своему США при поддержке ЕС в зависимости от ситуации. Все дело, как видится, в боязни вызвать неудовольствие и потерять доверие своих западных "партнеров". В неистребимом желании властной элиты России быть "партнерами" Запада. Причем пассивными партнерами, готовыми ради возможности быть допущенными к столу - "восьмерки", "двадцатки" и прочих громких форматов, ради иллюзии собственной значимости отдать все что угодно, пойти на любые уступки, согласиться даже на военный транзит через территорию России. Движущей силой и мотивацией всех поступков правящей российской элиты является не реальный интерес государства, а непреодолимый совковый комплекс неполноценности по отношению к Западу в целом, и к США, как его идеализированному воплощению в частности. Поколение позднезастойных комсомольцев, составляющее основу российской властной элиты, принесло свои ущербные ценности и комплексы в российскую внешнюю политику, которые, после 1990-х
Отражение грузинской агрессии и признание независимости Абхазии и Южной Осетии было, очевидно, единственным и последним адекватным поступком комсомольской элиты, после которого свой потенциал она окончательно исчерпала. Да и эффект его был смазан последующими действиями российской дипломатии, посчитавшей нужным оправдываться за свои действия перед евроатлантическим "мировым сообществом", откровенно занявшим сторону Грузии, и учитывать, так или иначе, его мнение. Все последующие внешнеполитические шаги Москвы пронизаны все тем же желанием оправдаться и вернуть доверие Запада. Судорожный поиск "друзей", "союзников" и "партнеров" там, где их никогда не было и быть не может, или где их давно уже нет, определяет современную внешнюю политику России.