Депутат Великого Национального Собрания Турции, председатель фракции правящей партии "Справедливость и развитие" в парламенте Турции Салих Капусуз дал интервью ИА REGNUM Новости:

ИА REGNUM: Уважаемый господин Капусуз, вы сейчас находитесь в Москве. Какие задачи вы связываете с этим визитом?

Между нашими странами давно активно развиваются межпарламентские связи. Такие визиты способствуют поднятию уровня и торгово-экономических, и политических отношений между нашими странами. К тому же я возглавлаю с турецкой стороны межпарламентскую группу дружбы Турции и России. Сегодня, когда возрастает уровень двухсторонних отношений, в частности товарооборота и взаимных инвестиций, формат межпарламентского диалога приобретает если не главное, то очень важное значение. Российско-турецкие отношения развиваются сегодня по широкому спектру направлений и парламентарии должны идти в ногу со временем и вносить свой вклад в этот позитивный процесс.

Но если отходить от общих слов, то речь идет о подготовке визита президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию. К этому визиту в Турции активно готовятся, поскольку понимают, что речь идет о событии исторического масштаба. Главное, на мой взгляд, будет заключаться в том, что Россия и Турция отказываются от визового режима и мне, как представителю поколения, оказавшемуся на этапе перехода от "холодной войны" к нормализации отношений между двумя соседними странами, обладающими огромным потенциалом и геополитическим влиянием, это вызывает настоящее изумление. Любой россиянин будет иметь возможность без проблем купить билет и приехать в Турцию, как он это делает сейчас при посещении большинства из бывших советских республик. Точно также может поступать и турок. Кто мог еще недавно представить себе, что русская речь будет звучать на улицах многих турецких городов, а турецкая в городах России? В данном случае я даже не имею в виду такие банальные факты, как интенсивное развитие туризма между Россией и Турцией - ежегодно на турецких курортах отдыхают свыше трех миллионов российских граждан. Речь идет об открывающихся возможностях более активно расширять торгово-экономические контакты, гуманитарное сотрудничество и многое другое. Сейчас в России, например, активную работу на этом направлении осуществляет турецкая общественная организация "Платформа Диалог - Евразия", скоро, надеюсь, аналогичные российские структуры появятся и в Турции.

В то же время, я, как глава правящей партии в парламенте Турции, с большим удовлетворением констатирую факт наличия личных, доверительных отношений между лидерами наших стран. Недавно, например, в России с визитом побывал глава нашего правительства Реджеп Тайип Эрдоган. Его принимали в Москве на самом высоком уровне. Была, как известно, достигнута договоренность довести объем товарооборота между двумя нашими странами до уровня 100 млрд. долларов. Это - почти что интеграция экономик России и Турции.

Да и в предыдущие годы российско-турецкий товарооборот постоянно рос. В 2008 году Россия стала первым в числе основных торгово-экономических партнеров Турции. Поэтому в Турции в связи с предстоящим визитом президента РФ Дмитрия Медведева в Анкару говорят, что теперь наступает очередь сказать свое слово уже главам двух государств - Гюлю и Медведеву. К тому же мы видим, что от развития сотрудничества с Россией выигрывает и Турция, которая становится главным транзитным центром на Ближнем Востоке для транспортировки энергоресурсов на мировой рынок.

ИА REGNUM: А как бы вы оцениваете качество турецко-российского политического диалога?

Как я говорил, он также интенсивно развивается. Но я не хочу, чтобы вы воспринимали меня политическим романтиком. У нас есть проблемы и разный взгляд на оценку той или иной ситуации. Я имею в виду, прежде всего, проблемы кипрского урегулирования и некоторые другие проблемы. Не забывайте, что Турция - член НАТО и этим многое сказано. В то же время я хочу особо обратить ваше внимание на тот факт, что, к примеру, в момент развития вооруженного кризиса между Россией и Грузией в августе 2008 года Анкара предприняла максимум усилий для того, чтобы дело не дошло до перерастания русско-грузинской войны до уровня серьезного регионального, а, возможно, и более серьезного конфликта. Президент России Дмитрий Медведев говорил, что все тогда были "на грани". В тот момент между двумя странами проводились интенсивные политические консультации. На Турцию тогда очень сильно давили. Тем не менее, отношения между нашими странами прошли испытание серьезным политическим тестом. Лично мне кажется, что именно в этот момент стали создаваться те самые основы политической доверительности, которые стали впоследствии интенсивно развиваться. Затем, как известно, наш премьер-министр выступил с предложением о заключении Кавказского пакта стабильности между Турцией, Россией, Азербайджаном, Грузией и Арменией.

ИА REGNUM: Вы затронули проблему, которая вызывает сейчас наиболее повышенный интерес. Речь идет о перспективах развития турецко-армянских отношений, возможности ратификации турецким парламентом, где ваша партии имеет большинство., цюрихских протоколов Так будет ли ратификация этих протоколов или нет?

У меня ответ на такой вопрос, как турецкая халва, многослойный. Сразу заявлю, что Турция искренно желает нормализации отношений с соседней Арменией. Мы прошли на этом направлении часть своего пути, подписали цюрихские протоколы. Сейчас они находятся в парламенте. Но и армяне должны пройти часть своей дороги - начать освобождать оккупированные районы, которые они рассматривают в качестве "пояса безопасности". Ранее я уже не раз заявлял, что неверно строить соседские отношения на основе страха или его преодоления, тем более в современном мире, где ничего нельзя добиться военной силой. Поэтому Анкара считает, что наступила очередь сказать слово, прежде всего, России. На наш взгляд, Москва должна убедить Ереван в том, что выступает в роли гаранта его безопасности. Именно в этом главная суть нашей позиции, наше понимание того, как именно России может взять в свои руки инициативу по урегулированию Карабахского конфликта. Если Армения начнет освобождение азербайджанских территорий, то за нами - турецкими парламентариями - дело не станет. В то же время мы видим, что вместо этого Армения ищет обходные маневры. В итоге активизировавшийся процесс карабахского урегулирования зашел в тупик, из которого некоторые видят выход только на одном направлении - Турция-Армения.

Так что ситуация относительно возможности ратификации цюрихских протоколов сейчас остается неопределенной. Возможно, какой-то прорыв будет обозначен во время визита президента России Дмитрия Медведева в Турцию. Ждать осталось недолго.