С визитом Дмитрия Медведева Анкара связывает прорыв в карабахском урегулировании.
Депутат Великого Национального Собрания Турции, председатель фракции правящей партии "Справедливость и развитие" в парламенте Турции Салих Капусуз дал интервью ИА REGNUM Новости:
ИА REGNUM: Уважаемый господин Капусуз, вы сейчас находитесь в Москве. Какие задачи вы связываете с этим визитом?
Между нашими странами давно активно развиваются межпарламентские связи. Такие визиты способствуют поднятию уровня и торгово-экономических, и политических отношений между нашими странами. К тому же я возглавлаю с турецкой стороны межпарламентскую группу дружбы Турции и России. Сегодня, когда возрастает уровень двухсторонних отношений, в частности товарооборота и взаимных инвестиций, формат межпарламентского диалога приобретает если не главное, то очень важное значение. Российско-турецкие отношения развиваются сегодня по широкому спектру направлений и парламентарии должны идти в ногу со временем и вносить свой вклад в этот позитивный процесс.
Но если отходить от общих слов, то речь идет о подготовке визита президента РФ
В то же время, я, как глава правящей партии в парламенте Турции, с большим удовлетворением констатирую факт наличия личных, доверительных отношений между лидерами наших стран. Недавно, например, в России с визитом побывал глава нашего правительства
Да и в предыдущие годы российско-турецкий товарооборот постоянно рос. В 2008 году Россия стала первым в числе основных торгово-экономических партнеров Турции. Поэтому в Турции в связи с предстоящим визитом президента РФ Дмитрия Медведева в Анкару говорят, что теперь наступает очередь сказать свое слово уже главам двух государств - Гюлю и Медведеву. К тому же мы видим, что от развития сотрудничества с Россией выигрывает и Турция, которая становится главным транзитным центром на Ближнем Востоке для транспортировки энергоресурсов на мировой рынок.
ИА REGNUM: А как бы вы оцениваете качество турецко-российского политического диалога?
Как я говорил, он также интенсивно развивается. Но я не хочу, чтобы вы воспринимали меня политическим романтиком. У нас есть проблемы и разный взгляд на оценку той или иной ситуации. Я имею в виду, прежде всего, проблемы кипрского урегулирования и некоторые другие проблемы. Не забывайте, что Турция - член
ИА REGNUM: Вы затронули проблему, которая вызывает сейчас наиболее повышенный интерес. Речь идет о перспективах развития турецко-армянских отношений, возможности ратификации турецким парламентом, где ваша партии имеет большинство., цюрихских протоколов Так будет ли ратификация этих протоколов или нет?
У меня ответ на такой вопрос, как турецкая халва, многослойный. Сразу заявлю, что Турция искренно желает нормализации отношений с соседней Арменией. Мы прошли на этом направлении часть своего пути, подписали цюрихские протоколы. Сейчас они находятся в парламенте. Но и армяне должны пройти часть своей дороги - начать освобождать оккупированные районы, которые они рассматривают в качестве "пояса безопасности". Ранее я уже не раз заявлял, что неверно строить соседские отношения на основе страха или его преодоления, тем более в современном мире, где ничего нельзя добиться военной силой. Поэтому Анкара считает, что наступила очередь сказать слово, прежде всего, России. На наш взгляд, Москва должна убедить Ереван в том, что выступает в роли гаранта его безопасности. Именно в этом главная суть нашей позиции, наше понимание того, как именно России может взять в свои руки инициативу по урегулированию Карабахского конфликта. Если Армения начнет освобождение азербайджанских территорий, то за нами - турецкими парламентариями - дело не станет. В то же время мы видим, что вместо этого Армения ищет обходные маневры. В итоге активизировавшийся процесс карабахского урегулирования зашел в тупик, из которого некоторые видят выход только на одном направлении - Турция-Армения.
Так что ситуация относительно возможности ратификации цюрихских протоколов сейчас остается неопределенной. Возможно, какой-то прорыв будет обозначен во время визита президента России Дмитрия Медведева в Турцию. Ждать осталось недолго.