Олег Чубаров: "Большая тройка" против русских
"Почему нашему бизнесу так "не везет" на западе в последние несколько месяцев? - задается вопросом эксперт Института прикладного права и законодательных экспертиз Олег Чубаров в своей статье "Большая тройка" против русских". - Почему крупнейшим российским компаниям запрещают покупать известные мировые автомобильные и другие технологичные бренды, а западные правительства, недавно всеми силами стремившиеся привлечь русские деньги, закрывают перед ними двери? "Перестройка" кончилась и они больше не любят русских? Вероятно - нет, к тому же, в условиях кризиса к национальности инвестора присматриваться не принято. Просто в игру против России вступил один из самых мощных экономических и политических механизмов мира - американская промышленность. И было бы недальновидно игнорировать эту угрозу в дальнейшем".
"Целая серия удивительных событий: находящиеся поистине в бедственном финансовом положении европейцы, жаждущие инвестиций, как воздуха, отказывают флагману российских финансов "
"Что заставляет их так поступать? Есть вполне обоснованное мнение: Европу заставляет так поступать мощнейший мировой механизм, против которого не устоит ни одна из локальных экономик
"Здесь принципиально важно понимать: ни запад, ни промышленность США не обеспокоены особенно утечкой технологий в Россию. Будем честными: еще долго "большую тройку" не будет пугать конкуренция со стороны, например, российского автопрома. Хорошие машины это в первую очередь не технологии, а культура производства, - поясняет эксперт. - А ее нельзя купить вместе с заводом и брендом, ее надо годами воспитывать и постригать, как английский газон, едва ли не столетиями. Тогда, может быть, из ворот наших автогигантов поедут "роллс-ройсы". Однако до тех пор лицензионные технологии - не панацея. Что действительно опасно для автомобильной промышленности США - так это конкуренты в лице европейских марок, как они есть: те самые "Опели" и "Саабы", которые производятся сегодня на европейских заводах. Они - настоящая жертва сложной комбинации, в которую вовлечен невольно и русский капитал. В качестве, правда, "козла отпущения". Ничего личного, просто большой бизнес, как привыкли его делать на "диком западе".
"Но как же американские владельцы планируют ликвидировать новых конкурентов? - интересуется вопросом эксперт Института прикладного права и законодательных экспертиз. - Ответ лежит на поверхности: надо продавать европейские марки так, чтобы их никто не смог купить. Надо обеспечить продаваемой марке солидный объем долга в рамках корпорации (и это тема для отдельного разговора), чтобы желающих купить было поменьше. Надо предложить потенциальным покупателям такие условия, чтобы те и думать не могли о сделке. Из тех, кто останется, большую часть необходимо отсеять по формальным признакам. Ну а оставшихся смельчаков придется просто топить всеми средствами. И очень хорошо и удобно, что среди них внезапно оказываются российские бизнесмены, с которыми можно связать отказ от сделки. Кстати, описана совсем не гипотетическая ситуация. Перед нами - едва ли не дословно, история сделки по продаже "Сааба". Несколько десятков претендентов на шведский бренд были отсеяны под самыми разными, подчас довольно странными предлогами. Владелец несколько раз менял финансовые условия продажи. И, наконец, когда "женихов" осталось совсем немного, настало время для самых решительных действий. Мишенью для них стал самый серьезный претендент: русско-голландский "Спайкер", владелец которого с "нашей" стороны - не нефтяной олигарх, не сын министра и не генерал ФСБ, а представитель серьезного международного банковского бизнеса -
"Рассмотрим реакцию вроде бы заинтересованных в сделке сторон - американского продавца и европейского правительства, на русское предложение. Начинается кампания давления на российского инвестора - настоящая истерика в европейских и американских СМИ, к которой подключаются самые разные фигуры: от представителей "большой тройки" и "неназванные источники" в ФБР до членов шведского правительства. Русским в шведских, например, СМИ, в материалах о сделке с "Саабом", припоминают все, что угодно, вплоть до "холодной войны". Более того: информационная кампания распространяется и на российские СМИ. К сожалению, наши журналисты и "пиарщики" подчас достаточно нещепетильны, чтобы в погоне за бюджетом забывать о национальных интересах, - считает Чубаров. - Наконец, выход Антонова из сделки ставится условием ее заключения, более того, выдвигается угроза начала процедуры банкротства концерна. Сделка останавливается, дисциплинированный Антонов, возможно, и ради спасения "Сааба" от банкротства, выходит из акционеров "Спайкера", однако... покупки все равно не происходит! Теперь у продавца появились какие-то новые причины не любить покупателя".
"Спрашивается: причем тут русские? Ровно ту же ситуацию мы наблюдаем как с "Опелем" (с той разницей, что "Сбербанк" в незаконных финансовых операциях обвинить сложно), так и с "Эрликоном" (здесь правда в качестве продавцов выступает другая промышленная отрасль). Непонятным в этой ситуации остается вопрос: почему европейские СМИ и правительства так легко подыгрывают американской промышленности? Неужели связи между долларовой- и еврозонами (злейшие финансовые конкуренты) настолько сильны, что заставляют чиновников забыть о прямых интересах своих налогоплательщиков? - пишет эксперт. - Не разумнее ли было бы европейским брендам выступить с российским капиталом заодно, спасая и традиционные бренды, и рабочие места, а также обеспечивая "русским" площадку для развития?".
"В сложившейся ситуации особенно удручает реакция на происходящее российских СМИ, - считает эксперт, специалиста Института социального анализа