С 1 января 2010 года в России стало действововать ограничение на минимальную розничную цену водки. Введение такого ограничения стало одной из важнейших инициатив созданного в 2009 году государственного регулятора алкогольного рынка - Росалкогольрегулирования. О перспективах отечественного рынка алкоголя в интервью ИА REGNUM Новости рассуждает член комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский.

С 1 января введена минимальная розничная цена водки. Есть ли у Росалкогольрегулирования, других служб реальные механизмы проверки соблюдения этого нового ограничения?

Проблема не в том, что нет реальных механизмов, они достаточно простые, то есть если на полке будет стоять цена меньше объявленной, то торгующее предприятие будет лишено лицензии в судебном порядке. Вопрос в том, что существует достаточно много механизмов, которые на сегодня позволяют этого избежать: подарки за покупку, различные бонусы, то есть может стоять цена 92 рубля, но при этом в подарок будет даваться маленькая бутылка. Таким образом может размываться цена. Все торговые сети оповещены об ответственности за любые меры, связанные с тем, что будет искусственно уменьшатся цена, на эти предприятия будет подаваться в суд. Охватить разом огромное количество розничных магазинов будет сложно. Но когда будут прецеденты - а они будут в ближайшее время связаны с приостановлением или лишением лицензий, это в первую очередь будет касаться крупных магазинов - то, я думаю, всем все будет достаточно ясно, и вряд ли в промышленном объеме будет продаваться водка ниже объявленной цены.

В этом году довольно существенно повышаются акцизы на слабоалкогольную и спиртосодержащую продукцию, однако резкого повышения акциза на крепкий алкоголь не состоялось. Изменится ли что-то от этого на рынке алкоголя? Является ли такое решение оптимальным для вывода алкогольного производства из "тени"?

Что касается спиртосодержащей продукции, то Минфин в прошлом году неожиданно установил льготный акциз на спиртосодержащую продукцию. 19 января я подал законопроект, в котором я пытаюсь перевести спиртосодержащие жидкости в лоно нормальной уплаты акцизов. Иначе мы получим ситуацию, которая была у нас пять лет назад, от которой мы, слава Богу, ушли. Мы получим возврат схем, по которым под видом спиртосодержащей жидкости будет выпускаться нормальный алкоголь. То есть будет огромное количество теневого алкоголя и самое главное - будет огромное снижение акцизных сборов. Естественно, это приведет к тому, что опять будет выпиваться огромное количество спиртосодержащей жидкости, которая станет дешевле. Это касается не только одеколонов, но и омывателей и всего прочего.

А что касается слабого алкоголя, увеличение его потребления за последние четыре года - 350%. Этот рост можно остановить путем влияния на ценовую политику через акцизы.

Правительство предполагает с июля изменить порядок уплаты акцизов, при котором производители алкогольных изделий будут уплачивать свою часть акциза уже при покупке спирта на спиртзаводе. Улучшит ли эта мера контроль над оборотом спирта, и способны ли будут федеральные ведомства реально осуществить такую реформу?

Ничего существенного не произойдет, идет разговор о том, что если часть акциза переместится от производителя алкоголя к производителю спирта, это даст возможность лучше контролировать и производство, и, самое главное, сбор налогов.

Надо понимать, что ликероводочных предприятий у нас более 700, а спиртовых реально работает чуть больше 55, и из них половина уже принадлежит государству - полностью или контрольным пакетом. Поэтому контролировать их будет гораздо проще. Уклонение от налогов для них будет гораздо более сложным механизмом. Из реально работающих производителей спирта неподконтрольны государству сейчас порядка 20-22 предприятий сейчас, государство это в состоянии контролировать.

Известны регионы, в которых производство нелегальной водки развито особо сильно. Могут ли меры, предпринимаемые сейчас регулятором, изменить ситуацию в этих регионах?

Регулятор уже предпринял достаточно серьезные меры. Порядка 80% предприятий на юге - в Кабардино-Балкарии и Осетии - уже закрыты. Еще один регион из этого ряда - Подмосковье. Во всех этих регионах будет полностью произведена очистка предприятий. И получение предприятием вторичной лицензии по тем же юридическим адресам будет затруднено. Пока закона, запрещающего это, нет. Но регулятор, создав окружные управления, работает, как я вижу, достаточно эффективно. Главное, что не видно коррупционной составляющей. А она очень видна тогда, когда предприятие закрывается, а потом получает лицензию через месяц. Сейчас те предприятия, которые были закрыты осенью, до сих пор не получили лицензий.

Ваша оценка эффективности системы ЕГАИС - оправдала ли она ожидания и в какой мере вообще оказалась работоспособной?

Система ЕГАИС изначально была сырая. Ее нельзя было вводить. Много лет назад я выступал против этого, но здравый смысл не возобладал. Сейчас она отработана. Важно, что за этим теперь будет следить регулятор, а не налоговая инспекция. Подан законопроект о существенном ужесточении наказания за работу "мимо" ЕГАИСа, это серьезно повлияет на ситуацию. Остается, правда, еще одна проблема - хакерство. Возможно, что некоторые компании, которые делают программное обеспечение для ЕГАИС, параллельно продают и хакерские программы. Пока система безопасности внутри ЕГАИСа оставляет желать лучшего, туда надо вкладывать деньги, чтобы взламывать ее было очень сложно. Если ЕГАИС будет защищен от взлома, он будет работать достаточно эффективно.