"Я категорически не согласен с точкой зрения о том, что договор по условиям поставок нефти между Россией и Белоруссией был подписан на российских условиях", - заявил 28 января корреспонденту ИА REGNUM Новости заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.

"Дело в том, что эти соглашения наиболее выгодны именно для белорусской стороны. Во-первых, речь идёт о колоссальном объёме, который Белоруссия получает беспошлинно. Во-вторых, был согласован баланс поставок сырой нефти на весь текущий год, и российская сторона гарантировала Белоруссии этот огромный объём. С другой стороны, Белоруссия в одностороннем порядке повысила тарифы на транзит, и Россия согласилась с их повышением на 11%. Это тоже дополнительный доход для белорусского бюджета", - отметил Фадеев.

"Кроме того, мне кажется, что белорусская сторона завысила свои внутренние объёмы потребления сырой нефти. Речь идёт о поставках более 6 млн тонн, Белоруссия столько нефти не потребляет. Эта уловка очень важна для Белоруссии, речь идёт фактически о скрытой субсидии. Исходя из завышенного объёма нефти для внутреннего потребления, Минск получает дополнительный доход. Поэтому первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко и заявил, что условия, о которых удалось договориться, достаточно близки к тем механизмам, которые действовали для Белоруссии в прошлом году, а бюджетные потери не так велики. Это официальная оценка, это позиция белорусской стороны. Поэтому Белоруссии, несомненно, выгодно это соглашение", - считает эксперт.

"Что касается российской стороны, то вице-премьер Игорь Сечин на докладе у президента Дмитрия Медведева чётко сказал о том, что договорённости соответствуют экономическим интересам Москвы и российских нефтяных компаний. Однако при этом надо иметь в виду, что за 2009 год доходы России в торговле сырой нефтью с Белоруссией уменьшились в два раза. И это притом, что экспорт российской нефти в Белоруссию для внутреннего потребления и для переработки на НПЗ с целью дальнейшей перепродажи был сохранён в прежних объёмах, на уровне 2008 года. Такое положение не могло устраивать Россию, этим и объясняется её последовательность и твёрдость на данных переговорах. Правительство РФ не могло мириться с такими бюджетными брешами и убытками нефтяных компаний, и оно последовательно проводило свою линию, которая привела к нынешним компромиссным договорённостям. Они вполне отвечают интересам и Минска, и Москвы", - полагает политолог.

Комментируя заявление первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко о том, что нынешние российско-белорусские договорённости "проживут недолго", и что Минск будет настаивать на отмене всех пошлин внутри Таможенного союза, Фадеев заявил: "Был подписан пакет документов. Вырывать из контекста какие-то отдельные договорённости невозможно. Это заявление Семашко, естественно, настораживает. Но мне кажется, что в реальной практике Белоруссии было бы выгодно придерживаться принятого документа в течение нынешнего года".

"По оценке первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, нефть - это отдельный вопрос, увязывать его с Таможенным союзом нельзя. Такая линия России наиболее соответствует текущим реалиям. Будет сформирована таможенная "территория тройки", или нет, сказать сложно. Уже сейчас возникает спор по вопросу о расщеплении доходов от Единого таможенного тарифа и их зачёта на национальные счета. Это очень острая проблема, и неизвестно, будет ли она разрешена, и будет ли летом действовать единое таможенное пространство. А баланс поставок нефти для Белоруссии уже согласован. Есть гарантии, есть определённая стоимостное выражение тарифа. Это очень важно, и, мне кажется, Минску негоже придерживаться такой позиции", - подвёл итог Александр Фадеев.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 27 января Россия и Белоруссия заключили соглашение об условиях поставок нефти на 2010 год. Был оговорен объём беспошлинных поставок нефти для внутрибелорусского потребления (около 6,5 млн тонн), Белоруссия также получила право позднее увеличить данный объём пропорционально темпам роста своей экономики. Не будет облагаться пошлиной и нефть, предназначенная для изготовления нефтепродуктов, которые позднее будут экспортированы в Россию. Ставка транзитного тарифа также была увеличена на 11%.

Напомним также, что 27 января в Москве прошло заседание Комиссии Таможенного союза, основной темой которого стало распределение доходов от действия Единого таможенного тарифа по национальным счетам. Договорённости по данному вопросу достичь не удалось.