Мубариз Ахмедоглу: Москва преследует в решении карабахского конфликта три цели
Интервью ИА REGNUM Новости с главой Центра политических инноваций и технологий Азербайджана Мубаризом Ахмедоглу
ИА REGNUM: Является ли, по-вашему, согласование в Сочи президентами Азербайджана и Армении при активном участии главы России преамбулы базовых принципов по урегулированию азербайджано-армянского конфликта прорывом? Каких следующих шагов в этом направлении можно ожидать?
На самих переговорах трех президентов прорыва не было. Но, тем не менее, мне кажется, что серьезные позитивные сдвиги произошли, только не на встрече в Сочи, а до нее. Изменилась позиция России, но об этом попозже. Сначала нужно отметить, что на самом деле армяне имитируют добрую волю в переговорах. Они, дескать, согласны и на поэтапное возвращение Азербайджану семи оккупированных ими районов вокруг Нагорного Карабаха, и возврат беженцев в места постоянного проживания. Армения при этом "всего лишь" выдвигает условие о том, что окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен путем референдума, причем "милостиво разрешает" азербайджанским беженцам из этого края голосовать в Баку и других местах временного проживания.
ИА REGNUM: Простите, а кем из официальных лиц Армении и когда озвучено это условие?
Во-первых, несколько дней назад об этих словах, сказанных президентом Армении
ИА REGNUM: А кому все-таки Саргсян давал такое интервью?
Сейчас без подготовки могу только вспомнить, что это был субботний день сентября, а текст был, кажется, в "Независимой газете". (Как удалось выяснить, речь идет о широко растиражированном СМИ интервью Сержа Саргсяна, которое он, по утверждению журналистки газеты "Московский комсомолец" давал ей в рамках "Дней русского слова", что, однако потом было опровергнуто как пресс-секретарем президента Армении, так и самой газетой - ИА REGNUM Новости). Понимаете, Ереван создает у всех в мире, кто не посвящен в тонкости конфликта иллюзию, что он настроен конструктивно, готов сделать едва ли не все для установления мира, и, мол, если этого до сих не произошло, то исключительно по вине "упрямого" Азербайджана. На самом деле Армения попросту тянет время.
ИА REGNUM: Вы сказали, что еще до встречи трех президентов в Сочи позиция России по урегулированию карабахского конфликта серьезно изменилась. В чём это выражается?
Заметьте - ни один конфликт в мире, кроме вышеназванного, не пытались урегулировать в формате трехсторонней встречи президентов. Напомню, что кроме официальной встречи, была еще и культурная программа. Кроме того, Медведев, зная, какие, по кавказским традициям, обязательства накладывает разделенный ломоть хлеба, как это облегчает взаимопонимание и укрепляет доверие, организовал совместный обед с Алиевым и Саргсяном.
По большому счету стоит обратить внимание на три очень важных момента.
Первый. Главы Азербайджана и Армении встретились с сопредседателями Минской Группы
Второй момент. Сразу после сочинской встречи ведущие российские СМИ распространили информацию о том, что Россия за мир, который устраивает обе стороны конфликта, но она за сохранение в постконфликтный период в регионе исторически сложившегося баланса сил. Это означает, что Кремль прямо заинтересован в неизменности расклада, существовавшего в советское время. Другими словами, Москва за то, чтобы Нагорный Карабах по-прежнему оставался в составе Азербайджана.
Третий момент косвенный, но, тем не менее, также важный. Это присутствие "турецкой ауры", если хотите. Напомню, что Анкара еще после событий в Грузии в августе 2008 года заявила о своем намерении урегулировать конфликты, принести в регион мир. Затем начались турецко-армянские переговоры, которые привели к появлению двух протоколов о нормализации отношений между двумя странами, подписанных в прошлом году в Цюрихе министрами иностранных дел Турции и Армении. Но две недели назад
России нужно было внешне максимально дистанцироваться в урегулировании карабахского конфликта от Турции, чтобы завтра хоть и историческая, но явно не самая надежная союзница и форпост Армения не упрекнула ее в предательстве интересов Еревана. Итак, в Сочи не могло быть существенного прорыва, поскольку его могли бы связать с "турецкой аурой". Но это не означает, что в ближайшие месяцы не произойдут существенные подвижки в процессе урегулирования. Они, скорее всего, будут, причем первую скрипку сыграет сама Москва. Словом, урегулировав карабахский конфликт Россия одновременно решает три задачи: дистанцироваться от МГ ОБСЕ и турецкого фактора и сохранить в постконфликтный период исторически сложившийся в регионе баланс сил.
ИА REGNUM: На этих или каких-то иных соображениях, по-вашему, базируется оптимизм спецпредставителя ПА ОБСЕ по конфликтам в Грузии и Нагорному Карабаху
Думаю, что спецпредставитель ПА ОБСЕ знает, о чем говорит. Согласование в Сочи преамбулы базовых принципов по урегулированию карабахского конфликта -, это факт, который лежит на поверхности. Оптимизм Ленмаркера основан на его знаниях о нюансах процесса переговоров, определенных устных договоренностях, действительных намерениях России и других международных посредников. Он прекрасно знает, как протекают региональные и внерегиональные процессы и их взаимовлияние. Не зря ранее Ленмаркер сразу приветствовал намерение Турции помочь Азербайджану и Армении в урегулировании карабахского конфликта. Весной прошлого года он же заявил, что процесс нормализации турецко-армянских отношений и переговоры по решению азербайджано-армянского конфликта оказывают друг другу содействие. Я понимаю, что Вы можете мне возразить, что спецпредставитель ПА ОБСЕ ранее уже делал оптимистические заявления по срокам урегулирования карабахской проблемы, которые не оправдывались. Да, это действительно имело место, но давайте будем надеяться на лучшее.