Как сегодня выстраиваются отношения у города с крупными налогоплательщиками АГК, НПЗ, железная дорога?

- Отношения строятся очень сложно. Компании меняются. Когда я избирался в 1999 году, хозяин на АГК был один, руководитель был Наиль Насыров. Разумный руководитель с опытом. Отношения были ровные деловые. Комбинат постоянно помогал городу в проблемах. После вхождения "Русского алюминия" отношения кардинально изменились - компания эта агрессивная и нахальная. Она не желает участвовать в решении проблемных вопросов города на той территории, на которой они существуют и получают прибыль. Пытаемся выстраивать отношения, пытаемся убедить их, где-то получается, где-то нет. Пока на сегодня отношения по нулям. Пытаемся соблюсти нейтралитет. Что касается налоговых поступлений, если в 1999 году доля налогов комбината в целом по городу составляла 60-63%, то сегодня она составляет 39%. Когда был арбитражный управляющий Наиль Насыров, в принципе АГК уже получал прибыль. Нам в 1999 году заплатили 84 млн. только налог с прибыли. Чего не скажешь про "Русский алюминий". Первое, что они сделали в 2000 году - начали возвращать эти налоги, как бы не правильно оплаченные. Сегодня прибыль показывается очень маленькая. Обороты все выведены за пределы территории края. Все в оффшорных зонах.

Насколько соответствует действительности информация о перерегистрации КрАЗа и АГК в Чукотке?

- Акционеры и КрАЗа, и АГК на сегодня приняли решение зарегистрировать на Чукотке управляющую компанию. Есть решение, его копия есть у меня. Это произошло либо в начале этого года, либо в конце прошлого года. В принципе на местных налогах это не отразится. На Чукотке ли они будут зарегистрированы, для края уже разницы нет.

Какие есть еще крупные налогоплательщики, и какие с ними отношения?

- У нас был крупный налогоплательщик нефтеперерабатывающий завод. Он еще не ушел, но и не может уйти по логике вещей. Он по закону шесть лет назад встал на налоговый учет в городе Ачинске. Он при советской власти строился именно как ачинский нефтеперерабатывающий завод. Налоги шли к нам, все люди живут в Ачинске. Есть проблема с Большеулуйским районом, туда просто попала часть территории. Было решение Совета депутатов Большеулуйского района - заставить завод зарегистрироваться в Большеулуйском районе. Однако, фактически сегодня компания НК "Юкос", как крупнейший налогоплательшик, вправе встать на учет в Министерстве налоговой службы в Москве, что сегодня и совершено. Но сегодня краевое управление налоговой службы своим волевым порядком переписало код ОКАТО НПЗ на Большеулуй. И деньги казначейство пропускает через Большеулуй, и в Ачинск они не поступают. Край говорит, если денег не будет хватать, то мы будем компенсировать из фонда финансовой поддержки. Компенсироваться они должны любым видом - потому что все население завода живет в Ачинске. Мы их учим, мы их лечим, мы их дороги ремонтируем, мы отапливаем и кормим. Поэтому компенсация должна быть в любом случае. Третий крупный налогоплательщик - это Железная дорога. Она на сегодня вышла на второе место в связи с тем, что НПЗ опустился на третье место. ЖД - 15%, НПЗ в прошлом году - 20-22 %, АГК - 31%.

Есть ли проблемы с принятием на баланс социальных объектов ЖД?

- Мы принимаем жилые дома от местной железной дороги. Однако есть проблема. Они не хотят нам отдавать котельную. Мы выносили этот вопрос на день территорий, который проходит в администрации края под председательством заместителя губернатора края Василия Кузубова. Пока документы не подписаны. Мы вынесли на городской Совет вопрос об утверждении перечня объектов, которые будем принимать в этом году - в том числе там стоит и котельная. Городской Совет утвердит, потом ЖД направит в свое министерство, там примут решение. Месяца два не больше это продлится.

Как вы оцениваете перспективу решения проблемы с экологическими платежами в пользу местных администраций?

- Перспектива решения этого вопроса за Госдумой РФ. Краевой уровень уже ничего не решает. По ситуации прошлого года федеральный арбитражный суд признал эти платежи незаконными. И направил в Правительство для, скажем так, переименования этих платежей - в налог, а налог пустить отдельной строчкой. Это бодание было 8 месяцев. В итоге Конституционный суд РФ признал неправомочность арбитражного суда и заявил, что этот платеж нормальный и его надо платить, что и начали делать предприятия. В начале этого года - февраль, март. Кроме того, начали оплачивать прошлые долги. Крупные предприятия начали обращаться опять в суд с другой мотивировкой. И опять их признают неправомочными. Сейчас этот вопрос стоит на мертвой точке. То есть нужно здесь решение Президента РФ Владимира Путина. Если мы только по городу Ачинску свою долю не получим в пределах 48-58 млн., то все оздоровительные программы - и по медицине и по канализации, по очистке воды и среды можно вообще похоронить. В городской бюджет включили одну программу, надо проложить коллектор по одной улице. Часть города канализуется в септике, а потом вывозится машинами. Сегодня денег этих нет. Даже эту программу доделать не можем. Приходится изыскивать деньги из других статей.

Как проходит реформа ЖКХ у вас в городе?

- Соотношение 10 на 90 в городе не принято еще. Принято с 1 апреля соотношение 30 на 70. Относительно 90%, мы вышли в городской Совет к депутатам с просьбой пересмотреть решение, и с 1 июля перейти на 90%. Потому что доходная часть бюджета сформирована на этот год из расчета сбора с населения 90% услуг ЖКХ. Мы сегодня уже по полугодию будем иметь дефицит где-то 30 с лишним миллионов. Если мы с 1 июля не перейдем на 90%, то у нас недостаток средств по коммуналке будет 70 миллионов. На эту сумму не будет выполнен ремонт сетей, жилого фонда и так далее. Если перейдем, то у нас дефицит будет только 32 миллиона. Это еще можно будет пытаться компенсировать. А в целом, то, во-первых, еще государство не знает, как ее проводить. Реформа это громко сказано. Просто надо приводить в соответствие услуги коммунального хозяйства к тем деньгам, которые мы собираем с населения, а также которые дотирует государство и местные администрации. Заставить жилищные конторы, если записано два раза в неделю убирать около дома, значит должны два раза убирать, а никак не один раз в месяц. Улучшать качество, количество услуг. Сегодня многие услуги, которые записаны, просто не выполняются. Для этого нужно заинтересовать коммунальщиков. До этого на протяжении десятков лет коммунальщиков держали "в черном теле". Население худо-бедно платило за услуги, а доля, которая шла с государства не выплачивалась. Поэтому довели всех коммунальщиков до банкротства. И по три месяца зарплату не выплачивали. У нас коммунальщики получают зарплату вовремя. Считаю, что у них зарплата должна быть как у крупных предприятий - ну порядка 10 тыс. рублей, а они получают 2-4 тыс. рублей.

Как складывается ситуация с субсидированием населения в условиях реформы ЖКХ?

- В бюджете заложены субсидии. Объем, который заложен по году, пока не осваиваем. Я думаю, что мы только во второй половине года начнем их более или менее использовать. На сегодня пока отлаживается схема назначения субсидий. И не все еще жители идут. Многие не верят в это дело. Некоторые не хотят чисто принципиально - зачем мне идти справки собирать, хотя тут же говорит - и платить не буду. И такие есть. Обратилось порядка 9 тыс. человек. Рассмотрено и назначено к выплате 6,9 млн. рублей. Насчитано порядка 5 млн. к выплате. Выплачено порядка 3,5 млн. рублей. Отмечу, что объемы выплат растут. Чем ближе к началу полугодия, тем выплаты будут расти в объеме. Потому что и повысили со второго квартала прожиточный минимум и тем более, если перейдем на 90%, то сразу же объем субсидий увеличится в несколько раз.

Считаете ли вы, что тарифы в крае занижены? Как с тарифами у вас в городе?

- В целом по краю может и занижены тарифы. Но я не сказал бы, что у нас занижены тарифы по теплу. Тем не менее, считаю, что есть резерв и понизить. Но это надо вместе с РЭКом проверять поставщика тепла. У нас основной поставщик это АГК. На сами жилищные услуги - я не думаю, что они завышены, но и не думаю, что они занижены. Потому что тарифы проходят тройную проверку.

Планируется ли вами повышение тарифов в этом году?

- Тарифы у нас пока не пересматривались. Но в этом году тарифы будут нами повышаться по теплу на 7%. Это повышение уже запланировали в бюджете. Поэтому выше семи не будет.

Как складываются у вас отношения с энергетиками?

- Есть определенное напряжение. Есть поползновения или, я бы сказал, желания "Красэнерго" бесплатно забрать наши электрические сети. Наше имущество энергетическое, которым сейчас управляет МУП "Ачинские электрические сети". Ситуация такая. Сегодня мы платим "Красэнерго" 32 копейки за киловатт-час. А неофициальная себестоимость, нами разведанная - 20 копеек, т.е. по такой цене она доходит до "Красэнерго" в Ачинске. Наш перепродавец-МУП несет убытки. Чтобы реально существовали "Электрические сети" и работали не в убыток себе, нужно, чтобы они покупали у энергетиков киловатт-час по 26-28 копеек. Энергетики три года пытались забрать или купить МУП. Говорили, давайте за долги заберем. Сегодня долг наших электрических сетей перед "Красэнерго" 13 млн. рублей. Муниципальные учреждения и предприятия перед энергетиками долгов не имеют. Старые - 670 тыс. рублей. Но на подписание реструктуризации долга в 13 млн. с МУП "Красэнерго" не идет. Постоянно мы в судебных тяжбах, постоянно у нас отключения. Создается аварийная напряженная ситуация. Но мы пытаемся разрулить, посмотрим, как получится.

Как идет развитие малого бизнеса?

- Развитие малого бизнеса без инвестиций невозможно. В малом бизнесе нет средств, чтобы развиваться. Привлечь олигархов или наших крупных производителей мы пока не в состоянии. У них нет желания вкладывать деньги. НК "Юкос" сдвинулась с мертвой точки. Они уже второй год проводят конкурсы на получение грантов. По выигранному в прошлом году гранту технический университет проводил и уже закончил обучение предпринимателей. Обучаются предприниматели, как правильно разработать проект своей программы, как правильно разработать бизнес-план, куда дальше обратиться. Последнее совещание проходило с участием "Юкоса" и фонда "Евразии" - организации, с которой "Юкос" заключил договор, они исполняют поручения "Юкоса" по развитию малого бизнеса на территориях где присутствует компания. Мы пригласили на это совещание "Юкос" и компанию "Русский алюминий". Но пока все ведут себя осторожно. Если будут нормальные проекты от предпринимателей, то "Юкос" говорит, что "мы у себя рассмотрим и выделим кредит". Они готовы пойти дальше, чем просто обучение. Чего не скажешь о "Русском алюминии". Эти говорят, что "это прерогатива власти, пусть она и занимается этим". Хотя, развивая малый бизнес, снижается нагрузка на их предприятия. Тут можно снижать и местные налоги, налоги на землю, те же выбросы по экологии можно пересматривать. Пока этого нет. В нашем бюджете предусматриваем уже третий год небольшие суммы. В 2002 году заложили в бюджет 760 тыс. рублей. Одну программу сумели внедрить. В 2002 году предприниматели подали три заявки. Одна предпринимательница довела дело до конца, получила кредит, порядка 350 тыс., приобрела оборудование, запустила производство соевого молока. Нормально работает, рентабельно, сейчас возвращает кредит. Так что из 760 тыс. рублей вошло в оборот 350 тыс. Остальные были не использованы. В этом году мы заложили 1,080 млн. рублей. Думаю, в этом году используем все средства.

Какова доля доходов в бюджете от деятельности субъектов среднего малого бизнеса?

- Порядка 33%. Растет. АГК снижает, часть берут на себя средние предприятия - это "Ачинскхлебопродукт", "Гормолзавод", молочная компания "Арта".

Как обстоят дела с жилищным строительством?

- Разработали свою местную ипотечную схему. Кстати, сразу же скажу, сравнивали ее с и ипотекой в других городах - наша лучше получается. Распространяется пока только на работников бюджетной сферы. Если дом строим на бюджетные средства, то 50% жилья направляем на обеспечение этих людей, остальное на рынок жилья. До заселения они обязаны внести 40% стоимости квартиры, остальные 60% с рассрочкой на 10 лет. В принципе действует. Сейчас мы рассматриваем возможность снизить требования к молодежи до 30 лет. Там первоначальный взнос 10%. И рассрочка до 15 лет. Если взять ту половину жилья, которую мы отдаем бюджетникам, то 40% на молодежь, 40% на взрослое население и 20% резерв главы города, который предназначен для приезжающих в город специалистов всех уровней. В этом году 27 квартир планируем построить для бюджетников.

Ваше отношение к новой администрации края?

- Ожидания всегда должны быть хорошими. Поэтому думаю, что налогооблагаемая база в целом по Красноярскому краю будет увеличиваться. В администрацию края пришла команда профессионалов, специалистов, у них в глазах чувствуется мысль. Чего не скажешь о той администрации, которая была до них. В любом случае, как главе города, мне работать с ними лучше. Они не вмешиваются в наши внутренние дела, не пытаются диктовать свои условия. Просто обозначают правила поведения, если утвержден бюджет, то его строго исполняют. Что опять же не скажешь про прежнюю администрацию. Если был, допустим, Фонд финансовой поддержки, допустим, он у нас 80 млн., то нам отдавали 40-35 млн., половину как обычно не отдавали. Сегодня они записали цифру и четко ее исполняют. Даже в этом отношении они выигрывают во многом.

Бюджет Ачинска в этом году?

- Бюджет 852 млн. рублей, если брать расходную часть, то реально нам нужно было - 1, 450 млрд. То, что записал край в плане субсидий - он отдает. Субвенции по всем федеральным законам нам нужно было 500 млн. рублей, нам включили 67 млн., но они идут по графику. Я думаю, в следующем году, если федерация даст 150 млн. рублей - это будет очень хорошо.

Биографическая справка: Ачкасов Михаил Васильевич.

Родился в 1947 г. в Северо-Казахстанской области. В 1963 году поступил в Петропавловский механический техникум на факультет промышленно-гражданского строительства. В 1971 году приехал в Ачинск. Начал работать в строительной организации "ТрестАчинскалюминийстрой" мастером, к 1979 году стал начальником управления. В 1995 году избран генеральным директором АО "Ачинскстрой". С 1999 года - глава Ачинска. Женат. Трое детей и трое внуков.