Ситуация вокруг условий поставок российской нефти в Белоруссию достаточно сложная и неоднозначная. Об этом заявил 25 января корреспонденту ИА REGNUM Новости старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Николай Работяжев, комментируя заявление главы Государственного таможенного комитета Белоруссии Александра Шпилевского о том, что, по действующему между Россией и Белоруссией соглашению об условиях поставок нефти, Россия с начала текущего года не должна взимать за них пошлины.

"Действующего соглашения о поставках нефти между нашими странами нет. За последнее время было предпринято несколько попыток его заключить, однако переговоры были безрезультатными", - отметил эксперт.

"С другой стороны, если Россия, Белоруссия и Казахстан образовали Таможенный союз, то предполагается, что все экспортные пошлины, в том числе, и на нефть, должны постепенно исчезнуть. Именно на это постоянно обращает внимание белорусская сторона. С другой стороны, Россия как поставщик нефти имеет право выставлять свои условия и торговаться", - полагает Работяжев.

"К тому же, льготы были чрезмерными. По некоторым оценкам, за счёт того, что Белоруссия последние годы получала нефть по льготной пошлине, она заработала порядка $10 млрд. Неудивительно, что в условиях глобального экономического кризиса Россия стремится несколько ограничить помощь Белоруссии. При этом надо учитывать, что даже тот режим поставок нефти, который Россия предлагает белорусской стороне, и при котором Минск беспошлинно приобретает 6,3 млн тонн, а остальные 15 млн поставляются по стандартной пошлине $267 за тонну, всё равно остаётся льготным. Минск выиграет от него порядка $2 млрд", - утверждает эксперт.

"Белоруссия продолжит беспошлинно получать нефть для внутреннего потребления. И здесь присутствует ещё один момент - 15 млн тонн, за которые Россия хочет получать стандартную пошлину, Минск реэкспортирует в Европу. Если бы они были необходимы для потребления белорусской экономикой, претензии Минска ещё можно было бы как-то объяснить. Однако в данном случае, чем должна быть обусловлена подобная щедрость Москвы, не ясно", - считает Работяжев.

Комментируя заявление вице-премьера РФ Игоря Шувалова о том, что вопрос условий поставок нефти не имеет никакого отношения к нормам Таможенного союза, эксперт заявил: "Строго говоря, проблема существовала с самого начала выработки документов о Таможенном союзе. Было трудно представить, что Россия отменит пошлины на энергоносители. Представляется, что их не предполагалось пускать в свободное плавание. Но здесь встаёт проблема уже с самим Таможенным союзом и тем, что он будет из себя представлять", - полагает аналитик.

"С 1 июля планируется ввести Таможенный кодекс и ликвидировать таможенный контроль на российско-белорусской границе. Насколько я понимаю, с 1 июля Белоруссия предполагала, что пошлины на нефть исчезнут в принципе. Но, по всей видимости, Москва думала иначе. Сам по себе Таможенный союз - пока лишь декларация. Возможно, его будет ждать судьба других интеграционных проектов, которые возникали на постсоветском пространстве в девяностые и "нулевые" годы. Кроме того, что Таможенный союз в достаточной степени декларативен, огромное количество позиций по таможенным пошлинам просто не согласовано. Кроме того, что касается сырья, конфликтными могут быть вопросы экспорта белорусской сельскохозяйственной продукции в Россию. Будет ли РФ продолжать защищать свой внутренний рынок? Скорее всего, да. В условиях мирового кризиса трудно представить, чтобы Россия полностью открыла свой внутренний рынок. Точно также и Белоруссия может не открыть свой рынок для российской продукции", - считает эксперт.

"Белорусы подходят к этим вопросам таким образом, будто у нас действительно есть реально работающий Таможенный союз, но это далеко не так. Что из него получится, до сих пор непонятно, возможно, это будет очередное мертворожденное образование, существующее только на бумаге", - заявил Работяжев.

"В моём понимании это, скорее, геополитический проект. Он призван показать, что у нас, мол, идут "интеграционные процессы". Абсолютно непонятно, будет ли Таможенный союз реально работать. Очень возможно, что нет", - подвёл итог Николай Работяжев.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, российско-белорусские переговоры о поставках нефти, начавшиеся в конце декабря 2009 года, не принесли результата. Белоруссию не устраивает российское предложение, по которому Минск в 2010 году может беспошлинно получить около 6,5 млн тонн нефти для внутреннего потребления, в то время, как остальные объёмы (около 15 млн тонн) будут обкладываться стопроцентной пошлиной. На данный момент Россия поставляет в Белоруссию нефть с учётом стандартной экспортной пошлины. Это привело к увеличению стоимость поставок на 50%.