Чингиз Велиев: Южнокавказский трубопровод не будет реализован без Средней Азии
Интервью ИА REGNUM Новости c независимым азербайджанским экспертом по топливно-экономическому комплексу, кандидатом технических наук Чингизом Велиевым.
ИА REGNUM: Господин Велиев, почему, по-вашему, Батумский энергетический саммит был отложен до лучших времен, а вместо него в том же городе и в те же сроки прошла тихая, мало кем замеченная конференция?
Как я ранее предсказывал в интервью вашему агентству, саммит изначально был обречен на провал. Одной из главных причин его фиаско стала излишняя политизированность, связанная с предстоявшими тогда президентскими выборами в Украине, что в конце концов привело к понижению статуса представительства стран-участниц и соответственно, трансформации мероприятия в конференцию. Фактический срыв громко анонсированного грузинским премьером
ИА REGNUM: Смогли ли, по-вашему, участники конференции достичь главной цели, декларированной МИДом Грузии - развития инициативы "Южного коридора" как гарантии обеспечения благосостояния, стабильности и безопасности региона?
Очевидно, что тот уровень представительства стран-участниц Батумской конференции, не обладал полномочиями преследовать столь амбициозные политические цели. Собравшиеся, исходя из своего не самого высокого статуса, могли лишь ограничиться малозначительными дежурными фразами и избитыми клише. Кроме того, вряд ли осторожные представители Казахстана и Туркмении поставили бы свои подписи под серьезными, наполненными реальным содержанием, обязывающими их страны документами. Другое дело, что такой состав участников мог обсудить технические детали функционирования Южнокавказского транспортного коридора. Тем более, что изношенность железнодорожной инфраструктуры и тарифы на перевозку нефтеналивных грузов, создает определенные трудности для его конкуренции с другими маршрутами. Так что проблем с повышением привлекательности этого коридора для грузоотправителей вполне достаточно. И если у Азербайджана деньги на модернизацию инфраструктуры есть, то Грузия, у которых их как всегда нет, находится в привычном режиме поиска.
Как показало время, увеличение числа маршрутов (Баку - Супса,
ИА REGNUM: Согласно сообщению грузинского МИДа, в Батуми также прошли двусторонние встречи Гилаури с главами делегаций Азербайджана, Болгарии и Румынии, в ходе которых обсуждались вопросы поставок сжиженного газа через территорию Грузии. Насколько такие поставки реальны в ближайшем будущем?
Отсутствие собственных денег для необходимых инвестиций заставляет руководство Грузии заниматься прожектерством за чужие средства. Считаю, что это не больше, чем пиар-ход с целью в очередной раз обратить на себя внимание Запада и повысить собственную привлекательность в его глазах. Напомню, что недавно глава азербайджанской госнефтекомпании
Кроме того, следует учесть, что Южнокавказский трубопровод заполнен лишь на половину своей мощности и, хотя эта проблема постоянно замалчивается в СМИ, она не может вызывать беспокойства как у руководства консорциума азербайджанского морского месторождения "Шахдениз", так и у официального Баку. Остается добавить, что по большому счету я не вижу перспективы реализации указанного в вашем вопросе проекта без подключения к нему центральноазиатских республик.
ИА REGNUM: До конференции анонсировалось, что ее участники примут итоговую декларацию, в которой выразят свое отношение к международному проекту Nabucco и российскому - "Южный поток". Почему, по-вашему, этого не произошло?
На мой взгляд, объяснением может служить несколько причин. Во-первых, в свете договоренностей, достигнутых в Москве турецким премьер-министром
А что касается NABUCCO, то с одной стороны, по нему до сих пор не выполнены все договоренности, принятые на июльском саммите в Стамбуле. С другой, в Батуми присутствовали не все делегации стран-участниц этого проекта. В частности в Грузию не прибыли представители Австрии, Германии и Венгрии.
ИА REGNUM: Как вы считаете, будет ли более весомым, чем Батумская конференция, другое схожее по направленности мероприятие - "круглый стол" по энергетической безопасности Европы, который должен пройти 27 января в Лондоне?
Ограниченный круг участников "круглого стола" - министр промышленности и энергетики Азербайджана