Интервью ИА REGNUM Новости c независимым азербайджанским экспертом по топливно-экономическому комплексу, кандидатом технических наук Чингизом Велиевым.

ИА REGNUM: Господин Велиев, почему, по-вашему, Батумский энергетический саммит был отложен до лучших времен, а вместо него в том же городе и в те же сроки прошла тихая, мало кем замеченная конференция?

Как я ранее предсказывал в интервью вашему агентству, саммит изначально был обречен на провал. Одной из главных причин его фиаско стала излишняя политизированность, связанная с предстоявшими тогда президентскими выборами в Украине, что в конце концов привело к понижению статуса представительства стран-участниц и соответственно, трансформации мероприятия в конференцию. Фактический срыв громко анонсированного грузинским премьером Никой Гилаури саммита стал еще следствием, как экономической несостоятельности проекта Одесса - Броды, так и его чрезмерной зависимости от конкретных лоббистов. Не мешает вспомнить, что, к примеру, один из лидеров президентской гонки в Украине Виктор Янукович не раз заявлял о том, что в случае его прихода к власти, этот проект реализован не будет. Усердие отдельных глав государств тем более странно, поскольку легко предсказать, что не только Виктор Ющенко, но и его старший товарищ по инициированию продолжения строительства нефтепровода Одесса -Броды до польского города Плоцк Лех Качински, не останутся на своих постах его реализации. Впрочем, и здесь нет худа без "добра". Я имею в виду сумму в 1 млн. евро, выделенную Евросоюзом на разработку ТЭО проекта, которая была успешно переварена группой спецов, причем без предъявления общественности каких-либо результатов исследований.

ИА REGNUM: Смогли ли, по-вашему, участники конференции достичь главной цели, декларированной МИДом Грузии - развития инициативы "Южного коридора" как гарантии обеспечения благосостояния, стабильности и безопасности региона?

Очевидно, что тот уровень представительства стран-участниц Батумской конференции, не обладал полномочиями преследовать столь амбициозные политические цели. Собравшиеся, исходя из своего не самого высокого статуса, могли лишь ограничиться малозначительными дежурными фразами и избитыми клише. Кроме того, вряд ли осторожные представители Казахстана и Туркмении поставили бы свои подписи под серьезными, наполненными реальным содержанием, обязывающими их страны документами. Другое дело, что такой состав участников мог обсудить технические детали функционирования Южнокавказского транспортного коридора. Тем более, что изношенность железнодорожной инфраструктуры и тарифы на перевозку нефтеналивных грузов, создает определенные трудности для его конкуренции с другими маршрутами. Так что проблем с повышением привлекательности этого коридора для грузоотправителей вполне достаточно. И если у Азербайджана деньги на модернизацию инфраструктуры есть, то Грузия, у которых их как всегда нет, находится в привычном режиме поиска.

Как показало время, увеличение числа маршрутов (Баку - Супса, Баку - Тбилиси - Джейхан, Южнокавказский трубопровод, Баку - Кулеви) не способствовало повышению региональной стабильности и безопасности, а Грузия к тому же успела потерять реальный суверенитет над Абхазией и Южной Осетией. Не произошло существенных подвижек и в урегулировании нагорно-карабахской проблемы, а рост благосостояния основной части населения региона скорее заметен в номинальном, чем в реальном выражении и связан с экспортом азербайджанских углеводородов и иностранной помощью.

ИА REGNUM: Согласно сообщению грузинского МИДа, в Батуми также прошли двусторонние встречи Гилаури с главами делегаций Азербайджана, Болгарии и Румынии, в ходе которых обсуждались вопросы поставок сжиженного газа через территорию Грузии. Насколько такие поставки реальны в ближайшем будущем?

Отсутствие собственных денег для необходимых инвестиций заставляет руководство Грузии заниматься прожектерством за чужие средства. Считаю, что это не больше, чем пиар-ход с целью в очередной раз обратить на себя внимание Запада и повысить собственную привлекательность в его глазах. Напомню, что недавно глава азербайджанской госнефтекомпании Ровнаг Абдуллаев выражая свое отношение к такому варианту транспортировки, оценил его возможную стоимость в диапазоне 7,5 - 15 миллиардов долларов. С учетом подтвержденных запасов газа в Азербайджане кажется весьма сомнительным, что затраты такого порядка смогут себя окупить. Ведь новых крупных газовых месторождений газа на территории Азербайджана пока не открыто и идет просто интерпретация величины объемов уже существующих запасов.

Кроме того, следует учесть, что Южнокавказский трубопровод заполнен лишь на половину своей мощности и, хотя эта проблема постоянно замалчивается в СМИ, она не может вызывать беспокойства как у руководства консорциума азербайджанского морского месторождения "Шахдениз", так и у официального Баку. Остается добавить, что по большому счету я не вижу перспективы реализации указанного в вашем вопросе проекта без подключения к нему центральноазиатских республик.

ИА REGNUM: До конференции анонсировалось, что ее участники примут итоговую декларацию, в которой выразят свое отношение к международному проекту Nabucco и российскому - "Южный поток". Почему, по-вашему, этого не произошло?

На мой взгляд, объяснением может служить несколько причин. Во-первых, в свете договоренностей, достигнутых в Москве турецким премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом и его российским коллегой Владимиром Путиным, вряд ли делегации Турции не отреагировала бы демаршем на сколько-нибудь негативное заявление по "Южному потоку". Во-вторых, такое заявление ни в коем случае не поддержал бы Азербайджан, поскольку, оно внесло бы дополнительную нервозность в двусторонние переговоры с Турцией о транзите и расчетам за уже поставленный газ. В-третьих, еще более нереально, чтобы делегациям Казахстана и Туркмении могли быть даны полномочия для принятия недружественных Москве заявлений.

А что касается NABUCCO, то с одной стороны, по нему до сих пор не выполнены все договоренности, принятые на июльском саммите в Стамбуле. С другой, в Батуми присутствовали не все делегации стран-участниц этого проекта. В частности в Грузию не прибыли представители Австрии, Германии и Венгрии.

ИА REGNUM: Как вы считаете, будет ли более весомым, чем Батумская конференция, другое схожее по направленности мероприятие - "круглый стол" по энергетической безопасности Европы, который должен пройти 27 января в Лондоне?

Ограниченный круг участников "круглого стола" - министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, члены энергетической комиссии ЕС и др., позволяет предположить, что на мероприятии в основном будут обсуждаться конкретные действия по сближению позиций Баку и Анкары в области транзита и расчетов за ранее поставленный газ с "Шахдениза". Как известно, bp является крупнейшим акционером консорциума по освоению "Шахдениза", то все накопившиеся организационные и финансовые проблемы не могут оставить равнодушным правительство Великобритании. Ведь из-за вышеуказанных разногласий несет убытки не только Азербайджан, но и другие члены консорциума, а также откладывается в долгий ящик освоение второй стадии проекта. Подытоживая, можно отметить, что в деловом плане "круглый стол" в Лондоне будет отличаться от конференции в Батуми, как столица Великобритании - от грузинского курортного городка.