В Тегеране прошли похороны Масуда Али-Мохаммади, профессора ядерной физики. Он был убит в результате взрыва заминированного мотоцикла возле своего дома в иранской столице. В траурной церемонии приняли участие несколько тысяч человек, включая офицеров Корпуса стражей исламской революции.

Масуд Али Мохаммади, 50-летний профессор физики элементарных частиц, работавший в Тегеранском университете, погиб в результате взрыва бомбы с дистанционным управлением. Британская газета The Financial Times назвала его сторонником антиправительственного "Зеленого движения", поскольку накануне президентских выборов в прошлом году он подписал петицию в поддержку лидера оппозиции Мир-Хоссейна Мусави. Однако другая британская газета The Guardian считает, что убийство физика Мохаммади является "очередным ударом западных спецслужб по иранскому управлению контрразведки". К числу прежних ударов британская газета относит загадочную смерть иранского атомщика Ардешира Хассанпура, исчезновение в 2007 году генерала Али Резы Асгари, недавний уход на Запад (или похищение) еще одного ученого-атомщика Шахрама Амири.

В то же время Государственное телевидение Ирана назвало Мохаммади мучеником. В этой связи официальный Тегеран обвинил в причастности к этому убийству спецслужбы Израиля, США и Великобритании. При этом спикер парламента Ирана Али Лариджани обвинил лично президента США Барака Обаму в причастности к осуществлению политики "государственного терроризма".

Именно такие обстоятельства породили множество гипотез и версий относительно убийства Масуда Али Мохаммади. С одной стороны, ход событий вписывается в контекст ситуации: угроза применения более жестких санкций, открытая поддержка Западом выступлений иранской оппозиции, официальное заявление Вашингтона о разработке плана по нанесению военного удара по ядерным объектам этой страны, очередное убийство ученого-ядерщика. Это мало у кого оставляет сомнений в причастности к происходящему определенных внешних сил. С другой - возникает немало вопросов.

Так известный израильский журналист Йоси Мельман из газеты "Гаарец" в целом связывает убийство Мохаммади с операцией западных спецслужб, и в частности, с израильским "Мосадом". Он упоминает попытку ликвидации немецких ученых, занимавшихся в 1960-е годы разработкой ракет для Египта, и ликвидацию ряда ученых, причастных к ядерной программе Ирака. Не менее информированная египетская газета "Аль-Ахрам" называет и имя главного разработчика " иранского сценария". Это - глава израильской внешней разведки Меир Даган. Он уже набил руку на ряде успешных операций против ХАМАС, "Хизбаллы" и "Исламского джихада", а также разбомбил сирийский ядерный реактор. Не случайно премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу недавно продлил Дагану еще на один год каденцию на посту главы внешней разведки. Ему поручено было использовать приемы так называемой "тихой дипломатии" в отношении Ирана. Поэтому вроде бы убийство Мохаммади можно отнести к разряду еще одной успешной операций Дагана.

Но так ли это? Начнем с того, что, как утверждает The Guardian, именно после похищения ученого-атомщика Шахрама Амири, президент США Барак Обама предал огласке сведения о секретном урановом заводе близ Кума. Причем об этом открыто сообщалось и президенту РФ Дмитрию Медведеву во время его посещения США для участия в саммите "двадцатки". Отметим и то, что представитель американской администрации заявлял, что США уже несколько лет наблюдают за строительством в Иране второго завода по обогащению урана и пришли к выводу, что его размеры недостаточны, чтобы производить топливо для атомной электростанции. Но, по данным США, этот завод якобы был способен разместить до 3 тысяч центрифуг и обеспечивать количество обогащенного урана, достаточного для изготовления одной атомной бомбы в год.

Чуть позже в Кум была допущена делегация Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в составе четырех человек. 25 октября 2009 года там побывал и тогдашний гендиректор МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи, после чего выступил с сенсационным заявлением: "Объект в Куме - просто дыра в скале, которая может использоваться в качестве подземного бункера, но какой-либо опасности не представляет". Это означало, что исчезнувший иранский ученый - атомщик Шахрам Амири либо не имел доступа к иранской ядерной программе, либо выполнял спецоперацию иранской контрразведки по дезинформации противника.

Фактор второй, на который нельзя не обратить внимание. Выясняется, что убитый Мохаммади занимался только теоретическими исследованиями и не имел отношения к иранской ядерной программе, хотя его статьи часто размещались в иранских и арабских специальных изданиях. Более того, по сообщению газеты "Маарив", за несколько месяцев до убийства он встречался с израильскими учеными на международной конференции в Петре (Иордания). Среди прочего, Мохаммади открыто общался даже с нобелевским лауреатом по химии профессором Адой Йонат и с профессором Моше Пазом из Тель-авивского университета. И это тогда, когда иранская контрразведка, подобно тому, как это было некогда в СССР, не выпускает за пределы страны тех своих ученых - ядерщиков, которые действительно имеют хоть какое-то реальное отношение к ядерной программе. Поэтому, когда на Западе утверждают, что Али-Мохаммади был чуть ли не "иранским Андреем Сахаровым", то есть физиком, причастным к созданию оружия массового уничтожения, "который якобы решился на конфликт с тоталитарным режимом", то они просто фиксируют факт "оперативной крыши", под которой, видимо, работал высококвалифицированный сотрудник иранской контрразведки.

Тогда кто же и почему убил Мохаммади? Скорее всего, покушение было организовано западными спецслужбами, решившими расправиться с агентом - двойником, которому удавалось долгое время водить их за нос. Ведь фактом остается то, что Запад до сих пор так ни на шаг не приблизился к пониманию целей и к определению возможностей иранской ядерной программы. Так что битва без правил между западными спецслужбами и иранской контрразведкой будет продолжаться. На днях иранская полиция уже предупредила оппозицию о наказании за организацию демонстраций при помощи SMS-сообщений и интернета. Согласно циркулирующим в Иране сведениям, оппозиция вновь намерена выйти на улицы 11 февраля - в праздник Исламской революции.