Перемены в дипломатии Азербайджана
Дипломатическая хроника Азербайджана запестрела важными сообщениями. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжения об отзыве Э. Гусейнова с должности посла Азербайджана в Туркмении. Отозван с должностей посла Азербайджана в Испании, Андорре и постоянного представителя при Всемирной организации по туризму М. Алиев. Глава Азербайджана назначил своим распоряжением М. Наджафбейли послом Азербайджана в Швейцарской конфедерации. Э. Амирбеков стал послом Азербайджана во Франции.
В широком смысле все это можно квалифицировать как заявленное претворение в жизнь принципа ротации руководителей и сотрудников дипломатических представительств. В узком смысле, похоже, речь идет о стремлении каким-то образом скорректировать политику Азербайджана, прежде всего, на европейском направлении. То есть, там, где в последнее время появилось немало проблем.
На днях посол Норвегии в Азербайджане Йон Рамберг и временный поверенный в делах США Дональд Лу были приглашены во внешнеполитическое ведомство Азербайджана. 12-13 января они совершили поездку в Нахичеванскую Автономную Республику, где 27 декабря - в день Ашура - в селе Бенаньяр произошли столкновения между местными жителями и полицией. Западных дипломатов не пустили в село и вынудили вернуться в Баку. Но в данном случае важно другое: события в селе Бенаньяр хронологически совпали с выступлением в соседнем Иране оппозиционных сил, которые нашли политическую и информационную поддержку со стороны Запада. Сейчас очевидно, что иранская оппозиция предприняла попытку осуществить сценарий государственного переворота. Поэтому загадкой является повышенный интерес западных дипломатов к событиям в Нахичевани, и причины, побудившие их выступить с совместным заявлением, призывая власти Азербайджана расследовать инцидент в селе Бенаньяр.
Если речь все же идет об определенной связи между событиями в Иране и в Нахичевани, то объяснима резкая реакция азербайджанского МИДа. В этой связи заместитель министра иностранных дел Азербайджана Вагиф Садыхов выразил недовольство азербайджанской стороны "тем, что норвежский и американский дипломаты допустили шаги, противоречащие нормам принятого поведения в стране, в которой они аккредитованы" и как "не соответствующие Венской Конвенции "О дипломатических отношениях" 1961 года". Официальный Баку счел неприемлемыми "попытки ряда государств характеризовать происходящие в Азербайджане события как нарушение прав человека, и оценивает это как искусственную политизацию фактов".
Но как бы то ни было, совпадение ряда событий наводит на предположение о начале процесса сжимания вокруг Азербайджана "демократического европейского кольца". Так появились сообщения о том, что в начале марта ожидается визит в Баку комиссара по правам человека Совета Европы Томаса Хаммарберга. Целью визита объявлен контроль за исполнением в Азербайджане обязательств перед Советом Европы и реформами в сфере защиты прав человека и подготовка. Итоги визита Хаммарберга, который, кстати, в последний раз посещал в Азербайджан еще в начале сентября 2007 года, будут изложены в соответствующем отчете, который будет представлен в Комитет министров СЕ. Смеем выразить свой прогноз: этот отчет комиссара по правам человека Совета Европы вряд ли будет благоприятным для Азербайджана. Неслучайно многие европейские СМИ предоставили "широкую площадку" и для заявления председателя Общества правового просвещения Интигам Алиева, который считает, что "СЕ, ОБСЕ и другие западные структуры идут на конформизм с властями Азербайджана, сворачивая сотрудничество с неугодными правительству НПО". Более того, Алиев призвал к проведению общественной кампании против международных организаций, "закрывающих глаза на подавление демократии в Азербайджане".
Вот почему на этом фоне вызывает откровенное недоумение еще один политико-дипломатический скандал, но уже в Москве. Дело в том, что в конце декабря прошлого года посол Азербайджана в РФ Полад Бюль-бюль оглы дал интервью азербайджанскому телеканалу ANS. Он заявил, что "время урегулирования нагорно-карабахского конфликта уже настало", и что "каждый азербайджанец должен принять участие в освобождении земель". "Если кто-то думает отсидеться дома, пока армия отвоюет оккупированные земли, этого не будет, - так цитируют слова азербайджанского посла информационные агентства. - Вся страна, все общество, весь народ должен подняться и, объединившись, как кулак, должен поддержать своего президента и освободить земли". Так же, по словам посла, "азербайджанской диаспоре за рубежом следует ускорить процесс самоорганизации, устранить разрозненность и превратиться в более мобильную силу". Одновременно Полад Бюль-бюль оглы в интервью заявлял, что "в случае военного решения карабахского конфликта вмешательство ОДКБ в этот вопрос будет невозможно".
На эту акцию мгновенно отреагировали в Москве. Секретариат ОДКБ 30 декабря 2009 года сделал следующее заявление: "Высказывания посла можно трактовать как неверие в политико-дипломатические методы урегулирования, подстрекательство к военному решению проблемы. Тем более странно это звучит из уст известного творческого деятеля, человека искусства, идеалами которого должны быть достижение гармонии и мира".
Одним словом, в словах посла был усмотрен "однозначный призыв к силовым действиям, что не служит нахождению конструктивных развязок нагорно-карабахского конфликта, противоречит усилиям Минской группы ОБСЕ и контексту переговоров президентов Армении и Азербайджана".
Насколько уместным оказалось упомянутое заявление посла Азербайджана в Москве, сказать сложно. Не исключено, что он выступал по поручению своего МИДа и осуществлял так называемую зондирующую акцию, чтобы проверить настрой российской стороны накануне визита в Москву главы турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдогана. Но объективно его заявление стало дополнением к западному "демократическому силлогизму": раз Баку не исключает силовые средства в урегулировании карабахского конфликта, и поскольку демократии, как правило, не воюют друг с другом, значит Азербайджан является авторитарным государством, где подавляются права и свободы человека. А раз так, то карабахское урегулирование по азербайджанскому сценарию - возвращение под свой контроль утерянных в ходе войны с Арменией территорией - будет только укреплять правящий "антидемократический режим". Вывод: с решением проблемы Карабаха следует подождать, так как обновленные Мадридские принципы предполагают помимо освобождения азербайджанских районов проведение референдума в Карабахе. Он возможен только при условии установления в Азербайджане гражданского общества и тех норм демократии, которые соответствуют западным стандартам.
Но этим сюжетом интрига не исчерпывается. Почему-то спустя только почти две недели после заявления секретариата ОДКБ, 15 января - уже после московских переговоров главы турецкого правительства Реджепа Тайипа Эрдогана и визита в Ереван министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова - посольство Азербайджана в Москве решило отреагировать на ситуацию. Оно направило ноту протеста в МИД России, в которой отмечается, что "Азербайджан, не являющийся членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), никогда не покушался на территориальную целостность и суверенитет стран-членов в него входящих".
Что происходит? Отзывы и переназначения азербайджанских послов, задержка госдепа с назначением посла США в Азербайджане, череда эмоциональных заявлений посла Азербайджана в России - это свидетельство серьезного кризиса азербайджанской внешней политики практически по всем направлениям. Проблемы у Баку появились даже с Анкарой, которую считают стратегическим союзником. Похоже на то, что Азербайджан болезненно переживает ломку своего романтического, идущего еще со времен Советского Союза, представления вообще об окружающем сложном мире и никак не может определить для себя достойного, а главное, безопасного положения в регионе. Достаточно, например, вспомнить сделанное в конце ноября прошлого года недоуменное высказывание первого вице-спикера парламента Азербайджана Зияфета Аскерова: "Почему, когда на Балканах возникли сепаратистские тенденции, НАТО оперативно применило силу для их разрешения, а когда речь заходит об Азербайджане, то нам предлагают Минскую группу ОБСЕ, которая за 18 лет ничего не сделала?" Действительно, почему?