Политолог: Российско-белорусские противоречия по нефти нужно разрешать через механизмы Таможенного союза
С точки зрения духа
"Если говорить о белорусской позиции, то она наиболее крепка в том, что касается проблематики "переходного режима", то есть понимания того, какой именно режим поставок нефти действует, пока нет нового соглашения. В этом случае, конечно, логично руководствоваться не односторонним решением Москвы о введении новых пошлин, а ныне действующим соглашением, которое, возможно, каким-то образом будет подкорректировано устными договорённостями президентов", - считает эксперт.
"Что касается позиции Москвы, то её правда заключается в том, что существование подобного нефтяного оффшора так же не соответствует духу Таможенного союза, как и пошлинная торговля между республиками. Если мы говорим о логике Таможенного союза, то наиболее здравым решением может стать паритетный раздел пошлин на экспортируемые в Европу продукты нефтепереработки, которые взимает уже Белоруссия. Заключённая в этой пошлине природная рента должна отходить России, а трудовая добавленная стоимость - Белоруссии. Это решение, при условии беспошлинной торговли сырьём внутри Таможенного союза, полностью соответствовало бы духу этой структуры", - полагает политолог.
"С точки зрения духа Таможенного союза, логично было бы обратиться к идее раздела пошлины, взимаемой на границе Белоруссии с Европой. Но российская сторона пошла по другому пути - по пути разграничения нефти для внутрибелорусского потребления и нефти для экспорта. Чисто формально, идея взимания пошлин внутри единой таможенной территории, конечно, представляет некоторую проблему с точки зрения функционирования Таможенного союза. И, на мой взгляд, правильным стилем разрешения такого рода противоречий будут действия именно в рамках данной структуры. Если на карте оказывается Таможенный союз, что является базовой аргументацией
"Но мы видим, что всё это вновь происходит на сугубо двусторонней основе. Здесь действительно заключён определённый риск: точно так же, как ранее были атрофированы институты Союзного государства, поскольку все актуальные вопросы решались помимо них, могут оказаться атрофированными и институты Таможенного союза, если все проблемы, стоящие между входящими в него странами, будут решаться лишь в контексте межгосударственных отношений. Я говорю о Таможенном союзе именно потому, что это является главным политическим вопросом, стоящим в данном конфликте. На мой взгляд, с политической точки зрения, объём пошлин, которые планирует получать Российская Федерация, является гораздо менее значимым", - подвёл итог Михаил Ремизов.
Как сообщало ИА REGNUM Новости, российская и белорусская стороны до нынешнего момента не смогли прийти к соглашению по поводу условий поставок российской нефти. Москва заявляет о возможности поставлять в Белоруссию беспошлинно около 6 млн тонн нефти в год, при том, что остальные объёмы должны облагаться стопроцентной пошлиной, Минск выражает несогласие с этими условиями, считая их несоответствующими духу Таможенного союза и российско-белорусских отношений. Переговоры, начавшиеся в Москве 6 января, не дали результата.