Турне президента Ирана Ахмединежада по странам Средней Азии - в Таджикистан и Туркмению - можно отнести к событиям знакового значения. Накануне многим казалось, что Запад должен был выступить с предостерегающими заявлениями в адрес Душанбе и Ашхабада, поскольку против Ирана готовятся жесткие санкции в ответ на неприятие им варианта "шестерки" по иранской ядерной программе. Но нужно отдать должное лидерам Таджикистана и Туркмении, которые, несмотря на неблагоприятный внешнеполитический фон, продолжают вести с Ираном конструктивный диалог о дальнейшем развитии торгово-экономических связей и обсуждают с ним проблемы региональной безопасности. Более того, именно в этот момент прозвучало важное заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что, несмотря на обсуждение Вашингтоном со его союзниками возможностей введения санкций, "двери для переговоров с Ираном всё еще открыты". Причем реакцию госсекретаря США можно считать ответной на заявление главы внешнеполитического ведомства Ирана Моттаки, " ультимативно" предложившего Западу до конца января принять решение относительно предложенного варианта покупки ядерного топлива или же его обмена на иранский низкообогащенный уран. Иначе Тегеран возобновит обогащение урана с целью самостоятельного производства ядерного топлива.

Так что визит президента Ирана Ахмадинежада в страны Средней Азии, как лакмусовая бумажка, показал не только стремление Тегерана развивать сотрудничество со своими традиционными, связанными глубокими историческими корнями, партнерами, но и его готовность к возвращению в русло переговорного процесса.

Напомним, что в октябре 2009 года МАГАТЭ предложило проект, согласно которому Ирана к концу 2009 года передает около 1,1 тысяч кг низкообогащенного урана России. После этого Франция перерабатывает это сырье в ядерные топливные стержни и переправляет их в Иран для использования в исследовательском реакторе. Но на Западе стали подталкивать Иран к быстрому принятию решения, поскольку появились подозрения в том, что в этой стране вот-вот появится собственная ядерная бомба. В этой связи ставилась задача во что бы то ни стало вывезти с территории страны максимально возможное количество низкообогащенного урана.

Переговоры по ядерной проблематике с переменным успехом ведутся с Ираном не первый год. При этом стороны часто блефуют друг против друга. Вспомним хотя бы случай, когда президент США Барак Обама со ссылкой на данные ЦРУ сообщал в прошлом году президенту РФ Дмитрию Медведеву во время его пребывания в США о "новом" заводе в Куме, на котором Иран якобы ведет обогащение урана. Позже выяснилось, что эта информация была "уткой": объект в Куме оказался практически бесполезным и в гражданских, и в военных целях. А незадолго до своего ухода в отставку в декабре 2009 года глава МАГАТЭ сообщал, что у инспекторов ООН нет доказательств существования в Иране новых секретных ядерных объектов. Он призывал Запад не давить жесткими санкциями на Иран и решать проблему политико-дипломатическими средствами, чтобы у сторон появилось чувство взаимного политического доверия.

Однако Иран продолжали запугивать угрозами нанесения военного удара, введением жестких санкций. В ответ он отказался отправлять за границу низкообогащенный уран до тех пор, пока обещанное топливо для реактора не окажется на его территории. Выход из образовавшегося тупика и на сей раз можно было бы найти за столом переговоров. Но президент США Барак Обама предпринял необычный ход: обозначил для Ирана крайний срок принятия решений - до конца 2009 года. В этом смысле складывается устойчивое ощущение, что Тегеран таким образом получил в свое распоряжение какие-то временные ориентиры, в промежутке которых необходимо было принять не совсем очевидные для Запада решения. Во всяком случае, если судить по имеющимся признакам, в высшем руководстве Ирана именно в этот момент активизировалась дискуссия относительно выработки дальнейшего сценария действий в отношении Запада. В стратегии действий по осуществлению ядерной программы высшее духовное руководство, как и большинство политических сил Ирана, оказались единодушными. А в тактике обозначились разные концепции. Одни, например, заявляли, что отправку низкообогащенного урана за границу можно оценивать как акт национального унижения страны. Другие наоборот, уверяли, что необходимо занять конструктивную позицию для того, чтобы воспользоваться уникальной возможностью и укрепить позиции президента США Барака Обамы, который ранее заявлял о необходимости начать процесс нормализации вокруг Ирана.

С каких именно позиций выступал тандем президента Ахмадинежада и духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи - точно определить сложно. Бесспорно то, что они готовились к переговорам, о чем свидетельствует заявление главы внешнеполитического ведомства Ирана Моттаки о контрпредложениях по ядерным проблемам. Если бы Тегеран не располагал запасным сценарием, то он, заполучив отличный козырь после выступления поддержанной Западом оппозиции, мог пойти на "мотивированный" срыв переговорного процесса. К тому же вывод сил иранской оппозиции на улицы городов еще до обозначенного Обамой срока принятия санкций в отношении Ирана сопровождался открытыми угрозами Запада ввести новые санкции и даже нанести по стране военный удар. По этому поводу президент Ахмадинежад заявил, что постоянное давление на Тегеран в связи с его ядерной программой "не только не затормаживает ее, но наоборот - срывает сотрудничество его страны по данному вопросу с западными странами".

В итоге к настоящему моменту в "сухом остатке" следующие позиции. Теоретически Тегеран получил возможность расширить повестку дня будущих переговоров: помимо ядерной программы в нее могут быть включены и проблемы региональной безопасности, развития торгово-экономического сотрудничества. Практически пока объявлено о начале военных учений, начало которых совпадает с истечением срока, установленного им для ответа стран Запада на его предложение по ядерной программе.

А у Запада появились новые проблемы. Помимо Ирака и Афганистана, перед ним открывается перспектива широкой конфронтации уже в Йемене, где заявила о себе группировка "Аль-Каиды". Одна из них взяла на себя ответственность за подготовку попытки взрыва самолета, летевшего из Амстердама в Детройт. Более того, "Аль-Каида" призвала вести "войну против крестоносцев", нападая на посольства западных стран в Йемене. Поэтому трудно не согласиться с мнением госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая заявила, что нестабильность в Йемене несет угрозу мировой, в равной степени, как и региональной безопасности".

Правда, пока Запад, как подметила британская ВВС, пытается расширить возможности ведения борьбы с международным терроризмом только на своей территории, тогда как настало время кардинально менять стратегию и тактику действий на Ближнем Востоке. И в первую очередь - выводить Иран из международной изоляции, ориентируя его на путь сотрудничества и диалога. В противном случае завтра о Ближнем Востоке можно будет говорить уже как о полыхающем регионе.