В первом раунде президентских выборов в Хорватии победили два оппозиционных политика. Несмотря на то, что оба исповедуют социал-демократические принципы, едва ли можно было найти более несходных претендентов.

После обнародования официальных результатов голосования стало ясно, что правящая партия - Христианско-демократический центр - не будет представлена на заключительном этапе выборов 10 января. Поддержку в основном получили оппозиционные социал-демократы из СДП. Их кандидат - правовед и композитор Иво Иосипович набрал 32,4% от всех поданных голосов. Поскольку, из-за участия двенадцати претендентов, набрать уже в первом туре достаточное для окончательной победы количество голосов возможным не представлялось, ему предстоит выступить против претендента, занявшего с 14,8% второе место, - загребского мера Милана Бандича, который пошел на выборы в качестве беспартийного.

Выборы преемника президента Степана Месича, который, согласно конституции, не имеет права баллотироваться на третий пятилетний срок, вызвали слабый интерес. После вялой и бессодержательной предвыборной борьбы на участки для голосования пришли лишь 44% от 4,5 миллионного населения, имеющего право голоса, - это является негативным рекордом со времен установления независимости страны. Потеря интереса свидетельствует об отрезвлении хорватского общества по отношению к достижениям местных политиков. Не случайно многие независимые кандидаты попытались воспользоваться ростом недоверия к ведущим политическим силам и выступили в роли свободомыслящих претендентов, не связанных партийными обязательствами.

Тот факт, что Иосипович и Бандич претендуют на формально высший, но во многом декоративный пост в государстве, выглядит на первый взгляд большим успехом левого лагеря, в первую очередь СДП. Бандич, в конце концов, также являлся членом этой партии, отказавшись от партбилета лишь потому, что решился участвовать в президентских выборах против воли партии. Но несмотря на то, что соперники являются бывшими соратниками по партии, трудно было бы найти более непохожих претендентов. С одной стороны - политически неискушенный Иосипович, который производит впечатление слегка зажатого ученого мужа и своей подчеркнутой бесстрастностью апеллирует в первую очередь к образованным слоям населения и к городским избирателям. С другой - самоуверенный и пламенный Бандич с мимикой и апломбом местного князька.

Несмотря на явное преимущество Иосиповича в первом раунде, его окончательная победа вовсе не предрешена. Так, обладающий крестьянской хитрецой Бандич имеет больше, чем рафинированный Иосипович, шансов набрать голоса в националистическом лагере, чей кандидат уже выбыл из игры. Благодаря его происхождению из Герцеговины, у загребского мера есть поддержка в среде консервативной диаспоры, которая традиционно голосует за ХДЦ. Неясным остается, окажут ли существенное влияние на итоги голосования подозрения в коррупции, на протяжении нескольких лет преследующие Бандича. Критики популиста, щедрого на обещания многих мер, которые даже не находятся в компетенции президента, утверждают, что он прежде всего заинтересован в президентском иммунитете от уголовной ответственности.

Да и в целом, успех СДП скорее обманчив. Дуэль официального партийного кандидата с отступником, нередко срывающим аплодисменты от правых экстремистов, представляет собой пробу на прочность самой партии. Некоторые газеты пишут даже о ночном кошмаре для СДП. Надо сказать, оба кандидата едины в преследовании главной политической цели - завершения переговоров по вступлению в ЕС. Но для устранения основного препятствия к этому, а именно, непомерной коррупции - Бандич едва ли выглядит подходящим. Слишком часто его имя мелькает в разговорах о сомнительных сделках, чтобы он мог всерьез претендовать на роль нравственной инстанции, что собственно и предполагает президентская должность.

Ну а пока еще правящая ХДЦ должна осмыслить тяжелое поражение. Ее кандидат Андрия Хебранг напрасно пытался подчеркнуть свои успехи на постах министра здравоохранения и обороны в эпоху Туджмана. Стратегия его предвыборной борьбы оказалась слишком ретроспективной, что проявилось, например, в упреках конкурентам от правых сил в том, что они во время "оборонительной войны" не воевали в первых рядах. Подобные нападки не позволяют видеть в нем представителя будущего, скорее он принадлежит политическому кругу, чье время похоже, наконец, истекло и в Хорватии.

Neue Züricher Zeitung. 29.12.09.