Представители экспертных кругов Армении и высокопоставленные чиновники, описывая выгоды открытия армяно-турецкой границы, неизменно указывают на экономические и особенно транспортно-транзитные перспективы, которые должны открыться перед Арменией. В октябре 2009 года министр финансов Армении Тигран Давтян заявил, что, благодаря открытию границы, Армения войдет в единую азиатско-европейскую железнодорожную и автодорожную сеть, а армянские экспортеры получат выход на рынки Турции, Ближнего Востока и Европы.

Открытие границ, по замыслу, должно также обеспечить альтернативные транспортные схемы и доступ к турецким черноморским портам Трабзон и Самсун, что, как предполагается, может привести к снижению транспортных издержек и цен на внутреннем рынке Армении. Глава ереванского офиса Всемирного банка Аристомене Варудакис также уверен, что одним из основных преимуществ открытия границы с Турцией будет снижение транспортных издержек армянских производителей за счет сокращения расстояния для доставки их продукции на внешние рынки, а также за счёт использования инфраструктуры более высокого качества (Всемирный банк (ВБ), таким образом, считает турецкую транспортную инфраструктуру более качественной, нежели таковая в Грузии и Иране, через которую сейчас идёт армянский экспорт). "Транспортные расходы по разным направлениям могут снизиться от 10 до 20%, что приведет к увеличению экспорта Армении в Турцию, а также позволит стране приобрести большее преимущество на рынке ЕС", - добавляет представитель ВБ.

С этими оптимистическими утверждениями не согласен эксперт по международным перевозкам. По словам собеседника ИА REGNUM Новости, пожелавшего остаться неназванным, оптимистические оценки транспортных последствий открытия армяно-турецкой границы "просто абсурдны". Эксперт напомнил, что, во-первых, ближайший к Армении турецкий порт - Трабзон, к которому,, однако не ведет ни одна железнодорожная инфраструктура. С этой точки зрения удобен турецкий порт Самсун, но достаточно одного взгляда на карту, чтобы понять, насколько к Армении ближе грузинский порт Поти, используемый для транзитных перевозок уже сегодня. Кроме того, по словам эксперта, когда сторонники скорейшего открытия границы оперируют цифрами, которые простой обыватель принимает за чистую монету, они зачастую приукрашивают их или недоговаривают.

Эксперт напомнил, что осенью один из участников экономического форума в Ереване доказывал, что грузоперевозка (обычно имеется в виду 20-футовый контейнер) из Поти в Марсель стоит 600 евро, а из Бейрута в Марсель всего 100: "Но "экономист" забыл, что прежде чем отгрузить груз в Марсель или куда-нибудь еще из Поти или Бейрута, его ещё надо туда довезти". Доставка может в данном случае осуществляться или по маршруту Ереван - Поти - Марсель или Ереван - Бейрут - Марсель. И стоит взглянуть на карту, чтобы понять, что Бейрут втрое дальше от Еревана (около 1550 км), чем Поти (530 км). Из грузовых перевозок самым дешевым видом транспорта является морской путь, и следовательно, принципиально важен как можно более короткий путь к морю.

Таким образом, заключает эксперт, открытие армяно-турецкой границы не принесет абсолютно никаких выгод для перевозок нетурецких, транзитных товаров, так как самый ближайший к Армении порт Турции географически дальше, чем Поти или Батуми, автомобильные перевозки дороже железнодорожных, а значит и тариф на перевозку в Трабзон из Еревана будет дороже чем из Еревана в Поти.

"Открытие границы выгодно только для торговли между Арменией и приграничными районами самой Турции. А со странами Ближнего Востока можно торговать и через Иран и через грузино-турецкую границу. В плане грузовых перевозок более выгодно строить железную дорогу через Иран, нежели тратить время на открытие границы с Турцией", - заявил эксперт ИА REGNUM Новости.