На фоне отшумевших президентских и парламентских выборов, провал пакета конституционных преобразований на всенародном референдуме 25 мая 2003 армянское общество и политические силы восприняли довольно сдержанно, если не сказать - вовсе безразлично. Широкие слои армянской общественности так до конца и не поняли, в чем состояла суть пакета преобразований, предложенная президентом Робертом Кочаряном. Прогноз аналитиков, прочивших фиаско новой редакции Основного закона страны, оправдался. Принятая в 1995 году по инициативе экс-правящей партии Армянское Общенациональное Движение (АОД) Конституция продолжает нуждаться в поправках и дополнениях (согласно тем же аналитикам) и оставаться при этом Основным законом Армении.

На референдуме по конституционным преобразованиям приняли участие порядка 1 млн. 216 тыс. человек. За конституционные преобразования проголосовали 559 тыс. 687 избирателей, против - 552 тыс. 257. Недействительными признаны 98 тыс. 46 бюллетеней. Для принятия проекта преобразований, согласно конституции республики, необходимо было получить 2/3 голосов от общего числа избирателей.

Кто за - кто против?

"За" пакет преобразований высказались более 50% проголосовавших граждан республики. Во многих странах мира пакет был бы, таким образом, принят, но в Армении требования, необходимые для принятия поправок в Основной закон, гораздо выше, - заявил ИА REGNUM пресс-секретарь армянского лидера Ашот Кочарян, добавив, что, по прошествии определенного периода, пакет поправок и дополнений в Конституцию республики, возможно, вновь будет вынесен на обсуждение, а в дальнейшем, возможно, и на всенародный референдум.

Вряд ли глава Армении намерен отказаться от решения внести изменения и поправки в аодовскую Конституцию, которая, согласно заявлениям многих политических сил, была принята в 1995 году с массовыми фальсификациями, а посему является нелегитимной. Судить - согласен ли с такой постановкой сам инициатор пакета реформ - трудно. Однако в стремлении Роберта Кочаряна "легитимировать" Основой закон, не откладывая, приходится сомневаться, - во всяком случае, особых проблем в провале своей же инициативы глава Армении не углядел уже в сам день референдума.

На свой лад постарался объяснить причину непоследовательности президента, а попутно и провластных политических сил страны, в лоббировании пакета конституционных преобразований один из лидеров оппозиционного блока "Справедливость", глава Национально-Демократической партии Шаварш Кочарян. В беседе с ИА REGNUM армянский оппозиционер выразил уверенность, что нежелание президента страны протащить пакет любой ценой и стало определяющим провал фактором. "Здесь налицо политическое решение, и я могу объяснить, чем оно обусловлено. Количество избирателей, принявших участие на президентских выборах составило по данным ЦИК - 1 млн 600 тысяч, тогда как реальное число избирателей в стране на сегодня не превышает одного миллиона. Это означает, что было сфальсифицировано, как минимум, 600 тысяч голосов. Для того чтобы протащить пакет, властям необходимо было прибегнуть к таким же массовым фальсификациям. Однако это грозило тем, что политическая сила, взявшаяся за осуществление подобного плана, приписала эти же самые голоса и себе. Таким образом, мы бы имели 80-90% большинство в парламенте. А это на сегодня не было выгодно никому", - отметил Шаварш Кочарян.

О необходимости проведения нового референдума по конституционным изменениям высказалась поддержавшая Роберта Кочаряна на президентских выборах Армянская Революционная Федерация "Дашнакцутюн".

Как заявил ИА REGNUM представитель Верховного органа АРФД Армен Рустамян, провал пакета реформ был во многом обусловлен выборными спекуляциями и стал для республики потерей реального шанса оздоровить политическую систему. По его словам, оппозиция, в силу своего радикализма, была изначально против принятия изменений в Основной закон. "Сказав "нет" президенту Роберту Кочаряну, она выступила против изменений в Конституции и сделала это лишь по той простой причине, что пакет реформ был предложен именно главой государства", - отметил он. Кроме того, по словам Рустамяна, общество не было достаточно широко проинформировано о сути пакета конституционных реформ и в этой ситуации той или иной политической силе было легко сформировать у избирателя выгодный для себя подход. Очень многие проголосовали за или против, не осознавая своего выбора.

Позиции других политических сил, поддерживающих президента Кочаряна, по этому вопросу пока весьма сдержанны. Так, Республиканская партия, получившая в новом парламенте относительное большинство голосов, ограничилась высказываниями о сожалении по поводу провала. РПА признала, что республиканцы, как носитель власти, уделили недостаточно внимания лоббированию пакета конституционных преобразований. Однако этот пробел РПА намерен восполнить. По словам одного из лидеров партии Тиграна Торосяна, республиканцы будут последовательны в вопросе проведения нового референдума. Он также отметил, что пакет реформ в течение определенного периода времени будет усовершенствован.

Партия "Оринац Еркир", вторая по представительности в новом парламенте, и вовсе заявила, что провал пакета - явление нормальное. Лидер оринацев Артур Багдасарян заметил, что возглавляемая им партия никогда и не поддерживала инициативу Роберта Кочаряна по Конституции, хотя и сказала "да" программе главы государства на президентских выборах.

Относительное спокойствие по поводу судьбы новой редакции Основного закона проявляли и сами ее авторы. Так один из них, представитель президента в НС по конституционным обсуждениям, доктор юридических наук, профессор Армен Арутюнян, еще до референдума касаясь возможного провала пакета, заявил, что независимо от всего, страна выйдет из ситуации с положительным результатом. "Если поправки будут приняты народом, это будет означать, что в обществе налицо императив. Отвергнув же пакет, мы только усилим позиции действующей Конституции", - отметил эксперт. Комментируя высказывания ряда армянских политиков о том, что референдум - это своего рода вотум доверия президенту, и народу предстоит выбрать между идеологией АОД и новой президентской Конституцией, Арутюнян заметил - "Так считают не политики, а политиканы. Вопрос стоит и вовсе не так. Действующий президент, исходя из того, что в обществе назрело определенное недовольство по некоторым вопросам действующей Конституции, использовал свое право и представил пакет поправок на суд народа, дело которого состоит в том, чтоб разобраться и выбрать. А говорить о том, что Кочарян и поддерживающие его силы всеми правдами и неправдами стараются провести поправки к Основному Закону - неправильно хотя бы потому, что многие провластные партии являются сторонниками прежней Конституции".

Факт остается фактом: более 50% из общего числа проголосовавших граждан Армении высказались "за" снятие запрета на двойное гражданство, "за" предоставление особого статуса Армянской Апостольской Церкви, "за" наделение иностранцев правом собственности на землю в Армении, "за" создание института омбудсмена и "за" еще более ста изменений и поправок в Конституцию республики. Более полумиллиона граждан, осознанно или нет, готовы были внести в Основной закон страны все эти новшества. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что количество граждан, выказавшихся против тех же положений также перевалило за полмиллиона. И в этом случае говорить об однозначном провале президентской инициативы нелепо, впрочем, как и о вотуме недоверия Кочаряну. Ведь придерживаясь подобной логики, можно констатировать, что более 50% граждан, принимая во внимание их неосведомленность в сути президентской инициативы, слепо доверяют главе государства.

Армения продолжит жить со старой Конституцией во многом благодаря тому, что политические силы страны, в том числе и поддерживающие Роберта Кочаряна, не были в достаточной степени заинтересованы в лоббировании новой редакции Основного закона. Выборная гонка заставила их бороться за место под солнцем в новом парламенте и, как следствие, в правительстве. А Конституция подождет. Ее реформирование реальной выгоды той или иной политической силе пока не сулит.