"Хлопонин разрешает проблему власти в Норильске".

(ПРАВДА.ru. 05.06.03 Петр Ермилин)

Провал апрельских выборов главы города Норильска получил неожиданное продолжение. Исполнявший обязанности мэра Геннадий Петухов сложил с себя полномочия, обосновав этот шаг нарастающими трудностями в управлении городским хозяйством и исполнением бюджета, а также тем, что норильчане на выборах мэра продемонстрировали, что "ожидают серьезных перемен в управлении городом".

Нового и.о. по закону должен избрать городской совет, но сделать это он не смог: из 19 кандидатур, предложенных депутатами, ни одна не смогла получить сколько-нибудь серьезную поддержку горсовета. Ситуация складывалась патовая, и горсовет, приняв соответствующие поправки в Устав Норильска, обратился к губернатору Красноярского края Александру Хлопонину с просьбой предложить кандидатуру, которая пользовалась бы поддержкой краевой власти. Глава края согласился, что ситуация в Норильске требует вмешательства, поскольку сохранение социальной стабильности и эффективного управления заполярным городом очень важны и для края, и для всей России. Вместе с главой Законодательного Собрания края Александром Уссом губернатор вылетел в Норильск, чтобы на месте разобраться в ситуации.

Поскольку обычная процедура выборов временного городского главы оказалась невозможной, губернатор, согласовав свои действия с законодательной властью, приступил к консультациям для того, чтобы предложить на этот пост достойного кандидата. Надо отметить, что депутаты Законодательного Собрания края, которое обязано предоставить такую возможность губернатору, отнеслись к событиям в Норильске серьезно, поправки в Устав Норильска депутатами были одобрены и Александр Хлопонин право предлагать кандидата во временные градоначальники получил. В поддержку этого решения высказались народные избранники самых разных политических взглядов. Например, депутат ЗС от "Северной партии" Раиса Кармазина и участник движения "Наши" Алексей Клешко призвали Заксобрание оставаться в рамках закона и поддержать просьбу норильчан. Против выступил только профдеятель и депутат ЗС Валерий Мельников, неудачно баллотировавшийся на пост мэра Норильска. Очевидно, горечь поражения не позволила ему здраво оценить обстановку. Впрочем, поддержали его только два депутата - такие же, как Валерий Мельников, освобожденные профсоюзные работники.

Проблемы, связанные с выборами главы Норильска, действительно чересчур затянулись. Городское хозяйство в самом крупном городе Заполярья должно работать как часы, иначе суровая природа Крайнего Севера покажет людям свой характер. Городу нужна эффективно работающая, профессиональная городская администрация, способная не только решать текущие проблемы управления городом, но и вести долгосрочное планирование развития Норильска, и четко воплощать эти планы в жизнь. Если Геннадий Петухов ушел, значит, он не чувствовал себя способным руководить городом так, как нужно, и отставка его была принята правильно. А поскольку горсовет Норильска не смог определиться с кандидатурой временного главы города, вмешательство губернатора - самый логичный выход из тупика. Получив поддержку как норильской городской власти, так и законодательной власти края, Александр Хлопонин получил возможность назначить на должность и.о. главы города авторитетного в Норильске и в крае человека.

"Хлопонин выбрал мэра Норильска".

(Ведомости. 06.06.03. В.Иванов)

Хлопонин выбрал мэра Норильска

Он предложит горожанам проголосовать за своего зама Льва Кузнецова "Норильский никель" и близкий компании губернатор Красноярского края Александр Хлопонин нашли выход из затянувшегося кризиса власти в Норильске. Исполняющим обязанности мэра города сегодня может стать первый заместитель Хлопонина Лев Кузнецов. Близкие к "Норникелю" источники не сомневаются, что он станет и официальным кандидатом компании на выборах мэра города.

20 апреля состоялись выборы мэра Норильска, на которых критик политики "Норильского никеля", профсоюзный лидер Валерий Мельников получил 47, 01% голосов, а поддержанный компанией председатель горсовета Норильска Сергей Шмаков - только 31,44%. 29 апреля норильский горсуд лишил Мельникова регистрации за финансовые нарушения, а на следующий день свои кандидатуры добровольно сняли Шмаков и еще два оставшихся кандидата. Выборы были признаны несостоявшимися. Дата новых выборов до сих пор не определена. До новых выборов Норильском должен был руководить 65-летний и. о. главы города Геннадий Петухов.

3 июня Петухов приехал в Красноярск, и после встречи с губернатором края, бывшим гендиректором "Норникеля" Александром Хлопониным, было объявлено об отставке Петухова. Это решение Петухов объяснил трудностями с исполнением бюджета 2003 г. и подготовкой бюджета 2004 г. В среду депутаты горсовета Норильска приняли поправку в устав города, по которой право выдвинуть кандидата в и. о. мэра предоставляется губернатору края.

Вчера Хлопонин прибыл в Норильск. Влиятельный депутат Заксобрания края предположил в беседе с "Ведомостями", что отставка была спланирована политическими менеджерами "Норникеля". По его мнению, тот, кого сегодня Хлопонин выдвинет в и. о. мэра, станет официальным кандидатом "Норникеля" на выборах мэра города в противовес профлидеру Мельникову.

А сразу два близкихъ к "Интерросу" собеседника заявили "Ведомостям", что по итогам вчерашних совещаний Хлопонин принял решение выдвинуть в и. о. мэра первого вице-губернатора края Льва Кузнецова, который "скорее всего" примет участие в выборах мэра.

* * *

Льву Кузнецову 38 лет. Работал в Альфа-банке и банке "МФК". В 1996 г. вместе с Хлопониным перешел из МФК в "Норникель". Занимал руководящие посты в компании. После избрания Хлопонина губернатором Таймыра в феврале 2001 г. Кузнецов занял должность первого вице-губернатора округа. После избрания Хлопонина губернатором Красноярского края в октября 2002 г. получил пост первого вице-губернатора. Курирует вопросы промышленности.

* * *

С Хлопониным вчера связаться не удалось. Председатель Заксобрания края Александр Усс, который вчера также прибыл в Норильск, в беседе с "Ведомостями" не исключил, что именно Кузнецов станет и. о. мэра.

Соратники Мельникова кандидата Кузнецова не боятся. Александр Бугаев, президент Всероссийской конфедерации труда, возглавлявший предвыборный штаб профлидера, заявил "Ведомостям", что "серьезным политическим соперником Кузнецова считать нельзя, т. к. рейтинг у него не больше, чем у Шмакова". А вот член Совета Федерации от Красноярского края Вячеслав Новиков уверен, что у Кузнецова есть "безусловные" шансы победить Мельникова. "Шмаков проиграл из-за своей мягкости, в то время как Кузнецов - достаточно жесткий человек", - говорит сенатор.

"Пиар мелкими глотками".

(Время_МН 06.06.03. А.Хохлов)

У жителей Красноярска в горле пересохло поэтому еще с середины весны региональное отделение партии "Единая Россия" вместе с одной из коммерческих фирм при участии телевидения и газет расставляет по офисам и больницам огромные фляги с горячей и холодной водой емкостью 18, 9 литра, так называемые кулеры Ни разу еще политическая реклама федерального уровня не была столь приближена к чаяниям и нуждам рядового гражданина.

Коллективы, готовясь к публичному утолению жажды, тщательно инструктировались своим начальством: если кто вздумает спросить, зачем нужна вода от единороссов, отвечайте, что жить без нее не могли. Но, конечно, пиаровская линия стремительно матереющего "Медведя" гораздо глобальнее, чем может показаться на первый глоток: в схватке за думские кресла с главными конкурентами, коммунистами, хорошо видно, как одна сторона исповедует ярко позитивную рекламу, а другая - негативную.

Лидеры регионального отделения - директор завода драгоценных металлов и профессиональная чиновница-аппаратчица - в победе по списку убеждены. Во-первых, за прошлый год они навербовали в ряды "Единой России" неимоверное количество адептов, 28 тысяч человек! Это больше, чем в Москве и вообще где бы то ни было в России. Во-вторых, Красноярский край возглавляет губернатор Хлопонин, который в конце марта вошел в высший совет "партии власти" и по своему новому статусу должен осуществлять непосредственное руководство первичными ячейками. И в-третьих, именно Хлопонин победил на выборах из-за того, в частности, что исповедовал положительный, неагрессивный принцип агитации.

Красные соперники "медведей" еще в феврале попытались взять на контроль самое перспективное народное движение в Красноярском крае - "Союз квартиросъемщиков". По предварительным расчетам, число активистов, разъяренных новыми тарифами на коммунальные услуги, достигало пятидесяти тысяч человек. Однако коммунисты, расколотые на крайне левых и умеренно государственных мужей, так и не смогли консолидировать население под собственными знаменами. Похоже, избиратели верят коммунистам все меньше и меньше. В связи с этим интересно отметить, что любимый конек народно-патриотического блока - антисемитизм - находит, судя по печально известной тут "Красноярской газете", все меньшую поддержку масс. На ее страницах такие слова, как "жидомасоны", стали появляться не чаще раза в неделю.

Но пока штабы конкурирующих группировок разрабатывали стратегию борьбы и опирались на предсказуемые тенденции, в крае грянули непредвиденные события. В селе Казачинском сгорело 55 домов, от гигантского пожара пострадало около трехсот человек. Сразу же краевой комитет КП РФ объявил о начале сбора средств погорельцам, однако пока большого успеха эта акция не возымела - избиратели левой партии традиционно небогаты. Зато губернатор Хлопонин и спикер Усс немедленно сообщили о том, что поделятся с пострадавшими личными деньгами: председатель законодательного собрания дал 60 тысяч рублей, а глава края конкретную сумму не назвал. Единороссы тоже отметились - поехали на место трагедии и раздали казачинцам теплые вещи, хозяйственные приборы. Как помощь в беде конвертируется затем в голоса избирателей, сказать трудно. Но радует уже то, что раньше в случае чрезвычайных происшествий красноярские партии и общественные движения не очень-то стремились к громким поступкам; еще несколько лет назад политики находились на полном содержании у бизнесменов, теперь же чувствуется некоторая финансовая самостоятельность местных блоков.

Краевые аналитики говорят, что подобная тенденция вызвана двумя факторами - крупный бизнес ("Русский алюминий", например) старается теперь спонсировать или центральные партийные офисы, или одномандатных кандидатов в Думу, а на регионы перестает обращать внимание. С другой стороны, и красноярские предприниматели поднимаются до того, что теперь могут поддерживать речистых друзей в политике, чтобы те впоследствии защищали их от налоговой и санитарной инспекций. Другие партии, еще лет десять назад заметные на политическом поле Красноярского края, сейчас переживают серьезные трудности и о Думе почти не думают.

Ячейка ЛДПР пытается не то оправдать, не то замолчать скандальное происшествие в Москве с их коллегой по движению Владиславом Деминым; блок "Наши!" Александра Усса, по сути дела, развалился, потому что его патриотические вдохновители перебежали в стан норильчан, а сторонники Анатолия Быкова, как здесь утверждают, пойдут в российский парламент поодиночке. Имя их лидера все меньше внушает трепет красноярской аудитории. Остальные объединения - промышленники, товаропроизводители, женщины - являются совершенно номинальными и никакого веса в провинции не имеют.

Таким образом, ситуация в политике копирует во многом положение дел в тяжелой индустрии или в прессе, поскольку рынок обращает внимание только на московские бренды. В отличие от 1995 года, к примеру, когда общественная жизнь в Красноярске била ключом (в схватке за депутатское место сходились представители трех, четырех, пяти местных группировок), сегодня политическая борьба далеко от Москвы формализуется и становится все более скучной. Этот факт подтверждается медленным, но верным падением явки избирателей на участки.

"Норильская "командировка" Хлопонина и Усса".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 06.06.03)

Вчера Александр Хлопонин и Александр Усс срочно вылетели в Норильск, чтобы попытаться "разрулить" тупиковую ситуацию с выборами в органы местного самоуправления заполярного города.

Норильская тема "прорезалась" вчера в самом начале пятого заседания VI сессии Законодательного Собрания края. Депутат ЗС Валерий Мельников подготовил два обращения, связанные с беспрецедентным безвластием в Норильске, и попросил включить злободневный вопрос в повестку дня. Коллеги мигом поддержали его инициативу, а ближе к обеду специально для того, чтобы обсудить создавшееся положение, на сессию пожаловал губернатор.

По мнению Мельникова, Хлопонин напрасно принял отставку и. о. главы Норильска Геннадия Петухова. Теперь претендента на "проклятую должность" законным путем трудно сыскать. Можно подумать, что над креслом городского головы навис какой-то рок. Норильские депутаты попытались было с помощью дружного волеизъявления назначить своего выдвиженца. Однако избранник тут же отказался от этой чести, поскольку за него было подано голосов меньше, чем против всех претендентов. И тогда отчаявшиеся депутаты принялись бить челом губернатору, мол, приезжай к нам, отец родной, и посади на норильское царство кого твоей душеньке угодно. Не дело это, считает Мельников. Его рецепт прост - надо назначить выборы главы города на 19 октября, как планировалось ранее, и, кстати, заодно доизбрать пять депутатов Норильского горсовета, давно страдающего от своей "неукомплектованности".

Кроме того, Мельников упрекнул Хлопонина в том, что тот узаконил порочную практику, когда глава территории, не отчитавшись о своей работе, "уходит на повышение", прихватив с собой команду управленцев (уточним, чтобы не было кривотолков, что речь шла об Олеге Бударгине). Получается, из-за этакой напасти в одночасье осиротевшие территории загибаются от кадрового голода и никак не могут отыскать достойных властителей из числа аборигенов. В итоге ситуация "зависает" и требует экстренного вмешательства высоких лиц.

На это губернатор сказал, что был вынужден принять отставку Петухова, обусловленную сразу несколькими причинами. Он, Хлопонин, может, и не прочь поставить во главе Норильска своего человека, но свято блюдет закон, который ну никак не позволяет это сделать. Что нужно предпринять в таком случае? Правильно, надо изменить закон, в данном случае устав Норильска, что и было в спешном порядке проделано депутатами горсовета на чрезвычайной сессии. Поправка, которую совет администрации края, разумеется, рекомендовал губернатору утвердить, предоставляет ему право выдвигать кандидатуру и.о. главы города Норильска, если ни один из предложенных кандидатов не получил необходимого числа голосов депутатов горсовета.

Красивое оформление этой комбинации несколько подпортил депутат ЗС Алексей Клешко. Он заметил, что изменения в уставе Норильска, чтобы вступить в силу, сначала должны быть официально опубликованы и зарегистрированы в Минюсте РФ. И вообще по закону ни губернатор, ни краевой парламент не вправе официально предлагать органам местного самоуправления конкретную дату местных выборов - это целиком в компетенции этих самых органов.

После обсуждения все сошлись в одном - надо действовать строго по закону, что и отразить в постановлении ЗС по "норильскому вопросу". В конце концов был принят более правильный и менее конкретный вариант постановления Клешко, а предложения Мельникова - отвергнуты. Усс пожелал депутатам приятного аппетита и плодотворной работы и вместе с Хлопониным покинул зал заседаний.

Вчера депутаты краевого парламента рассмотрели на сессии ряд важных вопросов. После долгих дебатов они утвердили, да и то с "купюрами", корректировку краевого бюджета на 2003 год. В первом чтении принят законопроект о программе приватизации в крае на нынешний год. Подробный отчет о пятом заседании VI сессии ЗС читайте в ближайших номерах "Красноярского рабочего".

"Край, край - чемпион!".

(Вячеслав Засыпкин "Городские новости" 06.06.03)

С легкой руки губернатора к известным спортивным возгласам вроде "Оле, оле!", "Шайбу!" и "Спартак" - чемпион" может добавиться и новый клич. Ибо на встрече с активом общественных организаций ветеранов войны и труда городов и районов края Александр Геннадиевич сравнил родное Красноярье с могучим атлетом, у которого есть все шансы стать чемпионом. Так и видится: край на помосте толкает штангу бюджета. С каждым подходом вес бюджета все увеличивается, а с трибун болельщики скандируют: "Край, край - чемпион!"

Впрочем, всякий волен на эпитеты и метафоры. Более существенно заявление губернатора, что через пять-шесть лет край выйдет на третье место после Москвы и Питера. Опять же, и в этом ничего страшного нет. Темпы роста российской экономики превышают расчетные, в бюджете края - неожиданная прибавка в миллиард, и на земле мир, и в человеках благоволение. И вообще, не будем сегодня о грустном.

Вот, скажем, лучший друг бюджетников СУЭК предложил всем бюджетным организациям края заключить трехлетние договора на поставку топлива по фиксированным льготным ценам. СУЭК хорошо - в смысле положительного имиджа. Краевому бюджету хорошо - в прошлом году сэкономили 126 миллионов, в этом - 16, да еще и 25 остались должны угольщикам. "Эх, дал бы кто взаймы до будущей зимы"...

А губернатор Эвенкии Борис Золотарев, сам-друг с замами и журналистами, лично посетил стойбище оленеводов, дабы проверить, как чувствуют себя завезенные с Ямала олени. Выяснилось, что олени чувствуют себя замечательно, поэтому привезенные медикаменты губернатор раздал оленеводам. Кроме того, оленеводы получили проекты питания, журналы, книги, а на подходе - спецрейс с обувью и предметами обихода. Интересно, это только для тех, кого посещает Борис Золотарев? Во время пребывания губернатора в стойбище родилась идея, которую можно охарактеризовать как идею кадетских корпусов с местным колоритом. Суть в том, чтобы создать в районе Туры учебное оленеводческое стойбище для детей, обучающихся в интернатах.

О том, что все не так уж плохо даже в ЖКХ, заявил мэр Ачинска Михаил Ачкасов, анализируя работу единственного в городе жилищно-коммунального предприятия. "В перспективе это дело прибыльное", - заявил глава города. И, видимо, чтобы эту перспективу приблизить, городские власти приняли решение о пересмотре доли оплаты населением услуг ЖКХ, естественно, в сторону увеличения, с JO процентов до 90.

А в Канске решили ответить на реформу ЖКХ высокими технологиями - созданием в управлении социальной защиты населения локальной вычислительной сети. Ибо с началом реформы количество "субсидиантов" и "субвенционистов" увеличилось настолько, что с помощью одних микрокалькуляторов с ними уже не справиться. Трудно сказать, станет ли локальная сеть столь же большой достопримечательностью города, как знаменитый канский коллектор, но одно можно сказать точно - жить в городе стало лучше, жить стало веселей. Посудите сами. Чем в прежние времена мог в свободное время заняться благонамеренный канский обыватель? Разве что пить водку канскую. А сейчас водку пить некогда, надо получать субсидии. Что в условиях отсутствия локальной сети не так-то просто. Видимо, поэтому год от года сокращается загрузка Канского ликероводочного завода. В этом году загруженность мощностей предприятия составила всего 10 процентов.

От реформы коммунальной перейдем к реформе электрической. Не без выдумки подошли к этому начинанию представители РАО "ЕЭС России", организовав на заседании рабочей группы Сибирского федерального округа по анализу и координации процесса преобразований в электро- и теплоэнергетике Сибири викторину "Угадай тариф". Условия для участников были следующими: сегодняшний тариф составляет 23 копейки за киловатт. При переходе на рыночную систему киловатт может стоить 17 копеек. А может - и 31. Вопрос: сколько на самом деле будет стоить киловатт? К сожалению, наш губернатор, присутствовавший на совещании, угадать не смог. Как, впрочем, никто из собравшихся, в том числе и сами энергетики. В итоге победила дружба - все сошлись на том, что основная задача - защищать интересы населения. Стало быть, жди субсидий.

И, наконец, радостная новость для патриотов. Фонд "Институт экономики города", исследуя развитие муниципальных финансов в России в 1992-2002 годах, совершил потрясающее открытие. Финансовый кризис местного самоуправления вызван, оказывается не традиционной ментальностью русского народа, а тем, что у нас правительство такое. Выражаясь высоким штилем, причина всему - "порочный бюджетно-финансовый механизм, который был навязан местному самоуправлению государством". Просто теневой кабинет заговорщиков какой-то, а не благородный институт.

"За час до самолета".

(Дмитрий Дашкин "Известия - Красноярск" 06.06.03)

ПЕРЕД ПОЛЕТОМ НА СЕВЕР АЛЕКСАНДР УСС УСПЕЛ ПРОВЕСТИ 8% СЕССИИ

Краевые парламентарии работают на износ. Прошлая сессия длилась два дня - обсуждали 40 вопросов. Такая же ситуация сложилась и на вчерашнем заседании. В первой половине дня из 37 вопросов повестки успели рассмотреть только три.

Сессия застопорилась на проекте закона "О внесении изменений и дополнений в краевой бюджет на 2003 год". Начальник ГФУ Александр Новак доложил, что дефицит краевого бюджета уменьшился на 12 миллионов рублей и составил 1 миллиард 405 миллионов рублей. Дебаты начались, когда главный финансист края коснулся планов относительно корректировки адресных инвестиционных программ. - Реплику по этому поводу отпустил депутат Алексеи Клешко:

- Странная логика. Забрать у радиологического корпуса онкодиспансера миллион на введение корпуса в эксплуатацию (готовность к сдаче 96%), а в то же время добавить два миллиона на стадион для проведения краевой спартакиады.

После этих вопросов администрация края взяла отступной и попросила проголосовать за проект в целом, исключая часть о корректировке инвестиционных программ и о реструктуризации долгов железной дороги перед городским и краевым бюджетом.

Неприятный разговор получился из-за 157 сотрудников из Сибирского управления внутренних дел на транспорте. Эта федеральная структура финансируется из краевого бюджета. Это обходится нам в 11 миллионов рублей. Эти средства заложены при принятии бюджета - не выгонять же столько людей на улицу. Это финансирование было предложено как временное, однако, как заметил первый заместитель губернатора Василий Кузубов: "Наша инициатива превратилась в обязанность". В то же время скинуть с себя эту обязанность депутаты не решились, несмотря на возмущенную речь Алексея Клешко:

- Забота о сотрудниках, обеспечивающих безопасность поездов, в которых летом дети едут отдыхать на юг, наверное, нужна. А как быть с теми детьми, которые на лето остаются в городах и "отдыхают" во дворах? Ведь из-за недостатка финансирования в Красноярске стало на 100 участковых меньше. Может, лучше об их благе позаботиться?

За "сибувдтэшников" вступился Александр Усс. Попросил не рубить с плеча, проголосовать быстрее, так как у него самолет в Норильск.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентина БИБИКОВА, депутат Законодательного собрания:

- Уже не первый раз пытаюсь обратить внимание властей на невыполнение администрацией края распоряжения премьер-министра РФ Михаила Касьянова. После трех пожаров в российских школах, унесших жизни детей, он распорядился изучить ситуацию на местах и принять меры к противопожарной безопасности. В Партизанском районе есть детский дом - шесть частных деревянных домов, разбросанных по всему селу. В них живут 62 ребенка. В одном из домов я обратила внимание на обгоревшую стену. Выяснилось, что ранней весной сгорел соседний дом. Пожар перекинулся на детский дом, кое-как его затушили водой. После этого случая в детдом пришли с проверкой пожарные: "Где огнетушители?" Детдомовскому руководству для того, чтобы купить восемь огнетушителей, пришлось зарезать и продать 12 поросят с подсобного хозяйства. А ведь это мясо могли съесть и без того обездоленные и голодные дети. А оборудовать учреждение огнетушителями ОБЯЗАНО было государство.

"Новости Эвенкии".

(Пресс-служба администрации ЭАО "Вечерний Красноярск" 06.06.03)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЭВЕНКИИ ПЕРЕХОДИТ НА АВТОМАТИЗИРОВАННУЮ СИСТЕМУ ГОСЗАКУПОК

В последних числах мая в управлении материально-технического снабжения администрации ЗАО состоялась презентация АС-ОГЗ - автоматизированной системы обеспечения госзаказа.

Свой продукт представлял разработчик программного продукта корпорация "Интертех" и ее партнер и консультант - Институт госзакупок Высшей школы экономики.

Как сообщил вице-президент компании Андрей Гребнев, "Интертех" 2 года занимается процессами автоматизации материально-технического снабжения, система апробирована и действует во всех подразделениях ЮКОСа и НК "Сибнефть". Ни один из субъектов Федерации пока не имеет подобной системы, подготовительные работы ведутся, по сведениям компании, в нескольких федеральных и региональных структурах.

Предлагаемая компанией система обеспечивает сбор заявок, контроль потребности бюджета, подготовку процедур госзаказа (в частности, открытых и закрытых конкурсов, запросов котировок и т.д.), экспертизу предложений, заключение договоров, контроль за планами поставок и исполнением контрактов. По словам разработчиков, эффективная технология позволит участникам госзакупок общаться в режиме реального времени, принимать обоснованные решения в рамках действующего законодательства, оперативно формировать и размещать госзаказ.

Заместитель губернатора Иван Бахтин считает очень ценным качеством предлагаемой системы функцию экономического анализа, что позволит избежать ошибок в выборе поставщиков. Для непосредственных заказчиков - госучреждений - процедура будет выглядеть так: они получат единый каталог товаров и в рамках своего бюджета сделают заказ необходимых товаров. Фактически человек будет только принимать решение, рутинную работу наиболее эффективным способом сделает автоматика.

СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ В ЭВЕНКИЮ ПРОХОДИТ НОРМАЛЬНО

На аппаратном совещании 2 июня в администрации Эвенкийского автономного округа присутствовали представители бюджетных учреждений и окружных государственных предприятий округа.

Губернатор ЗАО Борис Золотарев проинформировал участников совещания о ходе северного завоза. В этом году продвижение каравана и разгрузка судов идет по графику, никаких чрезвычайных происшествий не случалось.

Полностью доставлены необходимые грузы в Ванавару - 2000 т сухогрузов и 2000 т горюче-смазочных материалов. Как заявил губернатор, уже со следующего года ГСМ в Ванавару будет доставляться исключительно по зимникам, что значительно облегчит наполнение ванаварского каравана, теплообеспечение района станет полностью независимым от реки. В Байките идет плановая разгрузка, всего будет доставлено 3000 т сухогруза и более 3000 т ГСМ.

Суда на Илимпийский район уже в пути, в Туру направляются 11 000 т сухогрузов, в основном продукты питания, а также железобетонные изделия для сборных домов строящегося нового микрорайона. В этом году в округ завозится особенно много техники, практически все поселки округа будут обеспечены тракторами, пилорамами, автотранспортом.

По прогнозам специалистов, высокая вода на Нижней Тунгуске позволит вовремя разгрузить илимпийские грузы. Как отметил Борис Золотарев, лучшим показателем нормальной организации северного завоза стало то, что "о нем никто ничего не слышит, и значит, все в порядке".

В ЭВЕНКИИ ПОЯВИЛАСЬ СОТОВАЯ СВЯЗЬ

Свершилось историческое событие: в столице Эвенкийского автономного округа начали работать сотовые телефоны.

Услуги связи предлагает российская телекоммуникационная компания "Вымпел ком-регион", работающая под маркой "БиЛайн".

Пока в Туре началась опытная эксплуатация одной базовой станции GSM-900, пропускная способность которой до 1000 абонентов. Как сообщил директор Красноярского филиала "Вымпелком-регион" Сергей Каргапольцев, коммерческая эксплуатация связи начнется ориентировочно через неделю - после получения разрешения от Управления госнадзора за связью и утверждения тарифов. Зона покрытия станции - 30 км в окрестностях Туры, компания готовит специальное техническое решение с тем, чтобы сделать связь досягаемой и для аэропорта Горный. Сегодня это невозможно из-за специфического рельефа местности.

Кроме того, используется спутниковый канал связи до Красноярска. Так что из Туры можно связаться по сотовому телефону с любой точкой мира.

Приход компании в Эвенкийский автономный округ обусловлен, прежде всего, по словам Сергея Каргапольцева, бурным экономическим развитием округа. Количество потенциальных клиентов специалисты оценивают в пределах 15-20 процентов от количества жителей Туры.

"Единая Россия" не оставит в беде".

(Алексей Маскаев "Комсомольская правда - Красноярск" 06.06.03)

Красноярское региональное отделение партии и Железногорский горно-химический комбинат провели благотворительную акцию по передаче медицинским учреждениям современных перевязочных материалов

Первоначально проект оказания медицинской помощи попавшим в беду людям родился у "Единой России". Их инициативу поддержало руководство Железногорского горно-химического комбината, на котором организован выпуск современных перевязочных материалов. И вот результат - вчера в Краевом госпитале ветеранов локальных войн и вооруженных конфликтов в торжественной обстановке прошла благотворительная акция по передаче медицинским учреждениям современного перевязочного материала "Альгипор".

- Мы смогли увидеть то, что до нас не разглядели ни власти, ни сами медики, - рассказал собравшимся секретарь политсовета красноярского отделения партии Игорь Тихов. - "Альгипор" - это очень нужный и качественный перевязочный материал, он на порядок лучше аналогов и поможет сохранить здоровье многим людям. И тогда мы стали посредником между производителями и потребителями.

Горно-химический комбинат производством несвойственной ему продукции начал заниматься недавно. Выпуск изделий медицинского назначения осуществляется в рамках проходящей на предприятии конверсии. По словам директора Василия Жидкова, идея "Единой России" оказать населению гуманитарную помощь оказалась как нельзя кстати:

- Нам важно оценить, насколько полезна наша продукция для населения, - говорит Жидков, - безвозмездная передача "Альгипора" поможет нам быстро получить обратную реакцию, и если материал окажется нужным, мы готовы увеличить объемы производства и продолжим оказывать помощь.

20 тысяч упаковок "Альгипора", что вчера были переданы "Единой Россией" больницам края, - только начало акции. В июне медучреждения получат еще 200 тысяч упаковок. В первую очередь помощь будет оказана больницам, чье финансирование из бюджета осуществляется крайне скудно. Стоит отметить, что за последнее время "Единая Россия" успешно провела целый ряд существенных мероприятий. На День Победы ветеранам войны "единороссы" устроили теплый и душевный праздник, в День защиты детей собрали в краевом центре около 700 детишек из 43 районов и вручили путевки в детские лагеря; не остались в стороне от трагедии в селе Казачинском. А в субботу в музейном комплексе на Стрелке под эгидой "Единой России" состоится еще одно действо - краевой форум сторонников партии, на котором будет избрана делегация наших представителей на всероссийский форум. Активисты также обсудят социально - экономическую программу, над которой сейчас работает "Единая Россия".

СПРАВКА "КП"

Современный перевязочный материал "Альгипор" сокращает время заживления ран более чем ни 30%. Обладая антимикробным и местноанастезирующим действием, "Альгипор" ускоряет очищение, стимулирует процессы регенерации поврежденных тканей, обладает кровоостанавливающими свойствами и собственной антибактериальной активностью. При наложении на рану повязка превращается в желеобразную массу, что делает перевязки безболезненными, на ране "Альгипор" рассасывается, поэтому отпадает необходимость его удаления после заживления. Повязки "Альгипор" применяют при лечении ожогов 2-3 степени, долго незаживающих ран и язв, лучевых поражений кожи, пролежней и еще в ряде других случаев. "Альгипор" прошел апробацию во всесоюзном ожоговом центре, Ожоговом отделении НИИ им. Склифосовского, других медучреждениях Москвы и Красноярска.

"Стань соучастником законотворчества".

("Городские новости" 06.06.03)

Депутаты Законодательного собрания подготовили проекты законов "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" и "О местном референдуме". Сделать это было необходимо прежде всего потому, что федеральное избирательное законодательство претерпело в последний год существенные изменения. Для того чтобы привести местные законы в соответствие с российскими, в них были внесены большие поправки.

Тексты законопроектов выставлены на сайте Заксобрания: www.legis.krsn.ru Все желающие могут не только познакомиться с ними, но и принять участие в законотворчестве. Внести свои конкретные предложения можно по электронной почте: dyure@legis.krsn.ru и по телефону 49-31-50.

"Бюджет "поправили" с трудом".

("Городские новости" 06.06.03)

На пятом заседании шестой сессии Законодательного собрания депутаты рассмотрели ряд важнейших для края вопросов. Наиболее продолжительные дебаты неожиданно вызвала корректировка бюджета текущего года. После долгих дискуссий корректировки были приняты, однако краевые парламентарии исключили два важных пункта. Первый из них касался реструктуризации долгов железной дороги, второй - адресной инвестиционной программы по объектам строительства, которые должны быть сданы в эксплуатацию в этом году. Депутаты приняли принципиальный для края законопроект "О приватизации государственного имущества Красноярского края в 2003 году".

Губернатор Александр Хлопонин рассказал о сложной ситуации в Норильске. Исполняющий обязанности главы Норильска в период между выборами Петухов сложил полномочия, и губернатор просил "благословения" у парламентариев на то, чтобы самому назначить и.о. главы ЕМО "Город Норильск" до проведения выборов. Во второй половине дня губернатор вылетел в Норильск, чтобы на месте разобраться в ситуации.

"В качестве перфективных мер".

(Анатолий Ковригин "Красноярская газета" 06.06.03)

О противодействии коррупции на территории Красноярского края

Вопрос о коррупции обсуждать достаточно сложно, потому что термин "коррупция" до сих пор не приобрел юридического значения и, по мнению специалистов, имеет скорее политико-теоретический характер. По словарям, "коррупция" - подкуп, продажность общественных политических деятелей.

Наиболее полно тема коррупции получила раскрытие в проекте федерального закона "О противодействии коррупции", в котором содержатся положения, дающие терминологию, понятие субъектов коррупционных отношений и правового регулирования процесса противодействия коррупции и многое другое... Например, в документе заложены основные принципы и меры по противодействию коррупции и правонарушениям, создающим условия для коррупции. Так, в пункте 10, ст.7, части 2 указывается, что одним из условий эффективной борьбы с коррупцией является противодействие нецелевому использованию (выделению) бюджетных средств, средств внебюджетных государственных фондов, а также необоснованной передачи государственных и муниципальных материальных и финансовых ресурсов. В законопроекте приведен исчерпывающий перечень субъектов, предполагаемых к задействованию в борьбе с коррупцией и которые в настоящее время в основном отсутствуют. В частности, предусмотрена некая строгая "пирамида", с Национальным советом по противодействию коррупции при президенте России на её вершине. Предусмотрены комиссии в Совете Федерации, в Госдуме. На уровне региона основным координатором для субъекта федерации должен выступать полномочный представитель Президента в федеральном округе. В субъекте федерации борьбу с коррупцией будут осуществлять определенные правоохранительные органы, точнее, их специализированные подразделения при ведущей и организующей роли прокуратуры. Органы государственной власти субъекта обязаны создать координирующий совет (комиссию), в которой самое активное участие должны принимать представители депутатского корпуса края. Предусмотрены задачи и перед органами местного самоуправления, и перед общественными и политическими организациями. Обращаю внимание, что в пояснительной части проекта совершенно четко звучит, что большая часть нормативных актов, регулирующих процесс борьбы с коррупцией, необходимо отнести исключительно к ведению федерального центра, ввиду того, что "...проблема противодействия коррупции приобрела в настоящее время общенациональный характер..." и законопроект должен учитывать особенности всех регионов одновременно.

Новая администрация с первых дней своей деятельности приступила к исследованию возможных направлений и принципов организации противокоррупционной работы.

Исходили из следующего. Во-первых, безусловно подлежали исполнению действующие на сегодняшний день федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", закон Красноярского края "О государственной службе Красноярского края", указ президента РФ "О предоставлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности госслужбы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе". Во-вторых, в качестве приоритета была обозначена задача адекватного и своевременного реагирования на обращения и предписания в адрес администрации со стороны контролирующих органов, в первую очередь, - прокуратуры. В-третьих, мы руководствовались собственной логикой организации противодействия коррупции, которую выстраивали и, опираясь на нормы, хоть и не принятого на настоящий момент, но, на мой взгляд, достаточно проработанного законопроекта о коррупции. Именно поэтому в администрации не создали специализированных антикоррупционных органов, но стали руководствоваться пунктом 13 статьи 6, главы 2 проекта, который гласит: "Должностные лица всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего федерального закона и применение предусмотренных мер ответственности, с привлечением кадровых, контрольно-юридических и других служб". Таким образом, комплекс противокоррупционных мер в администрации края осуществляется соответствующими руководителями на порученных им направлениях.

Ввиду того, что на сегодняшнем заседании безусловно не хватает представителей правоохранительных органов, которые доложили бы состояние обстановки в крае по обсуждаемой проблеме, приведу выдержки из обобщенной информации силовых структур. С 2000 по июнь 2002 года прокуратурой края регистрировалось 92 заявления, сообщения о коррупции. Проверка проводилась в порядке статьи 109 УПК, отказано в возбуждении уголовных дел в 55 случаях, возбуждено 79 уголовных дел, отправлено в суд - 3. В 2002 году по статьям уголовного кодекса 285, 286, 290, 292, 293, условно относимым к "коррупционным", возбуждено 286 дел. В суд направлено - 149 дел, прекращено производством - 86, приостановлено - 13. Из всего вышеприведенного в отношении должностных лиц государственной власти и органов местного самоуправления возбуждалось только 4 дела. В первом квартале 2003 года в отношении должностных лиц органов власти возбуждено уже 38 уголовных дел. Из указанных дел в настоящий момент в суд направлено 3, и в производстве правоохранительных органов находится 5 уголовных дел. Хочу подчеркнуть, что сами по себе эти цифры не могут дать полную картину состояния дел по той причине, что они, с одной стороны, отражают "уровень порока", а с другой стороны, характеризуют эффективность деятельности правоохранительных органов. Кстати, последние видят значительные резервы в повышении своей результативности. Например, в 2002 году значительно активизирована работа в этом направлении прокуратурой края. В частности, в июне 2002 года под эгидой краевого прокурора В.Гриня проведено координационное совещание всех правоохранительных органов, которое, помимо констатации состояния дел на участке борьбы с коррупцией, проанализировало обстоятельства, способствующие её возникновению, документах совещания отмечалось, что в течение 2002 года многочисленные проверки вскрыли значительное количество нарушений законодательства о государственной службе: в 2000 году - 229, в 2001 - 155, до июня 2002 года - 114. Самые распространенные нарушения, которые фиксировались в работе кадровых служб: незаключение трудовых соглашений, непредоставление служащими налоговых деклараций, неправильное ведение личных дел, нарушения при аттестации, просчеты в обучении персонала, несоблюдение чиновниками ограничений при прохождении государственной и муниципальной службы: в муниципальных органах выявлено 17 случаев, в государственных - 10, в краевых - 3. Совещание дало соответствующую оценку ситуации, наметило конкретные меры по наведению порядка. В частности, прокуратурой в 2002 году по фактам нарушения законодательства о госслужбе было направлено 40 предписаний, некоторые из них попали в краевую администрацию. В течение месяца нарушения, указанные прокурором, администрацией были устранены, виновные - наказаны административным порядком.

Можно констатировать, что уровень кадровой работы в органах исполнительной власти существенно повысился. Например, если в прошлые годы государственным служащим только рекомендовалось предоставлять налоговые декларации, то в настоящее время, во исполнение решения Совета администрации, им это вменено в обязанность. В 2003 году к текущему моменту продекларировали свои доходы и представили справки о соблюдении ограничений, установленных законодательством 2123 государственных служащих. 17 человек не продекларировали свои доходы по уважительным причинам. В целях обеспечения эффективного функционирования государственной службы, более тщательного отбора кандидатов на занятие должностей в совете администрации действует комиссия по организационно-штатной работе. В течение 2002 года этой комиссией "профильтровано" порядка 500 граждан, которые принимались, переводились или увольнялись с госслужбы. Вменено в практику увязывание кадровой работы с мнением правоохранительных органов, для чего в аппарате имеется помощник губернатора по борьбе с преступностью... К сожалению, мы не можем принимать указания правоохранительных органов, как безусловные к исполнению, потому что без действующего закона о коррупции это будет трактоваться как нарушение прав человека.

Теперь о работе Главного финансового управления по контролю за эффективным расходованием бюджетных средств. Важную задачу в указанной области выполняет ГФУ, контролирующее правильность использования бюджетных средств, осуществляющее проверку учреждений, предприятии всех форм собственности, опосредованно получавших средства бюджета, проводящее анализ финансово-хозяйственной деятельности. Нагрузка этого контрольно-ревизионного отдела ГФУ весьма высока по той причине, что он не только удовлетворяет плановые и ситуационные потребности администрации, но и обеспечивает контрольно-ревизионные функции в интересах правоохранительных органов. В ГФУ поступает масса просьб от силовых структур о проведении ревизий в рамках возбужденных уголовных дел. А возможности отдела весьма скромные... В 2000 году отделом проведено 47 проверок и ревизий, из них по обращению правоохранительных органов - 15, за 5 месяцев 2003 года - 16 ревизий и проверок, из них по заданию правоохранительных органов - 9. В качестве перспективной меры в данном направлении предполагается заключить соглашение с правоохранительными органами о порядке взаимодействия и распределения квот на выделение ревизоров. В этой связи, может быть, стоит рассмотреть и целесообразность большего задействования Счетной палаты? Ведь количество ревизий для "собственных нужд" будет возрастать, т.к. предполагается возобновить проверки муниципальных образований с периодичностью в 2-3 года. Ряд муниципальных образований не проверялось годами, и там накопилось достаточно проблем и в финансах, и в кадрах, и во многом другом. Взаимодействие с правоохранительными органами и Счетной палатой предопределяет установление нового порядка, который бы позволял более тотально, глубоко проводить проверку на каждом отдельно взятом объекте. По выявленным фактам нецелевого использования средств ГФУ предпринимаются разнообразные меры. Одна из них - принудительное изъятие средств у нарушителей со счетов (или недоначисление), направление материалов в правоохранительные органы. Так, за последнее время ГФУ были оформлены уведомления на уменьшение бюджетных ассигнований на сумму 1 миллион 280 тысяч рублей. Побуждено к внесению в добровольном порядке 480 тысяч рублей. По состоянию на 1 января 2000 года правоохранительными органами по материалам отдела рассмотрено 20 материалов проверок и ревизий, по которым возбуждено 16 уголовных дел.

Коррупция может процветать только в условиях бесконтрольности за движением и сохранностью финансовых средств, товароматериальных ценностей. На фоне хищений и утрат она становится трудно выявляемой. Здесь у нас тоже не все в порядке. В 2000 году установлено недостач и хищений в 42 территориях на сумму свыше 5 миллионов рублей. В прошедшем году обозначено как похищенных денежных средств на сумму 671 тысяча рублей, компьютерной техники на 470 тысяч рублей, теле- видеотехники на 21 тысячу рублей. В Богучанском районе умудрились украсть кирпичное здание, оцененное в 720 тысяч рублей. Выявлена значительная недостача строительных материалов, продуктов питания.

Одной из составляющих комплекса противокоррупционных мер законопроект называет сокращение числа лиц, имеющих отношение к обороту денежных средств и ТМЦ. В этой связи у администрации имеются обоснованные основания полагать, что сформированная в 2003 году Служба Госзаказа при должном контроле может значительно улучшить ситуацию за счет оптимизации и централизации поставок. Наведен порядок с закупом ТМЦ по линии Управления делами администрации. Раньше тендеры проводились весьма условно, не всегда давались объявления, круг принимавших участие был ограничен и постоянен. На сегодняшний день проведен 21 открытый конкурс. На участие в проведении конкурса подали заявки 39 коммерческих организаций различных форм собственности, более трети конкурсантов впервые участвовали в конкурсе.

Главным фактором в деле профилактики, выявления и искоренения коррупции выступает работа правоохранительных органов, точнее, её итоги. Именно неотвратимость наказания должна являться основным сдерживающим фактором для лиц, которые склонны к подобным видам правонарушений. Здесь мы исповедуем единственный принцип - сотрудничество. Причем не вялое, а осознанное, активное и, в определенной степени, инициативное. В ответ мы рассчитываем на информацию о признаках и условиях, которые, на взгляд "силовиков", порождают коррупцию в органах государственной власти.