То, что визит премьер-министра Турции Тайипа Реджепа Эрдогана в США будет непростым, предсказывали многие эксперты. Но то, что первым видимым результатом переговоров станет отставка посла Турции в США Наби Шенсоя, предполагать никто не мог. Наби Шансой - один из опытнейших турецких дипломатов. Он родился в Стамбуле в 1945 году. Окончил английский лицей и Университет в Анкаре. В 1970 году приступил к дипломатической деятельности. В 1988 году был личным помощником президента Тургута Озала. После работы послом Турции в Испании, России, в январе 2006 года был направлен послом в США.

В силу многих обстоятельств, особенно по мере изменений некоторых направлений в турецкой внешней политики, он часто оказывался на переднем крае. Осенью 2007 года его отзывали на родину "на консультации" в ответ на перспективу принятия конгрессом США резолюции о признании факта геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Шенсой часто комментировал события международной политики, приветствовал активизацию турецко-российских отношений, и, конечно, не обошел вниманием проблемы цюрихских протоколов и карабахского урегулирования. В частности, накануне визита в Вашингтон Эрдогана, он заявлял, что "мы дали обещания Азербайджану, и мы никогда не предпримем шагов против нашего ближайшего союзника", хотя при этом "тонко" намекал на то, что "события последних лет прибавили новых проблем к уже существующим замороженным конфликтам на Южном Кавказе".

О каких новых проблемах шла в данном случае речь, остается только догадываться. Но, похоже, посол Шенсой имел собственное представление как о вариантах и политико-дипломатической технологии нормализации как турецко-армянских отношений, так и по карабахскому урегулированию. Тем не менее, до настоящего времени у МИДа Турции не было оснований подозревать своего посла в США в "неисполнении инструкций". Вот почему версии, циркулирующие в турецких СМИ относительно причин отставки Наби Шенсоя со своего поста, выглядят загадочно.

Утверждается, что Шенсой по поступившей из Анкары инструкции должен был согласовать с Белым Домом встречу в формате 2+2, а также обеспечить участие на ней главы МИД Турции и госсекретаря США Хиллари Клинтон. Однако встреча в этом формате не состоялась. Во всем случившемся Ахмет Давудоглу обвинил "лицо, ответственное за организацию программы визита в США". То есть посла Шенсоя. В ответ он подал в отставку.

Тем не менее сценарий интриги, похоже, заключался в том, что Белый дом в самый последний момент решил изменить формат встречи Обама - Эрдоган, перевести его в систему тет-а-тет, что лишило возможности глав внешнеполитических ведомств Турции и США не только повлиять на ход переговоров, но и из первоисточника услышать интерпретацию проблем обозначенных в повестке дня тем переговоров. Выходит, что турецкого посла элементарно подставили, не информировав о готовящихся переменах в переговорном процессе. Поэтому подброшенный турецким СМИ тезис о якобы сложившихся "напряженных личных отношениях между послом Шенсоем и главой МИДа Ахметом Давутоглу" является всего лишь отвлекающим маневром.

Но проблема в том, что подобные "нестыковки" в большой политике исключены. Во-первых, посол мог действительно и не знать, что Белый Дом в самый последний момент решил дать возможность провести переговоры Обама - Эрдоган с глазу на глаз. Во-вторых, если посол об этом знал и не сообщил своему прямому шефу Давутоглу, не поставив об этом в известность Эрдогана, то речь идет о спланированной политической комбинации. И, наконец, если все же произошла "техническая накладка", то, судя по кадрам прямой телетранcляции по турецкому ТВ из Белого Дома, во время переговоров Обама - Эрдоган министр Ахмет Давутоглу и госсекретарь Хиллари Клингтон находились в Белом доме и могли в любой момент присоединиться к переговорам. Но этого не произошло.

На наш взгляд, главной причиной дипломатического скандала стала все же проблема турецко-армянских отношений. Дело в том, что глава турецкого МИДа Ахмет Давутоглу вместе с госсекретарем Хиллари Клинтон были основными сценаристами цюрихских протоколов, которые они намеревались все же довести до ратификации их турецким парламентом и таким образом разблокировать процесс карабахского урегулирования. Однако от этого процесса заметно дистанцировался глава правительства Эрдоган. Он делал по этому поводу острожные, допускающие многовариантность в трактовках заявления. В итоге, как сообщает газета Hurriyet, Эрдоган в беседе с Обамой отстоял свою позицию: "открытие армяно-турецких границ до того, как будет достигнут прогресс в нагорно-карабахской проблематике, разрушит отношения Турции с Азербайджаном, а это абсолютно неприемлемо для турецкого избирателя". С другой стороны, как теперь прогнозирует та же газета, "провал процесса нормализации отношений между Арменией и Турцией может еще более усилить вероятность принятия Конгрессом США законопроекта об Армянском Геноциде". Более того, ожидаемое ухудшение американо-турецких отношений может проходить уже под знаком Армянского геноцида, чего пытался избежать министр Давутоглу.

И еще. Президент Армении Серж Саргсян заявил, что попытки Турции увязать процесс нормализации армяно-турецких отношений с урегулированием карабахского конфликта "обречены на провал". Он еще раз отметил, что армянская сторона готова выполнить свои обязательства по ратификации армяно-турецких протоколов, подписанных в Цюрихе, "однако того же мы ожидаем и от Турции". Однако, по словам главы Армении, в случае затягивания турецкой стороной процесса ратификации протоколов, "Армения воспользуется всеми возможностями, которые дает международное право".В складывающемся контексте развития турецко-американских отношений понятно, о чем теперь ведется речь.