В Румынии завершилась избирательная кампания перед вторым туром президентских выборов. 6 декабря более 18 миллионов румынских избирателей будут определять, останется ли на второй срок нынешний лидер, кандидат Либерально-демократической партии Траян Бэсеску, либо его пост займёт социал-демократ Мирча Джоанэ.

Двухнедельная избирательная кампания была довольно насыщенной и динамичной, а стратегии кандидатов были во многом определены результатами первого голосования 22 ноября. Напомним, по итогам первого тура выборов Траян Бэсеску набрал 32,44% голосов, Мирча Джоанэ - 31,15%. Вопреки формальному второму месту, избирательному штабу Джоанэ удалось держать первую неделю наступательный темп, оставляя оппонентам на выбор лишь "тактику реагирования". Первым безусловно сильным электоральным ходом со стороны социал-демократов было привлечение на свою сторону занявшего 22 числа третье место национал-либерала Крина Антонеску. Простой подсчёт показывал, что вскладчину Джоанэ с его 31% и Антонеску с 20% набирают больше половины голосов, что имело существенное воздействие на относительно нейтральных румынских избирателей, склонных поддержать более-менее очевидного фаворита.

Союз с Национал-либеральной партией, возникший на неформальном уровне ещё до президентских выборов, во время совместного голосования по вотуму недоверия либерально-демократическому правительству, позволил социал-демократам раскрутить образ политической силы, "единственно способной решить продолжительный политический кризис и взяться за решение социально-экономических проблем". Эффект усилила и декларативная поддержка со стороны лидеров Демократического союза венгров Румынии, чей кандидат Келемен Хунор набрал в первом туре около 4% голосов. Три партии так и презентовали себя обществу - как будущее правительство страны. Ключевыми фигурами выступали "президент" Мирча Джоанэ и Клаус Йоханнес - мэр города Сибиу, кандидатуру которого партийная коалиция ещё до выборов настойчиво предлагала Траяну Бэсеску выдвинуть на должность нового премьер-министра. Факт нахождения лидеров ДСВР и этнического немца Йоханнеса в лагере Джоанэ стал для национальных меньшинств Румынии очевидным сигналом, позволяющим надеяться, что их присутствие во власти положительно скажется на решении вопросов нерумынского населения страны.

Последним "сюрпризом" от команды Джоанэ стало обнародование через одно из симпатизирующих изданий видеосъёмки, на которой Траян Бэсеску во время одного из предвыборных митингов пятилетней давности "бьет" по лицу 10-летнего ребёнка. Тот, по легенде, провинился антибэсесковскими заявлениями со сцены митинга. Сам Бэсеску заявил, что никогда в жизни не бил детей и назвал видео подделкой. Однако кадры скандального видео выглядели убедительнее подобных оправданий и стоили румынскому президенту немалого числа сторонников. Проведённые после первой недели предвыборной кампании опросы показали, что Джоанэ впервые обогнал по доверию избирателей Траяна Бэсеску в соотношении 54:46, дав тем самым повод местным аналитикам говорить о победе кандидата СДПР как о свершившемся, но пока не оформленном факте. Однако, на этом, собственно все козыри штаба Джоанэ и закончились. Дежурные обещания сделать после победы то-то и то-то повторялись с первого тура и являлись мало кого волнующим фоном кампании.

Поведение Траяна Бэсеску после оглашения результатов первого тура определялось во-первых, пониманием, что собственная стабильная электоральная база не такая большая, как хотелось бы, и, во-вторых, что расширить её путём объединения с союзниками вряд ли получится. Самая многочисленная в румынском парламенте Либерально-демократическая партия осталась наедине с собой и своим кандидатом Траяном Бэсеску.

Понимая, что пытаться переманивать на свою сторону какого-либо крупного политического союзника вряд ли имеет смысл, президент разыгрывает карту "правого электората". Обращая внимание на неестественность союза идеологически противоречивых социал-демократов и национал-либералов, Бэсеску обратился непосредственно к самим гражданам, симпатизирующим "правым" идеям. Облегчило задачу действующему президенту и то, что с утверждением о несовместимости НЛП и СДПР были согласны многие представители самих национал-либералов. Ряд мэров избранных от Национал-либеральной партии даже выступил с заявлениями, что примут решение о возможной поддержке одного из кандидатов во втором туре выборов самостоятельно и вне зависимости от официальной позиции партии. То, что официальные политические союзы не всегда соответствуют реальным настроениям на местах, подтверждается и тем фактом, что в уезде Сибиу, мэр административного центра которого Клаус Йоханнес является кандидатом на пост главы правительства от антибэсесковской коалиции, нынешний глава государства набрал в первом туре подавляющее большинство голосов. При этом, Йоханнес имеет в своём городе рейтинг более 80% и оказывает значительное влияние на общественные настроения во всём уезде.

Тот факт, что лидеры Демсоюза венгров призвали своих сторонников поддержать на выборах социал-демократа, не означает, что в копилку Джоанэ можно смело прибавлять 4% голосов. Во-первых, по результатам первого тура в трёх уездах с наибольшим числом венгерского населения Траян Бэсеску набрал первое (уезд Муреш) или второе место (уезды Харгита и Ковасна), уступив в последнем случае венгру Келемену Хунору. Во-вторых, не все венгерские организации единодушны в определении оптимальной фигуры президента для местного населения. К примеру, лидер Венгерской гражданской партии Ласло Токеш, пользующийся авторитетом среди более радикально настроенного венгерского населения Румынии, заявил, что будет голосовать за Траяна Бэсеску "как за наименьшее из двух зол". Таким образом, стоит ожидать, что голоса венгерской общины, - а это, с учётом явки в 50-55%, до 400 тыс. избирателей, распределятся между Бэсеску и Джоанэ примерно поровну.

Союз Джоанэ с национальными меньшинствами вряд ли понравится тому самому "правому электорату", включая сторонников национал-либералов, партии "Великая Румыния" (около 5% голосов) и ряда других политических организаций. Непропорциональное продвижение в структуры власти представителей нацменов приветствуется нерумынским населением, однако может спровоцировать протестное голосование "против Джоанэ".

Придали динамики и уверенности избирательной кампании действующего президента обнародованные 2 декабря результаты экспертного анализа компромата с избиением ребёнка. Покадровый анализ видео показал, что запись имеет следы компьютерного монтажа. Об убедительности результатов экспертизы можно судить по тому, что команда Джоанэ не стала настаивать на достоверности видео. Ощутимо потеряв неделю назад, Траян Бэсеску теперь продемонстрировал всей стране манеру игры конкурентов и приобрёл сполна.

Одной из составляющих избирательной кампании Бэсеску перед первым туром выборов был тезис о борьбе с политическим классом. Сам принадлежащий к политическому классу президент, раскручивая этот популистский лозунг, смог привлечь на свою сторону немало сторонников. За предложения об упразднении одной из палат парламента и сокращении числа депутатов, вынесенные на проводившийся вместе с выборами референдум, проголосовало почти 80% избирателей. Несмотря на то, что сам Бэсеску набрал более чем вдвое меньше, символическое согласие с его идеями было продемонстрировано. Нелюбителей "этих зажравшихся чиновников" хватает в любом обществе. Перед вторым туром Бэсеску удачно развил тему и вбросил в информационную среду идею о необходимости снятия с депутатов неприкосновенности. Очевидно, что подобные популистские идеи почти всегда являются беспроигрышными.

Неожиданным сюрпризом, которым команда либерал-демократов не упустила возможности воспользоваться стали возникшие 1 декабря в Тимишоаре небольшие столкновения между сторонниками двух кандидатов. Организация социал-демократами митинга в центре Тимишоары, в которой началась антикоммунистическая революция в 1989 году и которая является своего рода "оплотом антилевизны", была воспринята многими жителями города как провокация. За считанные часы на 3 тысячи митингующих сторонников Джоанэ собралось примерно равное число его противников. Команда Бэсеску, надо отдать должное, не упустила момент. В дело пошли уже опробованные в последние годы социальные интернет-сети, и, к вечеру примерно в десяти городах по всей Румынии прошли "стихийные" митинги в знак солидарности с Тимишоарой. Даже с некоторым пониманием механизмов организации подобных мероприятий, у людей, до этого равнодушных к выборам, просыпается воодушевление. Результат митингов 1 декабря: во-первых, привлек внимание и завоевал симпатию нейтральных и аполитичных граждан, и, во-вторых, навесил на Джоанэ выгодные для Бэсеску ярлыки "коммуниста" и "предателя революции-1989". Для многих румын эти два тезиса остались основными до конца кампании и наверняка определят голосование 6 числа.

Точкой в предвыборной гонке для обоих кандидатов стали состоявшиеся 3 декабря политические теледебаты. Чёткие критерии оценки в данном случае применить трудно, однако, судя по обсуждениям на румынских форумах, это была заочная победа Бэсеску. В дебатах главное значение имеет не "правота" или честность, а убедительность. Бэсеску сыграл свою роль харизматичного популиста на "пятёрку".

Несмотря на очевидное наступление Бэсеску во вторую неделю кампании, по общим впечатлениям очевидный фаворит накануне 6 декабря так и не был определён. Сторонников политической стабильности примерно столько же, сколько противников чиновничества, поэтому, стоит ожидать, что голоса будут распределяться примерно поровну. Примечательно ещё, что Бэсеску уже находился в подобном положении, когда несколько лет назад политические партии страны примерно в том же составе вынесли президенту вотум недоверия, однако на организованном в связи с этим референдумом румынский лидер получил подтверждение своей легитимности от примерно 70% избирателей.

На сегодняшний день Бэсеску не обладает 70%, однако его победа, даже с минимальным перевесом, позволит ему продолжить осуществление его главных проектов: переформатирование политической системы страны, причём не просто перестановкой ключевых фигур, а изменением структуры власти; проведение активной политики в рамках ЕС, участие в главных военных и гуманитарных миссиях Евросоюза; тесное сотрудничество с США в вопросе установления новой системы ПРО в Европе, ещё более активное участие в миссиях НАТО, в том числе в Афганистане; сближение с Молдавией, продолжение политики облегчённого предоставления румынского гражданства; активное сотрудничество с российскими энергетическими компаниями, при этом известный торг будет идти вокруг "рассмотрения возможности участия Румынии в "Южном потоке". Джоанэ в случае своей победы будет ставить пред собой похожие цели, за исключением политических реформ. На внешней политике страны вероятная смена политического руководства вряд ли скажется. Евроатлантические ценности, "особые отношения" с Молдавией, сдержанный прагматизм отношений с Россией, активную политику в евроструктурах разделяет весь политический класс Румынии. Вопрос может быть только в отлаженных нынешней командой механизмах и наработанной практике. Таким образом, голосование 6 декабря - это скорее выбор внутренней политики - развития экономики, решения проблем безработицы, эффективности борьбы с коррупцией, совершенствование социальной системы. Перспектива смены главы государства, по большому счёту, должна иметь значение только для самих румын. Что касается непосредственно самих результатов выборов, то позволим себе сделать прогноз - 52 против 48 в пользу действующего президента.

Вячеслав Крачун.