Г-н Рустамян, как вы оцениваете ход и результаты состоявшихся в Армении президентских и парламентских выборов? Какова позиция АРФД по этому поводу?

В ходе прошедших, несколько ранее парламентских, президентских выборов международными и местными наблюдателями были зафиксированы нарушения, вызвавшие всеобщую озабоченность - как по своему характеру, так и по своей масштабности. Учитывая последовавшие за выборами жесткие оценки международных наблюдателей, мы, конечно же, надеялись, что будут сделаны соответствующие выводы, и парламентские выборы пройдут уже с учетом этих оценок. К сожалению, этого не произошло. Так или иначе, АРФД заявила, что уровень нарушений в ходе президентских выборов не носил того масштаба, чтоб повлиять на итоги голосования. Мы считаем, что президент избран народом, но очевидная победа Роберта Кочаряна была омрачена силами, оказавшими ему, как потом оказалось, медвежью услугу. Уже не вызывает сомнения и то, что нарушения допускались как со стороны действующих властей, так и оппозиционных сил. Что касается парламентских выборов, то нарушения, без сомнения, не имели такого удручающего количества, как в ходе президентских выборов. Ведь тогда в обращение были пущены "левые" бюллетени, сфабрикованные для оказания именно той медвежьей услуги, о которой я говорил. В ходе парламентских выборов "левых бюллетеней" почти не было. Это говорит о том, что высшее руководство страны, тем не менее, предприняло ряд сдерживающих действий. Правда, не воздержались от нарушений органы местного самоуправления, и они носили довольно-таки массовый характер. В общем мы расцениваем прошедшие парламентские выборы как неполноценно свободные, прозрачные и справедливые. Необходимо учитывать то, что и само наше общество создает широкие возможности для использования избирательных взяток. Тяжелое социально-экономическое положение - весьма благодатная для подкупа избирателей почва. Учитывая все вышесказанное, можно было бы и заговорить о необходимости проведения новых парламентских выборов. Но что это даст? Государство и действующие сегодня механизмы не готовы к исправлению ситуации, а с другой стороны, новый состав НС Армении, с точки зрения преодолевших 5% барьер и вошедших в его состав политических сил, в основе своей соответствует реальной картине политического поля Армении. Другое дело, что внутрипарламентская пропорция, так сказать, соотношение этих политических сил оказалось нарушенным, вследствие уже упомянутых мною нарушений избирательного процесса. В этом аспекте внутрипарламентский расклад не выражает того расклада политических сил, который налицо в Армении.

Если допустить, что выборы прошли бы без единого нарушения, то как бы, на Ваш взгляд, распределились силы в новом парламенте?

Я не хочу оценивать, чтобы было, если бы не было нарушений. Факт остается фактом - баланс политических сил нарушен. Доказательством тому служит хотя бы тот факт, что по ряду избирательных округов парламентские выборы признаны недействительными и назначены новые выборы. А это голоса более сотни тысяч избирателей. Отсюда вывод: нарушения отразились не только на итогах выборов по мажоритарной системе, но и сказались на результатах выборов по системе пропорциональной. Ни для кого не секрет, что, в первую очередь, это действовало в пользу той политической силы, которая имела рычаги воздействия.

Многие утверждают, что сегодня между двумя партиями (АРФД и Республиканской партией), оказавшими мощную поддержку Роберту Кочаряну в ходе президентских выборов, существуют серьезные противоречия. Не связаны ли они с распределением министерских портфелей?

Я не считаю, что заявления отдельных политических деятелей, сделанные ими под различными предлогами, позволяют делать вывод, что между Республиканской партией Армении (РПА) и АРФД существуют серьезные разногласия. Эти заявления явно преувеличены. Между нашими подходами и подходами РПА могут быть методологические расхождения. Поддерживая президента Кочаряна, мы имеем поле согласия, воплощенное в программе президента, над которой АРФД и РПА работали вместе. С другой стороны, существует необходимость уточнения стратегии решения всех задач, заключенных в этой программе. Вот здесь возможны различия в подходах и акцентах. Нельзя не учитывать и то, что у нас различные с РПА идеологические платформы. Мы имеем более социалистическую направленность, а РПА придерживается правого крыла. АРФД акцентирует внимание на вопросах социальной справедливости. Кроме того, мы придаем огромную важность оздоровлению кадровой политики. В связи с этим, обсуждения с республиканцами предстоят и, несмотря на разность подходов в вопросе формирования правительства, возможности консенсуса еще не исчерпаны.

Сегодня очень много говорится о коалиционном правительстве. Мы считаем, что в Армении никогда не было коалиционного правительства в своем классическом понимании. Если мы говорим именно о принятом во всем мире понятии коалиционного правительства, то это предполагает уточнение принципов и порядка его формирования, вопросов ответственности каждой из политических сил, их полномочий и прав. Только после этого можно говорить о том, каким образом и по каким правилам игры будет работать коалиция. Политические силы, которые войдут в состав коалиции, должны будут выступить с меморандумом, в котором должны быть зафиксированы все вышеуказанные моменты. Еще один важный момент, частью коалиции должны стать исключительно политические силы, то есть партии, которые располагают в НС фракциями. Формировать коалицию на основе искусственно созданных депгрупп считаем нецелесообразным.

Вместе с тем необходимо учитывать сложившуюся ситуацию. Хотим мы того или нет, парламент избран, и у "Дашнакцутюн" только 11 депутатских мандатов. Именно этот результат ляжет в основу нашего присутствия в формируемом правительстве. Вместе с тем, для нас важно не количественное присутствие АРФД в правительстве, а то, о каких конкретно портфелях пойдет речь. Если нам достанется 1-2 места, имеющих реальный вес, то мы посчитаем это более приемлемым, чем гораздо больше мест, лишенных действенного влияния. Здесь речь идет не столько о количестве портфелей, сколько о возможностях приобретения рычагов влияния. Распределение мест между политическими силами, как в руководстве НС Армении, так и в правительстве страны, взаимосвязано. По этим двум вопросам неопределенность остается, и я думаю, что переговоры между политическими силами будут проходить единым пакетом, поскольку, так или иначе, парламент и правительство должны будут работать сообща.

Каковы приоритеты деятельности АРФД в новом парламенте?

Мы находим, что новый парламент должен начать свою деятельность с выработки нескольких законопроектов и решения ряда основных задач. Во-первых, это проведение нового референдума по пакету конституционных преобразований, который, к сожалению, провалился и, в основном, в результате политических спекуляций. АРФД уверена, что Армения потеряла реальный шанс оздоровить политическую систему. Наша партия намерена добиться проведения повторного референдума по Конституции, оставаясь вдали от политической конъюнктуры и спекуляций. Второй важный вопрос - избирательная система и связанные с ней преобразования. Необходима последовательная и серьезная работа по реформированию избирательной системы Армении и внедрению в нее здоровых механизмов. Первоочередным вопросом также является углубление антикоррупционной деятельности. Коррупция стала очень серьезной проблемой, и несостоятельность армянского государства непосредственно обусловлена масштабами коррупции. Связанные с коррупцией вопросы - это снижение объемов теневого оборота в экономике страны, ограничение полномочий, антимонопольная борьба, которая должна поставить конец клановой системе. Все экономические программы должны иметь ярко выраженную социальную направленность, поскольку положение армянского общества действительно очень тяжелое. Ради решения этих актуальных для Армении задач, АРФД готова пойти на сотрудничество со всеми парламентскими силами.

Г-н Рустамян, возвращаясь к пакету конституционных реформ, каковы на Ваш взгляд основные факторы, ставшие причиной провала?

Здесь можно выделить несколько факторов. Во-первых, референдум проходил параллельно с парламентскими выборами и, естественно, все сплелось в политические спекуляции. Оппозиция, в силу своего радикализма, была изначально настроена против принятия изменений в Основной закон, что сыграло немалую роль. Кроме того, общество не было достаточно широко проинформировано о сути пакета конституционных реформ и, в этой ситуации, той или иной политической силе было легко сформировать у избирателя необходимый ей подход. Очень многие проголосовали за или против, не осознавая своего выбора. Учитывая все это, необходимо уже сейчас думать о подготовке к новому референдуму, при этом, возможно, изменив некоторые положения пакета. АРФД считает, что правильнее было бы вынести пакет конституционных преобразований на референдум по блокам, как это принято в мировой практике. Разбить весь пакет на отдельные блоки - политическая система, судебная система, права человека и так далее. В этом случае, возможно, кто-то скажет "да" изменениям в политическом блоке Конституции и "нет" реформам в блоке, касающемся прав человека, или наоборот. Этот путь позволит в конечном итоге внести в Конституцию хоть какие-то изменения.

В обществе бытовало мнение, что референдум 25 мая был своего рода вотумом доверия президенту и народу предстояло выбрать между Конституцией, принятой в период правления партии Армянское общенациональное движение (АОД) и новой редакцией Основного Закона, предложенной президентом Кочаряном. Закономерен ли такой подход?

Мы призывали избирателей голосовать "за" пакет реформ по той причине, что аодовская Конституция была принята в 1995 году с массовыми фальсификациями. Именно в соответствии с ней президент страны сегодня наделен весьма широкими полномочиями. Принятие же предложенного пакета преобразований, во-первых, освободило бы нас от комплекса нелегитимной Конституции, во-вторых, поправки дали бы серьезную возможность для оздоровления политической системы страны, предусматривая перераспределение президентских полномочий. Я вообще не понимаю логики действий оппозиции. Они утверждали, что референдум является третьим этапом президентских выборов и ратовали за коренные преобразования в стране, не осознавая при этом, что действующая Конституция им такой возможности не дает. Повторяю, был создан неблагоприятный для референдума фон - оппозиция сказала "нет" президентским выборам, и это автоматически передалось референдуму по Конституции, лишь по той простой причине, что пакет реформ был предложен президентом.

Вы являетесь членом армянской делегации в ПАСЕ. Чем обернутся для Армении негативные оценки европейских наблюдателей по поводу президентских и парламентских выборов?

Я считаю, что в ПАСЕ ожидаются довольно серьезные обсуждения по этому поводу. Наверняка, президентские и парламентские выборы будут рассмотрены в ПАСЕ в комплексе, на основе чего и будут сделаны определенные заключения, вряд ли благоприятные для Армении. Помимо этого, мы имеем серьезную проблему, связанную с ратификацией шестого протокола Европейской Конвенции по правам и основным свободам человека, предусматривающего отмену смертной казни. Сроки истекают в июне текущего года. Это действительно серьезные вызовы, которые брошены Армении, и надеюсь новый парламент осознает это. В противном случае страна может иметь серьезные проблемы, связанные с членством в Совете Европы.