В воскресенье 22 ноября в Мюнхене ждали прибытия президентов Азербайджана и Армении - Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна - для продолжения переговоров по разрешению "замороженного" межгосударственного конфликта. На прошлой неделе французский министр иностранных дел подтвердил, что проведение этой встречи планируется во французском консульстве.

Незадолго до этого Алиев, выступая перед беженцами с территорий, занятых армянами, объявил о том, что в случае необходимости Азербайджан применит силу для возвращения регионов, потерянных в ходе карабахской войны. Если "решающая фаза" мюнхенских переговоров завершится провалом, надежды на мирное урегулирование, согласно заявлению Алиева, унаследовавшего свой пост от отца, следовало похоронить. По его словам, страна инвестировала "миллиарды" в новое вооружение и имеет полное право воспользоваться военными средствами с целью освобождения захваченных районов.

Несмотря на то, что большинство наблюдателей расценивают подобные угрозы, на которые Алиев был щедр и раньше, как пропаганду, рассчитанную на внутреннее потребление, нельзя не заметить и рост нервозности, характерный на протяжении последних месяцев для режима в Баку. Неуверенность нарастает там с каждым новым шагом по сближению Армении и Турции. Оба государства существенно скорректировали свои позиции за последний год, при том, что каждое движение в этом направлении сопровождалось воинственной риторикой из Азербайджана. Интересно, что раздражение открыто высказывалось и в адрес Турции, зависимой от поставок энергоносителей. Несмотря на это, в апреле Турция и Армения объявили о стремлении нормализовать между собой отношения при посредничестве Швейцарии. В последствии в Цюрихе были подписаны соответствующие протоколы о необходимости возобновления дипломатических отношений, открытии границ и создании комиссии по расследованию массового убийства армян в Османской империи в 1915 году.

Это, правда, вовсе не означает, что реальное сближение Армении и Турции идет полным ходом. Как Саргсян, так и его турецкий коллега Эрдоган встречают по данному вопросу резкое сопротивление оппозиции в своих странах и даже в собственных партиях. Так, Эрдоган вынужден считаться с упреками соратников по "Партии справедливости и развития" в предательстве интересов братского азербайджанского народа, - по их мнению, лишь после вывода армянских войск с занятых территорий возможно налаживание связей между Турцией и Арменией. Также президент и правительство в Ереване, испытывая давление местной оппозиции и армянской диаспоры, заявили о невозможности плодотворного сотрудничества с Анкарой до ратификации цюрихских протоколов обоими парламентами. Кроме того, Ереван призывает не связывать вопрос об армяно-турецких отношениях с армяно-азербайджанским конфликтом.