"Модернизация киргизской энергетики возможна только за счет реальных денежных средств, поступивших от стороннего инвестора", - ведущий эксперт регионального филиала Института стран СНГ (Бишкек), доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян рассказала корреспонденту ИА REGNUM Новости о своем взгляде на текущую экономическую ситуацию в Киргизии.

ИА REGNUM Новости: Какова на сегодняшний день экономическая ситуация в Киргизии?

Данные основных макропоказателей киргизской экономики за октябрь говорят, что радужные прогнозы о преодолении кризиса, о том, что кризис киргизскую экономику не задел или задел минимально, не оправдываются. По промышленности, в сравнении с показателями 2008 года того же периода, наблюдается отставание на 13%. Рост экономики по ВВП всего лишь 3%. Прирост осуществляется за счет торговой деятельности и сельского хозяйства, кроме того, самый максимальный прирост дала Камбаратинская ГЭС за счет инвестиционных вложений, именно за счет разрешения строительства Камбараты происходит наращивание показателей. В реальности ситуация обстоит таким образом, что основные параметры экономики на сегодняшний день не просто стагнирующие, они уже плавно переходят в отставание, имеющее хроническую тенденцию. Кризис -- это всегда катализатор, который выявляет все преимущества и недостатки экономики.

ИА REGNUM Новости: Что показал кризис в случае с Киргизией?

В случае с Киргизией он язвами вскрыл экономические проблемы: прошлогодняя, которая на сегодняшний день получила большую обостренность, - энергетика, и эта проблема теперь имеет не просто отраслевую направленность, она имеет резко выраженную социальную направленность и влияние на экономику в целом, особенно на промышленную отрасль и, конечно, на возможности развития и стратегии развития экономики Киргизии.

ИА REGNUM Новости: Насколько эффективным шагом в деле развития отечественной экономики является недавнее решение правительства значительно поднять тарифы на электроэнергию, горячую воду и отопление. Как вы оцениваете эту идею?

По нынешним параметрам и в связи с намерением правительства повысить тарифы на электричество и тепло проблема еще больше усугубляется. На сегодняшний день озвученные властями перспективы будут сложны как с точки зрения их выполняемости, так и с точки зрения их социальной остроты. Что касается подобных экономических стратегий, то их можно оценивать как высокорискованные. Проблема в следующем: если говорить о возможностях экономического развития в Киргизии, то здесь может идти речь только о развитии только одного природоресурса - энергетического. На сегодняшний день обнаружение и исследование полезных ископаемых, возможность их роста и добычи, о чем заявляет правительство, не сможет оказать существенного влияния на экономическое развитие республики.

Единственный источник, который может сформировать конкурентный потенциал, - это электроэнергетика, потому что она сосредоточена в Центральной Азии именно на территории Киргизии. Проблема в том, что повышение тарифов на электроэнергию не может дать одномоментного роста и поступления инвестиций, поэтому и при самом лучшем раскладе осуществление намерений по реабилитации отрасли за счет обновления основных фондов и модернизации, возможно при одном условии - немедленное и разовое поступление реальных денежных средств, реальных инвестиций от стороннего инвестора. Инвестора, который может вложить в эту отрасль деньги и тем самым сдвинуть с мертвой точки все процессы. Средства, получаемые от растущих тарифов, в долгосрочной перспективе могут быть направлены на мобилизацию и последующее погашение кредитов.

ИА REGNUM Новости: Как отразится повышение тарифов на стоимости товаров и услуг?

Если посмотреть, как повышение цены на электроэнергию повлияет на себестоимость самых рядовых продуктов, например хлеба, то: удельный вес электроэнергии в стоимости булки хлеба где-то от 7-10%, соответственно, подорожание электричества в 2, а в перспективе и более раз будет приводить к росту инфляции гораздо большими темпами, чем прогнозирует правительство. Другой фактор - ожидаемая инфляция, связанная с ростом цен, будет играть на так называемый фактор опережающей инфляции. То есть предприниматели, не дожидаясь 1 января, заблаговременно, в отличие от правительства, начнут потихоньку подготавливать почву к повышению цены на свои товары, так как они понимают, что конкурентная среда не допустит многократного увеличения стоимости хлеба. Поэтому покупателей будут приучать к этому постепенно. Соответственно период до 2010 года будет характеризоваться увеличением инвестиционных ожиданий, что, в свою очередь, будет подхлестывать и ускорять инфляцию. Такие перспективы пока не дают возможности для каких-то конкретных планов, прогнозов на будущее. Если российская сторона даст ожидаемый кредит на строительство Камбараты-1 и Камбараты-2, то выполнение планов правительства, по крайней мере в той их части, которая озвучивается, возможно. Если же будут происходить задержки в этой области, то, естественно, и решение, и развитие проблемы будет идти по негативному сценарию, а это нежелательно.

ИА REGNUM Новости: Какую сумму нужно инвестировать в киргизскую энергетику, чтобы был ощутимый результат?

Правительство озвучивало где-то от 300 млрд долларов и более, а это достаточно серьезная сумма не только для Киргизии, но и для любого очень крепкого и развитого инвестора. Поэтому здесь однозначно единовременных поступлений не будет. Киргизии может помочь то, что она любима международными спонсорами и различными грантодателями. Например, МВФ уже объявил о своем желании участвовать в финансировании приобретения электросчетчиков и учетных приборов для регистрации контроля за теплом и электроэнергией. Возможно, такие частичные вклады будут помогать решению проблемы, но это ее частичное решение. Проблему необходимо решать в комплексе, ибо она запущена 17-летним отсутствием всякого обновления. Мгновенного изменения ситуации и улучшения энергоснабжения вряд ли можно ожидать, необходимо время.

ИА REGNUM Новости: Насколько продумано в социальном плане решение о поднятии тарифов?

С одной стороны, экономическая стратегия крайне необоснованна, она отличается резкими колебаниями из одной крайности в другую, поэтому возможны проблемы социального напряжения не в плане политических потрясений, а в плане ухудшения уровня жизни населения. Киргизская политика, особенно с точки зрения социальных интересов, совершенно не продумана. Здесь можно говорить о другой стороне интересов общества - это интересы, связанные с приватизацией данной отрасли. Я полагаю, что на этом фоне реальная потребность в больших инвестициях будет ускоряться, начнется процесс приватизации, будут выставляться на продажу не только крупные объекты, но и мелкие. Будет происходить дробление отрасли. С точки зрения бизнеса и инвестиционной окупаемости это выгодно, с точки зрения конкурентности отрасли и государства в целом это крайне опрометчиво, потому как в любом случае концентрация мощности в руках одного владельца позволяет обладать большей устойчивостью, большим экономическим потенциалом, а следовательно большими возможностями. Дробление будет приводить к потере контроля над ресурсом. В условиях, когда это единственно реально работающий ресурс конкурентоспособности, для страны это может быть чревато.

ИА REGNUM Новости: В свое время Курманбек Бакиев сказал: "Государство - никудышный менеджер". Может, действительно передача в частные руки поможет киргизской промышленности подняться?

Это возможно, но только в том случае, если передача будет осуществляться на абсолютно чистых и прозрачных рыночных условиях и если новый собственник будет независим ни от кого, в том числе не будет выражать интересы каких-то групп, представляющих либо правительство, либо парламент. Если единственным приоритетов будет экономическая эффективность с точки зрения конкурентности и развития конкурентных отношении, то да, это оправдано и может быть выгодно как для государства, так и для самого собственника. Проблема в том, что при той степени коррумпированности, которая существует в республике, такого независимого, абсолютно объективного владельца найти будет крайне сложно, даже если это будет внешний инвестор или внешний будущий владелец.