Китай инвестирует в нефтегаз, нефтехимию, фармацию и телекоммуникации Туркмении
Узбекские эксперты по вопросам Центральной Азии, политики России и Китая в регионе
По мнению экспертов, на всем постсоветском пространстве Туркмения является единственной страной, которая обладает высоким экспортным потенциалом по газу и имеет возможность экспортировать большую часть (свыше 3/4) добываемого "голубого топлива".
"Это связано со значительными запасами газа в стране, которые, по туркменским оценкам, составляют около 25 трлн. кубических метров. Здесь необходимо отметить, что туркменские оценки, по-видимому, могут быть завышены. Доказанные запасы туркменского газа, по данным целого ряда иностранных экспертов, значительно ниже: около 3 трлн. кубических метров - без учета еще фактически не разведанного газового месторождения "Южный Иолотань", на которое Туркмения возлагает большие надежды. Однако его запасы пока точно не известны (хотя это месторождение, безусловно, относится к категории крупных), а проведенное в октябре 2008 года аудиторское исследование дает очень расплывчатую оценку. В то же время, даже если предположить, что Ашхабад существенно преувеличивает газовые запасы страны, в любом случае внутренние потребности республики относительно доказанных запасов невелики, учитывая малочисленность населения (около 5 млн. человек) и отсутствие крупной промышленности (за исключением самой нефтегазовой отрасли)", - отмечают узбекские эксперты.
По их данным, сегодня в нефтегазовой отрасли Туркмении активно работает Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК), которая реализуют целый ряд проектов: подготовка к освоению газоносной территории "Багтиярлык" (восточная часть Туркмении, правобережье реки Амударьи); строительство газоперерабатывающего завода вблизи газоносной территории "Багтиярлык"; геологоразведка газового месторождения "Южный Иолотань" (юго-восточная часть Туркмении) и строительство туркменского участка магистрального газопровода "Туркмения - Китай".
"Предполагается, что газопровод "Туркмения-Китай" будет рассчитан на экспорт до 40 млрд. кубических метров газа ежегодно. Первоначально его планировалось ввести в строй в конце 2009 года. По данному трубопроводу газ из Туркмении через Узбекистан и Казахстан будет доставляться в китайскую провинцию Гуандун (южная часть тихоокеанского побережья КНР). Протяженность газопровода от туркменских месторождений на правобережье Амударьи до казахстанско-китайской границы составит около 2000 км: по территории самой Туркмении - 188 км, Узбекистана - 525 км, Казахстана - 1293 км. Финансирование строительства газопровода осуществляется КННК. В то же время, имеется информация о том, что в 2008 году две другие китайские компании -
Они также сообщают, что поставки в Туркмению китайского нефтегазового оборудования (в основном буровых установок, транспортных средств, а также запасных частей и комплектующих к ним) осуществляются преимущественно путем прямой закупки техники из КНР за счет средств бюджета Туркмении. Это имеет отношение больше к торговым связям двух стран, нежели собственно к вопросам проектно-инвестиционной деятельности. Однако в ряде случаев Пекин предоставляет Ашхабаду кредиты для закупки техники китайского производства, а кредитором выступает китайский Экспортно-импортный банк КНР (ЭКСИМ-банк).
"Китай оказывает помощь в развитии туркменской химической отрасли, где особый интерес для Туркмении представляет производство минеральных удобрений. В 2006 году ЭКСИМ-банк КНР предоставил Туркмении льготный кредит на сумму в 300 млн. долларов со сроком погашения в 20 лет со ставкой в размере 3% годовых. Кредит предназначен для реконструкции производственного объединения "Марыазот", выпускающего аммиак и азотные удобрения. Китай также оказывает Туркмении помощь и в развитии производства строительных материалов. В 2007 году Министерство строительства и промышленности строительных материалов Туркменистана и консорциум китайских компаний (Capital Longji Sei-Tech Co. и SINOMACH) подписали контракт на строительство стекольного комбината в городе Ашхабаде", - поясняют узбекские эксперты.
По их словам, китайская проектная активность в транспортной отрасли Туркмении сводится преимущественно к поставкам транспортных средств, а также комплектующих и запасных частей к ним. Это относится скорее к торговым связям двух стран, нежели к проектной деятельности. Однако, также как и в случае с поставками нефтегазового оборудования, Китай предоставляет Туркмении кредиты под закупку тех или иных транспортных средств. При этом кредитором выступает ЭКСИМ-банк КНР.
"Сегодня в телекоммуникационной отрасли Туркмении работают такие китайские компании как Shenzhen Zhongхing Telecom Equipment Corporation (ZTE) и
Китай оказывает помощь Туркмении в развитии легкой промышленности. В частности, выделяются средства для реабилитации в Туркмении производства шелка, которое было достаточно развито в советское время. Китайская компания Capital Longji Sci-Nech Co. Ltd осуществила в Туркмении ряд строительных заказов, среди которых следует выделить следующие: строительство 12-этажного здания в городе Ашхабаде по заказу Министерства железнодорожного транспорта Туркмении; строительство детского оздоровительного центра в Гекдере (южная часть Туркмении), стоимостью около 8,6 млн. долларов", - заключают узбекские эксперты.