Станислав Тарасов: Баку в "тисках объятий" Москвы, Анкары и Рима
Состоявшийся рабочий визит премьер-министра Италии
Речь, конечно, в первую очередь идет о продвижении российско-итальянского проекта "Южный поток". Как известно, соответствующая компания была создана еще в 2007 году. К 2010 году она должна подготовить ТЭО проекта, проработать его экономическую и финансовую составляющие. Всю эту систему "
Напомним, что только на днях правительство Дании выдало разрешение на прокладку труб "Северного потока" в своих территориальных водах на Балтике. Остальные разрешительные документы должны поступить к апрелю 2010 года и за 18 месяцев необходимо будет проложить трубы по дну Балтийского моря.
Однако похоже, что ситуация начинает быстро меняться. Во время телемоста Санкт-Петербург - Анкара, в котором принял участие и Сильвио Берлускони, премьер России
Надо полагать, что для того, чтобы "тянуть одеяло на себя" - выставить на первую позицию " Южный поток"- у итальянского премьер-министра имелись какие-то серьезные основания, которые пока публично не афишируются. Поэтому рассуждения аналитиков относительно якобы имеющегося у Рима и Москвы желания как можно быстрее зафиксировать победу над NABUCCO, выглядят неубедительно. Хотя бы потому, что, согласно существующим прогнозам, к 2020 году в ЕС спрос на газ вырастет до 692 млрд кубометров. Если брать эту цифру в качестве базовой, то даже общих дополинтельных мощностей "Южного потока", "Северного потока" и NABUCCO не хватит для удовлетворения вырастающего спроса. Интрига, скорее всего, в другом.
Прежде всего, становится фактом то, что Рим стал серьезно реагировать на геополитическую перегруппировку сил в зоне Ближнего Востока и Закавказья, которая активизировалась после подписания известных цюрихских турецко-армянских протоколов о нормализации отношений между двумя странами. Возвращение на Ближний Восток христианской Армении стимулирует к обозначению там же "традиционных" интересов и саму католическую Италию. Напомним, что в 1918-1920-х годах войска Италии уже побывали в Закавказье и в Турции, и было даже одно время, когда Рим подталкивал независимые государства Закавказья к созданию региональной федерации. Сегодня в Риме почувствовали, что пора прощаться с эпохой, когда интересы континентальной Европы в других частях света воплощались в основном только Францией и Германией. В свою очередь и Россия, чья международная значимость на Ближнем Востоке и в Закавказье значительно снизилась в результате развала Советского Союза, занята поиском возможностей для восстановления своей роли в качестве региональной державы. Заметно активизировалась и Анкара. После "кавказского кризиса", по договоренности с Москвой она выступила с инициативой "Кавказской платформы", которая призвана стабилизировать ситуацию в Закавказье за счет подключения к процессу всех существующих там государств. Одним из итогов такой политики и стали цюрихские договоренности между Турцией и Арменией. Однако отход от "стандарта" теперь грозит Турции осложнениями отношений с Азербайджаном. Неслучайно, как сообщали турецкие СМИ, во время недавнего телефонного разговора с президентом России
И вот почему. Вскоре после Цюриха ответный ход сделал президент Азербайджана
Турция, которая долгое время носилась с проектом NABUCCO, могла бы без шума изменить тарифную политику. К тому же министр энергетики этой страны Танер Йилдыз признавал обоснованность претензий Азербайджана и соглашался с тем, что за каспийский газ нужно платить больше. Но Турция стала действовать по иному сценарию: дала согласие на проведение геолого-разведочных работ по "Южному потоку" в своей исключительной экономической зоне в акватории Черного моря. Плюс к этому и подписание в ходе визита Дмитрия Медведева в Сербию соглашения о создании совместного предприятия по строительству "Южного потока" в Сербии и газового хранилища "Банатски двор". Затем официально о присоединении к проекту "Южного потока" заявила французская компания Electricite de France (
Затем влиятельная турецкая газета Zaman опубликовала сообщение, согласно которому в декабре 2009 - накануне саммита ЕС - может состояться совместное заседание кабинетов министров России и Турции. В этой связи премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что договоренность о подобном механизме выстраивания совместной политики с Россией была достигнута во время визита российского премьер-министра Владимира Путина в Анкару в августе нынешнего года, когда было подписано также 20 соглашений о сотрудничестве в целом ряде областей, преимущественно в энергетической сфере. На практике это означает, что любой предсказуемый дрейф Азербайджана - в сторону Анкары или Москвы - все равно приводит его в российско-турецко-итальянские "объятия".
Региональное сближение между Римом, Москвой и Анкарой серьезно скажется на общей ситуации, прежде всего, в Закавказье. Правда, сюжетная сторона грядущих там событий пока не очевидна. Ясно только то, что Анкара с "широкой" опорой на Запад, и с более "узкого" плацдарма Москва-Рим стала разжимать тиски политики односторонней ориентации в Закавказье на Азербайджан.